Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая): Стих

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева

Тютчев по праву считается одним из лучших русских поэтов, воспевавших в своих произведениях природу. Его лирическим стихотворениям свойственна удивительная мелодичность. Романтическое преклонение перед красотой природы, умение заметить самые незначительные детали – вот главные качества пейзажной лирики Тютчева.

Произведение было создано в 1828 г. за границей, но в середине 50-х гг. подверглось значительной авторской переработке.

Стихотворение «Весенняя гроза» — восторженный монолог лирического героя. Это образец художественного описания природного явления. Для многих поэтов весна – самое счастливое время года. С ней связывают возрождение новых надежд, пробуждение творческих сил. В общем смысле гроза – опасное явление, связанное со страхом удара молнии. Но многие люди ждут первой весенней грозы, с которой связывают окончательную победу над зимой. Тютчев смог великолепно описать это долгожданное событие. Грозная природная стихия предстает перед читателем веселым и радостным явлением, несущим в себе обновление природы.

Весенний дождь смывает не только грязь, оставшуюся после суровой зимы. Он очищает людские души от всех негативных эмоций. Наверно, каждый в детстве стремился попасть под первый дождик.

Первую грозу сопровождает «весенний… гром», отдающийся в сознании лирического героя прекрасной музыкой. В звучащую природную симфонию добавляются журчание ручьев и пение птиц. Вся растительность и животный мир торжествуют при этих звуках. Человек также не может остаться равнодушным. Его душа сливается с природой в единой мировой гармонии.

Размер стиха – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Тютчев использует разнообразные выразительные средства. Эпитеты выражают светлые и радостные чувства («первый», «голубом», «проворный»). Глаголы и деепричастия усиливают динамику происходящего и часто являются олицетворениями («резвяся и играя», «бежит поток»). Для стихотворения в целом характерно большое количество глаголов движения или действия.

В финале поэт обращается к древнегреческой мифологии. Это подчеркивает романтическую направленность творчества Тютчева. Использование эпитета «высокого» стиля («громокипящий») становится заключительным торжественным аккордом в природном музыкальном произведении.

Стихотворение «Весенняя гроза» стало классическим, а его первая строка «Люблю грозу вначале мая» часто употребляется в качестве крылатого выражения.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (199 оценок, среднее: 4,34 из 5)
Категории стихотворения "Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

Подписаться
Уведомление о

103 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Прикольный стих ‚ учить легко

Давно известное со школы стихотворение. Тогда я был далёк от Поэзии, а теперь когда сам пишу, это творение воспринимается уже по другому; в новых красках и очень приятно для меня!!!
Алексей Баталов 4. дом Поэта.

очень просто учится но непонятно слово перло черезь ё или е

Мне сказала мама выучить но сложно

Прекраснейшее стихотворение. Помню ещё со школы. Великолепный русский поэт — Тютчев!

Очень красивое стихотворение

Отличный стих.

Стихотворение известно ещё со школы .
До сих мне памятно и любо !!! Алексей Баталов 4 . Дом Поэта .

стих вроде норм, не скажу что он супер вау, но и не ужасный. Когда его читаешь кажется что он тяжёлый, но когда начинаешь его учить он легкий. Всем удачи кто сейчас его учит! :>

Стих классный но слова сложные

Прикольный стих! Просто замечательный!!!

А ещо сложнее не написать слов!

Здравствуйте поклонники поэзии!
Очень неприятно читать бестолковые комментарии людей, заблудившихся на чужом сайте. Когда в жизни не можешь ничего создать, и не можешь никого полюбить, тогда и не надо -Выпендриваться —
В школе, когда заучивали стихи, это было обязаловкой, но когда сейчас возвращаешься к прочтению той же школьной литературе — приходит понимание красоты исскуства.
Обожаю Федора Тютчева и всех классиков умевших описать природу!
Спасибо большое людям, которые создают такие поэтические сайты, за прекрасную возможность не забыть прошлое!

это мой самый нелюбимый стих моя мама сказала мне его учить и не дает мне есть пока я его ей не расскажу

Жестоко….

Он просто учится если захотеть

Мама жестокая даж со мной так не поступают
Ваше то мама должна давать кушать потому что детям нужны силы для работы.
Если чуть отдохнуть и на пустую голову учить легче так со мной было я не могла выучить стих Есенина бабушка сказала что бы я погула

выучил и получил 5

лучше Пушкин,2 место Лермонтов,3 место Толстой,4 место Некрасов

классный стишок

Противный сайт нечё тут интересного

так уходи тунеядец

Я этот стих выучил наизусть

Мне тоже задали наизусть

.

