Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.
Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.
Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.
Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.
И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.
В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.
В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.
Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.
Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.
Анализ стихотворения «Ночь» Пастернака
Среди всех стихотворений Бориса Пастернака произведение «Ночь» стоит особняком. Оно было написано в 1957-м году и относится к позднему творчеству поэта. Выбрано непривычное для его лирики пространство – мир, разорванный прогрессом, и разорванность которого автор пытается восстановить. Вероятнее всего, на это создание этого произведения повлияло творчество Антуана де Сент-Экзюпери.
В самом начале кажется, что Пастернак говорит о вещах простых, обыденных – о людях, вынужденно или добровольно бодрствующих в ночи. Оно объединяет и ночной труд, и ночные развлечения. Лирический герой представлен летчиком, который наблюдает за миром с высоты, поднимаясь выше самолетов – в открытый космос.
Упоминаются тем или иным образом совершенно разные люди – кочегары, праздные гуляки, истопники, художники. Почти слышен звук баров, поездов, вокзалов. Ночной мир объят каким-то особенным огнем, не видимым глазом в свете дня. Ночь в культуре обладает своим, мистическим смыслом, означающим и приход вдохновения, и время пробуждение потусторонних сил.
Поэт словно возвышается над собой самим, над миром, наблюдая за ним с высоты даже не полета – космических тел. Даже звезды глядят на беспокойную Землю, не засыпающую полностью и ночью. Через этот полет передается тема власти и силы, которую имеют те самые далекие Марс и Венера, ибо они имеют возможности, недоступные обычному человеку. Так и творец имеет возможности создавать новые миры и пространства.
Однако главный мотив произведения прослеживается только к его концу. Художник обязан творить в любое время суток, сон для него – непозволительная роскошь, во время которой он может упустить что-то важное. Если небо для летчика – холст, на котором он рисует узоры полета, то для художника оно – холст для узоров мысли.
Произведение написано нечастым для Бориса Пастернака трехстопным ямбом, стропа двусложная с ударением на 2-м слоге. Рифма по всему стихотворению перекрестная, преимущественно мужская. Жанровое направление смешанное – медитативная лирика и элегия.
Используются такие литературные приемы, как эпитеты («ночные бары», «страшным креном», «спящий мир»), олицетворения («блуждают, сбившись в кучу, небесные тела», «Венера или Марс глядят»), метафоры («став крестиком на ткани», «горят материки», «вечности заложник»), гипербола («беспредельные пространства»), неоднократная анафора.
Хоть я и не поклонник творчества Пастернака и не все его стихотворения мне по душе. Но это творение мне не докучно и просится на повторение и отзыв, соотносимое и соизмеримое и с моими чувствами души. А, что касается комментария ниже, этот автор Алекс Найт у него поэтическое описание и видение стихотворения Пастернака. Но только зачем выдумывать такого чего нет. Нет и намёка о месте человека в жизни общества, о дружбе, чести и достоинстве. И почему Автор переживал противостояние ночи? Нет это не так. Я и поэт и романтик, и лунатик и сова и мне всё это очень близко и знакомо в моих ночных наблюдениях. И действительно перед тобой, как веер или книга открываются миры полные созвездий и планет, загадок и тайн… И ты становишься не просто созерцателем, но и участником этого процесса непрерывного вращения и движения планет в организованности космоса, пытаясь, постигнуть историю и тайну мироздания. И в этих созерцаниях есть своя прелесть и благодать… Возникает осознание того, что где-то там высоко на задворках вселенной и восседает Бог… и, что она огромная и бесконечная со всем своим множеством бесчисленных миров… И вот я мартовский тигр, не любивший стихи в детстве и юности и стал их заложником, и художником, рисующим картины в стихах… И из этого плена и вечности, и времени мне уже наверное не вырваться никак, осуждённому на бессонные ночи… в поэтическом цехе труда. Алексей Баталов 4. Дом поэта.
Постскриптум
Как написал Поэт Бальмонт: «И если твой талант крупица, соделай с нею чудеса». А ночные бдения — это не противостояние ночи, а медитация и любование её красотой…, покой и отдых для души… Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
Глядят внимательные очи ,
Я пленник вечности , о да .
И мне мои бессонные ночи ,
Мне , как награда из труда .
Стихотворение «Ночь» похожа на хождение во сне, из которого соткана эта реальность. Не случайно уже в начале мы встречаем строки «стал крестиком на ткани и меткой на белье…» Разумеется, это не случайно, иначе все распадается. Поэт, словно лунатик, еще не проснулся и самолетик сновидений видится и на ткани пододьяльника и на его белье. Возможно, на ночном столике еще раскрытая книжка «Планета людей» — филосовская лирическая притча о месте человека в жизни общества, о дружбе, чести и достоинстве, о том, что переживал и автор в своем одиноком противостоянии ночи. Подобно пушкинскому «Онегину», мелькает жизнь, вращаются миры, к которым поэт, художник не просто причастен, но и участвует в его роковом круговращении. На плечах самого Пастернака, как на крыле, вся тяжесть и благодать мира, ведь уже написан главный его труд «Живаго».
Хорошее стихотворение почти легко учится
одно из самых его
«Не спи, не спи, художник, Не предавайся сну. Ты — вечности заложник У времени в плену.» Гениальная рекомендация для творческих людей!