Я — Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворог,
слетая на поле нагое.
Я — Горе.
Я — голос
Войны, городов головни
на снегу сорок первого года.
Я — Голод.
Я — горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой…
Я — Гойя!
О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад —
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звезды —
Как гвозди.
Я — Гойя.
Анализ стихотворения «Гойя» Вознесенского
Произведение «Гойя» Андрея Андреевича Вознесенского – пример патриотической лирики, проникнутой высоким антивоенным пафосом.
Стихотворение написано в 1959 году. Его автору исполнилось 26 лет, он выпускник Архитектурного института, готовит к печати свой дебютный сборник, который, кстати, приобретет скандальную репутацию. По жанру – гражданская лирика, по размеру – акцентный стих со сложной рифмовкой, с наличием внутренних рифм и созвучий, 4 строфы. Лирический герой – обобщенный образ страдающего от войн человечества. Первое же восклицание «я – Гойя!» отсылает к испанскому художнику Ф. Гойе и его творчеству, в частности, к его циклу «Бедствия войны». Тема Великой Отечественной войны переплетается с трагическими, вневременными офортами начала XIX века. Сам поэт видел войну ребенком, тогда же получил от отца книгу с работами Ф. Гойи. Интонация пронзительная, почти гипнотическая, ритм рваный и разный. Особенно заметна звукопись: конструкция «го». Это преобладающая анафора стихотворения. Есть она и в эпитете «нагое». Графический строй стиха подсказывает, как правильно его читать. Сама фамилия художника становится многозначным образом, в самом звучании ее слышится что-то трагическое. Тому же служит употребление слова «Горе» с прописной буквы: возникает путаница, невольное сопоставление горя и Гойи. «Запад» также написан с прописной. Это персонификация всего совокупного зла, исходящего от фашистов. Местоимение «я» заставляет отождествлять с происходящим в стихотворении не только самого автора, но и себя. Своеобразная игра звуков присутствует и в строке: мне выклевал ворог. Напрашивается, разумеется, ворон, но поэт настаивает на вороге (враге). Стихотворение насквозь метафорично, герой и «голос», и «горло», и «голод». Высокопарное восклицание: о, грозди возмездья! (кара, воздаяние). «Залпом на Запад пепел незваного гостя»: так был развеян пепел Лжедмитрия в XVII веке. Эпитет: мемориальное небо. Сравнения: тело, как колокол, звезды, как гвозди. Инверсия: взвил я, выклевал ворог. Просторечие: баба. Так автор подчеркивает общенародность беды. Упомянута точная дата: зима 1941 года. Примерно в это время он с матерью был эвакуирован из Москвы.
В стихотворении «Гойя», относящемся к ранней лирике А. Вознесенского, уже прослеживаются особенности его поэтики, где полноправно действуют приемы звукописи и визуализации.
В стихе написано Ворон, а в комментарии Ворог…
Проверили стихотворение в печатном издании.
Правильно — «Глазницы воронок мне выклевал ворог».
Спасибо!