В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.
Анализ стихотворения «Муза» Пушкина
Стихотворение «Муза» А. С. Пушкин написал в 1821 году. В тот год он еще пребывал в ссылке на юге страны. Основной темой произведения стали воспоминания поэта о том, как к нему впервые явилась Муза, как он понял, что способен и хочет писать стихи.
Автор рассказывает о том, как первые мысли о посвящении своей жизни поэзии посещали его еще в детстве. Как создавались первые, еще незрелые, наброски. Юноша воспитывал в себе искусство поэтического изъяснения. Сравнивает себя с неуверенным и неопытным музыкантом, обучающимся игре на инструменте. Этот плавный путь требует особой кропотливости и стараний, но итог его красивый и заслуженный.
Александр Сергеевич безмерно благодарен своей «очаровательной» Музе, которая вдохновила его, окрылила и дала силу воли, чтобы заниматься любимым делом.
Он видит Музу, как божественное создание, спустившееся к нему прямо с небес. Она добрая и внимательная, способная дать жизнь всему, что окружает поэта, долгую жизнь в его строках.
Пушкин намеренно не выделяет в стихотворении отдельный вид искусства, ведь своя Муза есть у каждого творца. Именно об этом и идет рассуждение. Талант, по мнения автора, – божественный дар, который нужно принять, но продолжать совершенствоваться, учиться, следовать своему призванию.
Произведение написано в жанре идиллии. Строчки чувственные и гармоничные. Романтическое описание дает образ прекрасной девушки, «тайной девы», помогавшей становлению поэта. А понять, что речь о Музе можно только из названия стихотворения.
Шестистопный ямб с точной парной рифмовкой.
Автор использует различные средства выразительности для более яркого описания дорогого ему образа:
- Аллегория – «она меня любила». Как и любой романтик, поэт сравнивает чувства, которые приносит ему Муза, с любовью.
- Эпитеты – «слабыми перстами», локоны на «милом челе», «божественное дыхание», «по звонким скважинам пустого тростника».
- Метафоры – «немая тень дубов», «наполняет сердце святым очарованьем».
- Старославянизмы – «внимать», «персты», «чело».
Муза у Пушкина уникальная и особенная, дарованная специально ему. Она вдохновляет и наставляет на верный путь. Помогает видеть окружающее ясным взглядом, словно божественное прикосновение к творчеству поэта. Она явилась ему одному, но он не хочет скрывать ее от других, ведь все его строки были ее заслугой, потому и посвящает ей такое теплое стихотворение.
Какой интересный тростник наверное был у Пушкина…..