Посвящение
Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат —
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается… Одна…
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.
Вступление
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
1
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
2
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
3
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
4
Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается…
5
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пыльные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.
6
Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.
Приговор
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то… Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
К смерти
Ты все равно придешь — зачем же не теперь?
Я жду тебя — мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Прими для этого какой угодно вид,
Ворвись отравленным снарядом
Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,
Иль отрави тифозным чадом.
Иль сказочкой, придуманной тобой
И всем до тошноты знакомой,-
Чтоб я увидела верх шапки голубой
И бледного от страха управдома.
Мне все равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает.
9
Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.
И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.
И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою):
Ни сына страшные глаза —
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук —
Слова последних утешений.
Распятие
Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящия.
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.
Эпилог
I
Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.
II
Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:
И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,
И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».
Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,
Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.
Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,
Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.
И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,
И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.
Анализ поэмы «Реквием» Ахматовой
О страшном периоде сталинских репрессий написано немало научных исследований. Ему посвящено множество художественных произведений. Среди них самыми яркими являются личные воспоминания и впечатления непосредственных свидетелей этих событий. А. Ахматова на себе ощутила всю боль и страх, производимые этой «кровавой мясорубкой». Поэма «Реквием» через личный опыт поэтессы передает весь ужас тех лет.
Поэма создавалась в течение долгого времени. Вступление и первая часть написаны в 1935 г., сразу же после первого ареста единственного сына Ахматовой – Льва. Поэтесса при помощи Пастернака написала письмо лично Сталину и добилась освобождения сына, но карательные органы не оставили их в покое. В 1938 г. произошел второй арест. На этот раз унизительная мольба Ахматовой не принесла результата. Льва приговорили к ссылке в сибирские лагеря. В течение двух лет поэтесса продолжала создавать поэму, ставшую ее интимным дневником, отражающим все чувства и переживания. В условиях тотального контроля Ахматова не решалась записывать стихотворение. Она запоминала строки и читала их только самым близким людям.
Сюжет поэмы «Реквием» основан на нахождении Ахматовой в тюремной очереди. В таких очередях она провела почти полтора года. В этом униженном ожидании встречалось множество матерей и жен, выкинутых из общества за сфабрикованные преступления своих мужчин. В предисловии к поэме Ахматова вспоминает, что в очереди ее узнала одна женщина и попросила описать происходящее.
В «Посвящении», предваряющем поэму, поэтесса описывает свое тяжелое, как камень, горе, охватившее душу сразу после вынесения приговора. Она обращается с приветствием к своим «невольным подругам» по тюремной очереди, оказавшимся теперь связанным навеки общей бедой.
«Реквием» не имеет четкой хронологии. Отдельные части отмечены датами, но они непоследовательны. Это не играет большой роли. Два страшных года воспринимаются как целостная картина личной трагедии на фоне всенародного горя. Можно выделить некоторые главные мотивы произведения.
Ахматова подчеркивает огромный масштаб репрессий через количество («осужденных полки») и исторические параллели («корчилась Русь», «стрелецкие женки»). Поэтесса использует религиозную символику. В стране победившего атеизма вера выступает в роли еще одной жертвы режима. Полностью посвящена этому часть поэмы «Распятие», в которой страдания всех матерей трогательно сравниваются с горем Богородицы.
К финалу в поэме нарастает мотив обреченности, невозможности какого-либо сопротивления. Ахматова видит спасение только в смерти, но подозревает, что и она не даст окончательного избавления от всепоглощающего страха. Поэтесса считает, что лучшим признанием ее заслуг перед русской поэзией будет памятник у тюремных стен, который будет вечным напоминанием живущим о том страшном и беспощадном времени.
Это… реквием,все что ты видишь реально
У Анны Ахматовой все её произведения философские, со скрытым подтекстом. Над ними надо размышлять и думать… стараться понять и, понимая, просветляться. Ахматова — гениальный поэт! Как Пушкин! Только это — Ахматова…
«Он слышит голос, Мы пришли
Сказать где Сталин там свобода
Мир и величие земли»
Это тоже Анна Ахматова…
В очередной раз понимаю, что женщина не может быть поэтом
Думаю, с вами многие не согласятся.
Я так и не понял какая способность у Анна Ахматова реквием?
