К чему невольнику мечтания свободы?
Взгляни: безропотно текут речные воды
В указанных брегах, по склону их русла;
Ель величавая стоит, где возросла,
Невластная сойти. Небесные светила
Назначенным путем неведомая сила
Влечет. Бродячий ветр не волен, и закон
Его летучему дыханью положен.
Уделу своему и мы покорны будем,
Мятежные мечты смирим иль позабудем,
Рабы разумные, послушно согласим
Свои желания со жребием своим —
И будет счастлива, спокойна наша доля.
Безумец! не она ль, не вышняя ли воля
Дарует страсти нам? и не ее ли глас
В их гласе слышим мы? О, тягостна для нас
Жизнь, в сердце бьющая могучею волною
И в грани узкие втесненная судьбою.
Анализ стихотворения «К чему невольнику мечтания свободы» Баратынского
Произведение «К чему невольнику мечтания свободы» Евгения Абрамовича Баратынского посвящено противостоянию земного и идеального в человеке.
Стихотворение создано в 1833 году. Поэту исполнилось 33 года, он оставил службу – военную и гражданскую, женился, местожительством Баратынские выбрали Москву. Поэт делил время между хозяйственными делами имения и литературными занятиями. В жанровом отношении – философская лирика, рифмовка перекрестная, деления на строфы нет. Лирический герой начинает с горького вопроса, ставшего названием стиха. «Невольник» поэта внешне совершенно свободен. Однако судьба, колея жизни держит его в невидимых тисках. У него остается один путь – найти счастье в сложившихся обстоятельствах, если необходимо – довольствоваться малым, быть благодарным. Самая дикая природа, и та в оковах. Реки не выходят из берегов (разве что на время), «ель величавая» (инверсия и эпитет) весь век на одном месте, планеты совершают один и тот же ход. Даже независимость ветров сильно преувеличена. Душевное беспокойство, «мятежные мечты» — помеха счастью, успеху, вред здоровью. Лучше ничего не желать, забыть смешные порывы. Ближе к финалу в эти благоразумные рассуждения врывается крик раненого зверя: «безумец!» Поэт будто спорит со своим же героем. Он уверен, что «вышняя воля» (Бог) и насаждает в человеке эти неуемные желания, стремления, даже страсти. Страдальческое восклицание завершает стихотворение. Тайная жизнь сердца по-прежнему богаче реальных дел – и это положение поэт находит нестерпимым. Между тем, он имел возможность убедиться, что случается с подобными «мечтателями» на примере декабристов. Да и сам Е. Баратынский в эти годы уже ценил покой, а не бури. Однако проклятие беспокойством он считает необходимым для всякого мыслящего человека. Доля, удел, судьба, жребий – синонимы. Стихи построены на контрасте. Местоимение «мы» подчеркивает, что диссонанс этот общечеловеческий. Метафора: в сердце бьющая волною. Эпитеты: рабы разумные (еще и инверсия), неведомая сила, могучею волною. Олицетворение: летучему дыханью. Типичные для автора приставки отрицания, распада: безропотно, невластная. Ряд страстных вопросов и восклицаний. Лексика возвышенная.
В стихах «К чему невольнику мечтания свободы» Е. Баратынский исследует уязвимость романтического представления о себе, границы свободы, вечную борьбу противоположностей.