В своей зрелой лирике Эдуард Аркадьевич Асадов не изменяет идеалам молодости. Борьба за любовь – лейтмотив стихотворения «Не надо отдавать любимых».
Стихотворение написано в июле 1999 года, на даче в поселке Красновидово. Уже нет рядом его спутницы жизни – Г. Разумовской. Остаются верные друзья, однополчане и внучка-студентка, на которую поэт не нарадуется. Книгоиздание стоит на коммерческих рельсах, ему лишь чудом удается выпустить новую книгу. Впрочем, уже через год ситуация изменится, поэт представит соскучившемуся читателю и проверенные временем, и новые стихи и прозу.
В жанровом отношении – призыв, заклинание, обращение с высоты прожитых лет. Рифмовка смешанная (в том числе, перекрестная и охватная), 6 неоднородных строф. Любовь – вечная тема поэзии Э. Асадова.
В первой строфе он напоминает, что близкие сердцу люди, по тем или иным причинам, могут быть не рядом. Однако душевная связь с ними не прерывается всю жизнь: «зачастую ближе всех». Он почти умоляет – подумать, остановиться, перетерпеть, «не отдавать любимых». Действительно, счастье – величина непостоянная, за него «следует бороться».
В четвертой строфе – почти молитва, перифраз известных «с древности» библейских слов о любви, которая «не ищет своего, не мыслит зла, все переносит». Разрушить легко, а вот вернуть доверие будет практически невозможно. Месть, измена, забвение на дне бутылки – «любви не стоят все равно». Гордость, и даже чувство собственной правоты, советчики жестокие. «Воюйте»: безоблачная погода в отношениях не раз сменится на «бури острых объяснений». Не только радость, но и преодолеваемая вместе беда может придать отношениям новую глубину. Поэт умоляет не сжигать мосты, беречься от «нервно-раскаленных фраз» отчуждения и окончательного разрыва.
Лексика стихотворения возвышенная, интонация взволнованная. Множество восклицаний, в том числе, соединенных с вопросом. Прием параллелизма, противопоставления. Град отрицаний сквозь все строфы, включая отрицания в приставках слов: «незримых», «непродуманных». Сравнение: словно стяг (знамя). Эпитеты: колких слов, тайные неверности, нервно-раскаленных фраз (индивидуально-авторский эпитет). Метафора: душа болит. Обращения в повелительном наклонении: крепитесь, боритесь, наступайте. Вереницы перечислений, повторы слов. Поэт говорит не только от своего имени: скажем вновь. Упоминание Бога. Россыпь глаголов, придающих экспрессию и динамику стиху.
Стихи «Не надо отдавать любимых» Э. Асадова – готовое руководство к действию для всех, кто дорожит любовью.