УДИВИТЕЛЬНО СКУЧНО
===================
(люблю грозу вначале мая)

первые две строфы еще могут быть
— но ждешь поэзии а ее нет
есть лишь рифмованные сроки
с описанием природы
— нет личностного отношения ни к чему

что сразу убивает интерес…

-=-

Юрий, стих очень хороший, интересный. Вы наверное не можете его понять. Стихи Тютчева понимают и интересуют только тех, у кого есть интеллект. Наверное Юрий, у вас недостаточно ума, чтобы понять его.

Мне этот стих нравится но не надо же на всех наговаривать что вы глупые или нет ума

СТроки будет правильно.

Очень красивое стихотворение

Стих очень классный

красиво

Нет ничего проще всего выучить стих

Разберём стих по строчкам, а потом мои скромные выводы.

«Люблю грозу в начале мая,» — тут всё нормально
«Когда весенний, первый гром,» — тоже всё ок
«как бы резвяся и играя,» — что это??? что за «резвяся»?? кагбэ как-будто второклассник изъясняется
«Грохочет в небе голубом.» — второклассник продолжает мямлить примитив

«Гремят раскаты молодые,» — тут всё норм
«Вот дождик брызнул, пыль летит,» — «дождик» — уменьшительно-ласкательные обороты это конечно хорошо, но звучит, как-будто стих написало детё детсада. «брызнул» — тоже что-то непотяно-стрёмное
«Повисли перлы дождевые,» — перлы могут быть только у кличко))
«И солнце нити золотит.» — в целом норм, но тоже как-то слух режет слегка

«С горы бежит поток проворный,» — более-менее норм
«В лесу не молкнет птичий гам,» — «гам» — имхо, неудачное слово
«И гам лесной и шум нагорный —» — опять «гам». товтология. не смог подобрать другого слова??? поэт….
«Все вторит весело громам.» — «гром» во множественном числе звучит просто ахтунг! жесть, афтар маладес!

«Ты скажешь: ветреная Геба,» — к чему тут упоминание мифических богов???
«Кормя Зевесова орла,» — полный берд. «зевес» — неужели нельзя было подобрать нормальное имя???
«Громокипящий кубок с неба,» — вроде норм
«Смеясь, на землю пролила.» — суть четверостишия: геба пролила на землю кубок с неба. очень замысловато написано и смысл вообще не очевиден.

ВЫВОД. стих написал или школьник младших классов или детсадовец. разговорные словечки — это жесть. искажённые слова и имена, чтобы уложиться в размер строчки — жесть. русский язык вроде же богат на слова и синонимы? нельзя было подобрать что-то более звучное? С другой стороны, если стих писался исключительно для детей от 3 до 8 лет, тогда простительно. Иначе — это просто детский в…ер, не заслуживающий ни капли восхищения, как здесь многие это делают. Жаль нельзя смайлик тут вставить.
ИМХО ))

Греческую мифологию учили в 5-7 классе в серьезной литературной школе. Вам этот истинно Русский размер стиха освоить не дано (..Вы и в первый класс Русской Гимназии вступительное собеседование не прошли бы.)!

Дебильный разбор. Тебе покамест можно и нужно читать файлы .cpp, а не поэзию. Там все будет ровно и по делу. Прочитай свой вы*ер лет через 30, и зацени себя честно.

Критик вы доморощенный,самоделанный. Не стоит умничать и говорить о том, о чём представления не имеете. При чём тут какой-то Кличко? Ерунду несёте,и ещё язвить пытаетесь, антикритик вы, а не ценитель поэзии.

Стих хороший вся ГОС ДУМА мне наизусть рассказывала,а я оценивал одна пятёрка только остальные 2-3-4, вообщем плохие тут у нас дела.

спс выручили

Стихи все очень большие и тяжело учить

Мне очень нравится стихи Ф. Тютчева

Аниме лучше, там и атмосфера и приключения, а тут как-то всё ограничено.

Анализ хороший но стих так себе!
Спасибо!

Саша, стих хороший , а списывать нельзя! Завтра же к директору!

