Проехав все моря и континенты,
Пускай этнограф в книгу занесет,
Что есть такая нация — студенты,
Веселый и особенный народ!
Понять и изучить их очень сложно.
Ну что, к примеру, скажете, когда
Все то, что прочим людям невозможно,
Студенту — наплевать и ерунда!
Вот сколько в силах человек не спать?
Ну день, ну два… и кончено! Ломается!
Студент же может сессию сдавать,
Не спать неделю, шахмат не бросать
Да плюс еще влюбиться ухитряется.
А сколько спать способен человек?
Ну, пусть проспит он сутки на боку,
Потом, взглянув из-под опухших век,
Вздохнет и скажет:- Больше не могу!
А вот студента, если нет зачета,
В субботу положите на кровать,
И он проспит до следующей субботы,
А встав, еще и упрекнет кого-то:
— Ну что за черти! Не дали поспать!
А сколько может человек не есть?
Ну день, ну два… и тело ослабело…
И вот уже ни встать ему, ни сесть,
И он не вспомнит, сколько шестью шесть,
А вот студент — совсем другое дело.
Коли случилось «на мели» остаться,
Студент не поникает головой.
Он будет храбро воздухом питаться
И плюс водопроводною водой!
Что был хвостатым в прошлом человек —
Научный факт, а вовсе не поверье.
Но, хвост давно оставя на деревьях,
Живет он на земле за веком век.
И, гордо брея кожу на щеках,
Он пращура ни в чем не повторяет.
А вот студент, он и с хвостом бывает,
И даже есть при двух и трех хвостах!
Что значит дружба твердая, мужская?
На это мы ответим без труда:
Есть у студентов дружба и такая,
А есть еще иная иногда.
Все у ребят отлично разделяется,
И друга друг вовек не подведет.
Пока один с любимою встречается,
Другой идет сдавать его зачет…
Мечтая о туманностях галактик
И глядя в море сквозь прицелы призм,
Студент всегда отчаянный романтик!
Хоть может сдать на двойку романтизм.
Да, он живет задиристо и сложно,
Почти не унывая никогда.
И то, что прочим людям невозможно,
Студенту — наплевать и ерунда!
И, споря о стихах, о красоте,
Живет судьбой особенной своею.
Вот в горе лишь страдает, как и все,
А может, даже чуточку острее…
Так пусть же, обойдя все континенты,
Сухарь этнограф в труд свой занесет.
Что есть такая нация — студенты,
Живой и замечательный народ!
Анализ стихотворения «Студенты» Асадова
Эдуард Аркадьевич Асадов в своем творчестве часто обращается к теме студенчества, дерзаний, открытий и оптимизма.
Стихотворение написано примерно в 1966 году. Его автору в эту пору 43 года, он известен всей стране, его сборники стихов выходят один за другим. Нужно отметить, что сам Э. Асадов студентом стал не сразу после окончания учебы в школе. Помешала Великая Отечественная война. Юноша добровольцем ушел на фронт. И только после победы поступил в Литературный институт. По жанру – шутливая ода студенчеству, рифмовка перекрестная, местами сложная, с вкраплением подобия охватной, 15 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – рассказчик, воспевающий «веселый и особенный народ» (это еще и эпитеты). В 1 же строфе поэт чуть шутливо призывает: пускай этнограф в книгу занесет. Не важен континент или остров, эта «нация» живет повсюду. Ее второе имя – молодость. Герой уверяет, что на изучение ее любому специалисту понадобится время – ведь он встретит в этой среде столько феноменов человеческого упорства, взаимопомощи и… разгильдяйства. С 3 строфы начинаются вопросы в духе научного эксперимента. Сколько человек может не спать? Да хоть неделю – если ты студент. При этом он будет успевать и учиться, и заниматься своим хобби, и ухаживать за девушкой. А уж если заляжет спать – так тоже хоть на неделю. Ему даже не вредит диета на воздухе и воде, он находит выход из такой грозной ситуации, как появление хвоста. Это иносказание, под которым подразумевается несданный зачет или экзамен. Особо удачливый исследователь имеет шансы обнаружить особь даже с тремя «хвостами». Конечно, стихотворение еще и гимн дружбе. Причем мужской. И тут уж любой риск неприятностей не берется в расчет. «Студент – отчаянный романтик!», хотя и тему романтизма в литературе может и не сдать. Все, перед чем другие люди опускают руки, ему по плечу. И, между тем, это не супергерой. У каждого своя судьба, выбор жизненных целей и ориентиров. «Споря о стихах и красоте»: опять отсылка к годам учебы самого поэта. Лишь горе общее у всех людей. И молодой человек иногда чувствует его особенно остро, переживает как конец всем надеждам. Композиция своеобразно закольцовывается в заключительной строфе, где педантичный этнограф зовется прямо сухарем, а студенческий народ – живым и замечательным. Финал даже чуточку похож на тост. В стихотворении обилие вопросов и восклицаний, глаголов, в том числе, в рифмах. Метафора (а впрочем, факт!): воздухом питаться. Эпифора: наплевать и ерунда. Гипербола: проспит до следующей субботы. Есть и прямая речь. Инверсия: живет он.
В «Студентах» Э. Асадов описывает атмосферу Литературного института, где ему самому довелось учиться.