Ах, колокольчик, колокольчик!
Когда и над моей дугой,
Над тройкой ухарской, лихой
Ты зазвенишь? Когда дорога,
Широкой лентой раскатясь,
С своими пестрыми столбами
И с живописностью кругом,
Меня, мой колесистый дом,
Мою почтовую телегу,
К краям далеким понесет?
Когда увижу край над Волгой
И, с гор на горы мча стрелой,
Меня утешит песнью долгой
Земляк — извозчик удалой?
Когда увижу Русь святую,
Мои дубовые леса,
На девах ленту золотую
И синий русский сарафан?
Мне, сиротине на чужбине,
Мне часто грустно по родном,
И Русь я вижу, как в картине,
В воспоминании одном.
Анализ стихотворения «К почтовому колокольчику» Глинки
Впервые произведение Федора Николаевича Глинки «К почтовому колокольчику» было напечатано в военной газете «Русский инвалид».
Стихотворение создано в 1829 году (или годом позже). Более ранняя дата означает, что поэт находится еще в Карелии, в своеобразной ссылке, в которую попал из-за дружеских связей с декабристами и осведомленности об их планах. Впрочем, он и там имел возможность и служить при местном губернаторе, и заниматься литературой. Поэт живо интересуется древностями северного края, в его стихах возникает карельская природа – достаточно экзотическая тема для тех лет. Пожалуй, соперничать с ним мог только Е. Баратынский, воспевавший дикость и красоты Финляндии. А вот в 1830 году он уже женат и проживает в Твери. Из контекста самого произведения становится ясно: автор ждет позволения поселиться в Твери. В жанровом отношении – почти ностальгическая элегия, послание. Стихи ямбические, рифмовка то смежная, то перекрестная, есть и несколько строк со сложной. Рифмы закрытые и открытые. Деления на строфы нет, лирический герой – сам нетерпеливо ожидающий отъезда поэт. Первая строка – апострофа, абстрактное обращение к колокольчику. «Над моей дугой»: дуга была расписной, над головой средней лошади почтовой тройки и крепился тот самый поддужный колокольчик, чей переливчатый звон волновал сердце опального поэта. В России существами и семейные мастерские, и небольшие артели, отливавшие для троек гладкие, граненые, а то и украшенные орнаментом и надписями колокольчики. Их звон сообщал о приближении тройки (все должны были уступать ей дорогу), задавал темп хода лошадям, аккомпанировал песням ямщика и развлекал уставших путешественников. Восклицание сменяется риторическими вопросами. Эпитеты: лихой, удалой, ухарской. Как позднее напишет в «Мертвых душах» Н. Гоголь: и какой же русский не любит быстрой езды? Дорога сравнивается с широкой лентой. «Пестрыми столбами»: верстовые столбы и шлагбаумы традиционно были полосаты. «Колесистый дом»: перифраз. «Увижу край над Волгой»: собственно, Тверь, расположенную в верховьях этой реки. Чем ближе заветный город, тем роднее окрестности и люди, и вот уже извозчик — «земляк». «Русь святую»: один из самых старинных городов России. Даже мысль о дубовых лесах, знакомых с детства, заставляет его сердце биться сильнее. Он называет их «мои», подчеркивая свое трепетное отношение. Несколькими штрихами описан девичий наряд: синий русский сарафан, золотая лента. Русь была для него всего лишь мечтой, воспоминанием, теперь же он, изгнанник, «сиротина» ждет встречи с нею.
Проведенные в ссылке годы Ф. Глинка нередко вспоминал с благодарностью, как период перелома в мировоззрении, особой зрелости поэзии. Однако живейшим желанием его всегда было возвращение в центральную Россию.
какой это класс?