горечь с радиусом поражения 20 метров
Посмотрела музыкальный спектакль «Память о солнце». Очень глубоко, искренне, проникновенно и в самое сердце. Благодаря ему, для меня Реквием стал понятен и жив. Нина Шацкая смогла передать и донести, что для нас оставила Анна Ахматова. Приняла умом, сердцем и душой. Без веры трудно было пережить, да и просто выжить. Великий подвиг нашего народа!
Дизреспект! Не люблю читать
Дизреспект! Не люблю, когда в отзывах пишут отзывы
Как вы все уже достали,
Те слова, что вы писали,
Восторгались и ругали,
Тех, что не согласны с вами.
Бесконечно вы хвалили,
Что запало в душу к вам.
Только все слова пустые
Вы для фраз тех подбирали.
Не имеет веса то,
Что все вечно повторяют.
Да и есть одна беда,
Дорогие господа,
Логика пропала в том,
Что вы понаписали.
Свободу скелетам !
Потрясающее произведение… Вижу, что не все понимают его — отсюда и сарказм и ёрничество. Поймет тот, кто пережил это. Или кто по-настоящему знает историю страны этого периода, кто потерял своих близких в этой сталинской мясорубке. Для меня эта поэма — ежедневная молитва, мощная, сильная,не смотря на свой трагизм. И ещё, по возможности послушайте её в исполнении Нины Шацкой и Ольги Кабо в их музыкальном спектакле «Память о Солнце» (2 часть).
А мясорубка действительно сталинская?
Очень сильное,искреннее произведение.В каждой строке глубина и естественность.Трогает до горечи и слёз.
Шедевр русской классики 20-го века, чёрного цвета. Спасибо, папаша
Это не поэма, это в*сер какой-то. Как можно писать настолько плохо. Раз уж не умеешь писать так не пиши.
Рот закрой сам напиши такое а потом умничай а сначала попробуй пережить тоже что и она
а откуда вам знать, что он пережил? что за глупая предвзятость…
откуда вам знать, что он это не напишет?
Написать он может что угодно. Никто не обесценивает ни его жизненный опыт, ни литературные способности. Но такое произведение он написать не сможет всё равно. Его уникальность в тематике. Этот человек, будь он хоть трижды гениален, не сможет испытать опыта женщины, более ста лет назад стоявшей в очереди у тюрьмы, пытаясь передать единственному сыну хоть что-то. Из-за репрессивной политики государства она потеряла родного человека, и с этим столкнулись многие люди. жившие тогда.
Учись, читай, достигай…
Вы читать умеете??? Не позорьтесь… Учитесь! Это помогает… Мужчина без образования, это не мужчина…
Красивое произведение, доброе, радостное, такое мажорное… Веселые строчки. 5+
Мне вот очень интересно, где Вы нашли в этом произведении радость и тем более мажорство!?
В солдатских сапогах, вероятно.
слабые рифмы
Кажется я начал понимать почему ее запретили, все успокоились, а она все душу изливает, понимаю конечно, все это тяжело перенести, но не стоит всему миру об этом говорить
Я согласен что она про свою жизнь изливалась специально, на публику чтоб оказать к себе сочувствие окружающих.
Это стих даст понять и тем кто не знал или если можно точнее сказать кто не понимал насколько была жестока война и какого это потерять свою родную кровь А.Ахматова выразила все в точности.. слезы на глазах …как же это прекрасно. ..спасибо ей за эти стихи
Стих даже не про войну, але, гараж
гараж упоролся и вырубился, не трогай даже палкой…
Хорошее произведение спасиб
я рыдаю
так душевно
мне кажется красиво.
Неплохо. Но до Маяковского далеко.
Ничего особенного … Просто набор слов.
А справка имеется?
Слезливые впечатления бедного интилегента.
«Слезливые впечатление бедного интилегента» — писать правильно не умеете? Поэтому они «слезливые» для вас?
Эта Женщина прошла через репрессии и через весь ад кровавой советской машины тридцатых и более ранних годов.
Слезливые? Там, где многие другие — подозреваю, что и вы — просто сошли с ума от безысходности, жрали землю и грызли вены, ей хватило сил и нервов записать всё происходящее.
При прочтении этого произведения выразительно… накатывает такая буря эмоций, которых и на десяти листах не выразишь.
