Александр Пушкин — Свободы сеятель пустынный: Стих

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» Пушкин

А. С. Пушкин всегда заявлял о высокой гражданской миссии поэта, который обязан обращать внимание людей на главные общественные пороки и беды. В 1823 г. он написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором в аллегорической форме описал свое беззаветное служение обществу. В основу сюжета Пушкин положил библейское предание. Эпиграф взят из Евангелия от Матфея.

Пушкин сравнивает себя с древним сеятелем. Этот образ выбран поэтом не случайно. В далекие времена, да и во время Пушкина тоже, земледелие играло определяющую роль в человеческой деятельности. От благополучного посева и сбора урожая напрямую зависела жизнь человека. Поэтому простой сеятель выступал в качестве одного из жизненных символов. Его работа предварялась обрядами или чтением молитв. Сеятель выходит на поле очень рано («до звезды»). Его руки не могут быть осквернены никаким преступлением, а душа должна быть чистой и исполненной высоких помыслов.

«Живительное семя» ассоциируется со свободолюбивыми высказываниями Пушкина, которые были призваны пробудить в людях надежду на счастливое будущее и веру в свои силы. Но поэту так и не удалось достучаться до равнодушных сердец. Его призывы остались без ответа, на них откликнулись лишь единицы. Большинство подвергло поэта насмешкам и осуждению, а реакцией высшей власти стала ссылка. Поэтому автор заявляет, что «потерял… время… и труды». Его «семена» дали незначительные всходы, о которых поэт даже не упоминает, так как ждал богатого «урожая». Пушкин излишне самокритичен. Его произведения оказали большое воздействие на образованных людей, в частности, на будущих декабристов.

Вторая часть стихотворения напрямую обличает современное общество, к которому поэт относится с нескрываемым презрением. Он сравнивает его с безмозглым стадом, которое привыкло к своему рабскому положению и не желает никаких перемен. Стаду животных не нужны «дары свободы», оно покорно несет свое бремя. Любые насильственные действия власти («резать или стричь») воспринимаются как необходимые и полезные для общества. «Ярмо с гремушками» символизирует светские развлечения и торжественные праздники, которые отводят внимание от деспотизма. «Бич» — символ неотвратимого и сурового наказания за отступление от принятых правил и законов.

Произведение «Свободы сеятель пустынный» — одно из сильнейших стихотворений Пушкина, имеющих острую социальную направленность. Оно пользовалось большой популярностью как среди современников поэта, так и среди революционного движения впоследствии.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (43 оценок, среднее: 4,49 из 5)

Слушать аудио-стихотворение:

Категории стихотворения "Александр Пушкин — Свободы сеятель пустынный":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению: 9

  1. Виктор Майчонков

    Как показывает вековая практика жизнь учит исключительно собственным порой горьким опытом

  2. Георгий

    опять про СССР 91-го и Украину 2013-го

  3. Наталья Павлова

    Дорогой Александр Сергеевич! Простите нас, пожалуйста, за то, что это стихотворение всё ещё про нас!

    1. Владимир

      Стихотворение о поражении революции Испании от Наполеона.
      Скажу больше к нам — никакого отношения никогда не имело — кроме как коммунистическом вранье

      1. Георгий

        Претензии к советскому миру крайне глупы.

  4. Признаю

    Пушкин гений. Очень актуально и сейчас

  5. Глеб Кульмин

    Удивительно, но верно. И все же сдвинулось сознание в область самоуважения , особенно как ни странно у порабощенных наций бывшей России и СССР. Странное это было порабощение, ни одна нация не была уничтожена, помогли создать свои письменные языки, интеллигенцию, в отличии от северо южно и североамериканских индейцев.

  6. Александр

    Надо помнить в какое время Пушкин создал это произведение. В какой России. В каком состояние было то общество, если можно так сказать. Не надо всё сказанное столетия назад перекладывать на Сегодня.

  7. София

    Человек — по образу и подобию Бога, как жёлудь, например, — по образу и подобию дуба. Вся программа развития, как известно, записана в геноме. Или распаковывай свою программу развития, зволюционируй, расти над собой, тсзть, или превращайся в удобрение для тех, кто растёт и для всяких паразитов с пейсами и картавой речью. Бог гениален, поэтому Он всё устроил очень просто. Для меня это стихотворение именно об этом.
    А гражданская миссия поэта, о которой упоминает автор Анализа стихотворения, не имеет к Пушкину никакого отношения, на мой взгляд. Я думаю, что Пушкин прекрасно понимал, что государство в жизни порабощённых людей, выполняет ту же функцию, что и зоопарк в жизни лишённых свободы животных — примитивная система порабощения, лишающая свободы. Кроме всех прочих негативных, даже сатанинских функций, институт государства выполняет планомерный процесс обратной селекции, когда все Альфа-особи тотально уничтожаются, а покорные бараны, увлечённо берущие корм из рук пастухов, культивируются.
    Всем известна цитата Ленина о том, что государство — это аппарат насилия. Но эта информация совсем не мешает изнасилованным гражданам государств наивно уповать на любовь и заботу государственных чиновников, всем известной национальности, и ориентироваться в своих отношениях с государственным аппаратом насилия, тсзть, опираясь на свой благословенный рабский Стокгольмский синдром. Увы(
    Кстати, в реальной жизни стадо баранов никогда не водит баран, а только козёл. Это приятная новость для баранов, я надеюсь))

Добавить комментарий

Читать стих поэта Александр Пушкин — Свободы сеятель пустынный на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.