Очень красивый стих

Привет всем люблю этого поэта кто да + :)

Очень хороший стишок :) но почему такой большой? Понимаю вдохновляет но детям сложно учить) ! Нам когда-то задавали в 1 классе. Я сейчас в 6 классе но сложно ведь мой брат отличник в 2 классе и на тебе 3 за то что он не смог выучить конечно сложно но так не знаю я ставлю за этот стих 4 звезды( !

Стих большой, но разве он или автор виноват в том что ВАШИ преподаватели задают его учить? С моей точки зрения в этом виновны только учителя.

Я В 5 нам сказали его выучить

А вам легко было писать

Спасибо

Мне нравятся стихи Пушкина барто и Тютчева ❤️

Мне тоже очень нравятся их стихи

Мне тоже + басни Крылова.(кстати Барто пишется с большой буквы.)

Вообще не пойму зачем придумали стихи учить, но есть такая штука, я песни например Skilet — Rise выучил прослушав 3-4 раза, а стихи и за полтора часа не могу выучить).

Скилет топ почти все ихние песни на изусть знаю

Я считаю, что стихи делают авторы, что бы отвлеч читателя от повседневной рутины. На мой взгляд, автор произведения (Фёдор Тютчев) идеально справился с этой задачей, благодаря атмосфере в этом стихотворении, которую автор создал с помощью ряда фраз: грохочет в небе голубом, вот дождик хлынул, повисли перлы дождевые, в лесу не молкнет птичий гам. С помощью именно этих выражений автор погрузил нас в атмосферу поздней весны, из нашей серой повседневности.
В общем рекомендую это стихотворение.

В стихотворении Тютчева «Весенняя гроза» мне понравились прилагательные, которые были подобраны для описания состояния природы. Создаётся ощущение, что гроза ожила и просто веселится, и наслаждается тем, что каждый поддерживает её шум и грохот! В пример приведу следующие строки:
«С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птицей гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.»
Но это ещё не всё. Тютчев здорово сравнил состояние природы с громокипящим кубком, который Геба пролила на землю.
В целом мне понравилось это стихотворение своей красочностью и передачи этого состояния окружающей среды.

Спасибо за стих! Очень понравился! Поставили 5 за его рассказ!))

Я эти стихи учила в 3 классе
класс

Стих хороший и легко учить

Супер

Юмора я уже не помню

Любимый стих

хорошее стих!!!

Я ЛЮБЛЮ УЧИТЬ ЭТИ СТИХИ

Надо,чтобы больше дети знали о русской культуре.

Стих клаааааасс

Очень. Очень красивый стих всё ⛔

спасибо,все было шикарно,так вдохновляет

ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «ЗЕВЕСОВА»?

Зевсова Зевс-бог

Зевеса обозначает Зевс, самый главный бог в Древнегреческой мифологии.

Мне нравится! Очень легко учится!

Мой сын не может это выучить…

я выучил это легко

Стих класный единственный минус точно мне его задали на изусть

На изусть пишется — наизусть)

Долго учить! Супер а не стихотворение!

Читать его с душою надо!

Тютчев — хорошо, а Есенин лучше!

Только первое четверостишие помню, остальное, действительно, трудновато для запоминания

Норм

Я тоже))))

Я не могу три столбика выучить наизусть они СЛОЖНЫЕ

Наверное вам не хватает ума чтобы выучить этот ЛЕГЧАЙШИЙ стих. Его надо читать с вдохновением.

Классный стих!!!!!

Поэзия это здорово!)

Норм?а ты как думаешь? Кались

При прочтении данного стихотворения всплывают образы весны, когда светит солнце и в то же время вокруг все гремит, запах дождя….красота.

Весенний стих поможет пережить зиму. Хотя каждое время года хорошо по-своему, гололед в большом городе мало кому нравится. Спасибо Тютчеву за теплое настроение.

Можно узнать? Тут написано весело громом.
Оно так и читается, или это упущенная ошибка?

Да

Потому что не «ГромОм», а «ГромАм», с ударением на «А». Во множественно числе :)

Очень сложно

Сложно выучить ещё и наизусть, но так стих хороший

Учится кнш не сложно, но это кому как!

Мне тоже понравилось спасибо

эти стихи знакомы с детства и возникают в сознании при первой же услышанной строчке, красивые душевные

Сейчас уже учусь в 10 классе, а когда упоминается этот стих — сразу вспоминаю, как ученики первого класса (один из них — я) шутили «люблю грозу в начале мая! Как е…нёт — и нет сарая»

Выскакивали на » зубок»

Крутой стих меня за него похвалили:)

Читать стих поэта Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.