Слезливые? Уж лучше «слезливые», чем «никчёмные», как у вас.
прекрасно, я вам просто похлопаю за такие слова. Какие же они новые и никем никогда не повторенные до этого более сотни раз.
*саркастичные аплодисменты*
вы повторяете одно и то же. Вы говорите весь свой комментарий, что они не слезливые, а в конце же просто сами говорите, что лучше уж им быть слезливыми, а не никчемными, чем вы просто оскорбили напрямую человека…
Сделайте текст крупнее
Спасибо, Анастасия, исправили ошибку в анализе.
Исправьте опечатку
Не униженная мольба Ахматовой, а унизительная
Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»
А Матери: «О, не рыдай Мене…»
Михаил, огромное спасибо, что сказали. Исправили ошибку!
Ради освобождения Льва Николаевича, сына Анны Андреевны Ахматовой, письма Сталину писал Борис Леонидович Пастернак, а не Михаил Афанасьевич Булгаков. Пожалуйста, исправьте это.
не понял суть этого
Памятник в Петербурге ей поставили ровно там, где она завещала в «Реквиеме»: прямо напротив «Крестов», на другом берегу Невы. Он получился очень хорошим — не требующим дополнительных пояснений. Смотрящему на него все понятно и без слов.
Гениальные строки, пропитанные ее собственной болью! Впервые рыдала, читая стихотворение.
Просто непостижимое произведение!
Ни Пушкин, ни Есенин, ни Толстой… Никто с ней не сравнится. Ей мало памятника, ей нужно храм построить
Согласна, Валерия!
Я бы не стал всех гениев, создателей бессмертной русской классики, ровнять под одну гребёнку. Почему вы сравниваете поэта и прозаика 19 века с творцами начала 20? Мне кажется, это не очень-то и уважительное отношение к тем мастерам слова, кто стремился донести до людей действительно важные мысли, волновавшие их самих, в своём уникальном стиле… Мне, например, куда больше ближе творчество Сергея Александровича, чем Анны Андреевны, но я же не стану утверждать, что АХМАТОВА НЕ СРАВНИТСЯ С ЕСЕНИНЫМ. Моё сугубо личное мнение — гениев нельзя расставлять по уровням. Чисто субъективно можно сказать, что мол «для меня предпочтительнее читать стихи Маяковского, чем кого-то иного», но радикализировать… немного глупо, не находите?)) Без в обид
Соглашусь. Также стоит заметить, что творчество, открытия и свершения гениев прошлого куда лучше подходят на роль памятника, чем что-то ещё.
У каждого читателя есть любимый поэт. Если Есенина все алкоголики обожают,это что должно означать? Очень многое вы берете из биографии, из того,что больше в школе изучали. Эти люди — гении уже только потому,что жили и творили в такое время. Не случилось и не сбежали.
А еще кто-то обожает?
Сильно сомневаюсь, что Вы правы. Она, конечно, очень сильный поэт, но Пушкин действительно гений. Вспомните «Медный всадник» хотя бы
Колоссальное по накалу и энергетике, сильнейшее произведение.
Одно из бессмертных творений Русского Гения
Сердце разрывалось, невозможно сдержать слезы
Есть такая аксиома, что мысль обречённая есть ложь, для А.А. — это ВЕЛИКОЕ исключение.
Ложь это не очень питательная субстанция. И есть ложь, в самом деле, довольно обреченная затея.
Если вы имеете в виду строчку из стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!», то там нет никакого обречения, как вы изволили выразиться. Автор пишет «Мысль изречённая есть ложь».
Изреченная*
Нельзя без слез читать реквием. Весь ужас,весь трагизм тех событий предстает перед читателем.
*Перед этим горем гнутся горы, Не течет великая река…*-в этих строках передана масштабность трагедии…Сильные строки,глубже бы никто не сказал…
Действительно, нельзя читать без слёз. А ещё невольно вспоминаешь, какие были верные, преданные друзья! Никто не выдал — тогда только за знание о существование этого произведения была бы как минимум ссылка!
А ещё само произведение по построению похоже на на Реквием В.А. Моцарта, Дж. Верди. Да и другие, наверное.
Ну как же она шикарна…нет слов, только эмоции…