Ты течешь, как река. Странное название!
И прозрачен асфальт, как в реке вода.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты — мое призвание.
Ты — и радость моя, и моя беда.
Пешеходы твои — люди невеликие,
каблуками стучат — по делам спешат.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты — моя религия,
мостовые твои подо мной лежат.
От любови твоей вовсе не излечишься,
сорок тысяч других мостовых любя.
Ах, Арбат, мой Арбат,
ты — мое отечество,
никогда до конца не пройти тебя.
Анализ стихотворения «Песенка об Арбате» Окуджавы
В «Песенке об Арбате» Булат Шалвович Окуджава признается в любви улице детства.
Произведение создано не позднее 1962 года. Его автору исполнилось 38 лет, он прочно обосновался в столице, потрудился в издательстве «Молодая гвардия», затем в газетах. Состоялся также первый авторский концерт поэта, вышел фильм, в котором он спел одну из самых известных своих песен «Полночный троллейбус». В жанровом отношении – очередная проникновенная ода Арбату, который поэт всерьез называл своей исторической родиной. Детские впечатления навсегда врезались в сердце Б. Окуджавы, в течение жизни он многократно воспевал Арбат, даже создал его своеобразную современную мифологию. Для него это место, обладающее душой, целая Вселенная, часть истории и культуры страны. Слово «песенка» довольно часто возникает в названиях произведений поэта. Уменьшительный суффикс в слове подчеркивает неофициозность, непарадность, глубину личного отношения к теме. Интонация восхищенная, лексика разговорная, живая и колоритная. Открывается стихотворение сравнением: «течешь, как река». Собственно, таким необъятным Арбат показался поэту в детстве. «Странное название»: по самой распространенной версии в основе топонима лежит арабское словечко, означающее «предместье». И вновь пышное сравнение с упоминанием прозаизма: «асфальт, как вода». Здесь даже асфальт гармоничен и выглядит ну настоящей частью природы. Восторженный, с придыханием и междометием, рефрен завершает три строфы стихотворения. Далее поэт наделяет Арбат всевозможными эпитетами: призвание, радость, беда. Если касаться последнего момента, то ведь и мать поэта была арестована как раз в Москве. Этот старинный уголок столицы стал источником его вдохновения, одной из самых жизнеутверждающих тем творчества. Арбат очеловечен, поэт обращается к нему как к закадычному другу, близкому живому человеку. «Пешеходы твои»: поэт с любовью описывает жителей улицы. «Моя религия»: здесь сходятся его представления об идеале и концепции дома, надежного якоря. «Мостовые подо мной лежат»: будто послушные звери. Чуть ироническое «от любови» усиливает беззаветность чувств автора. Он не променяет это место на «сорок тысяч других» (пылкая гипербола). В финальном двустишии Арбат зовется отечеством, в котором заключена вся жизнь поэта.
«Песенка об Арбате» Б. Окуджавы – многомерный образ московской улицы, ее прошлого и настоящего, ее значения в личной судьбе поэта.