Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая): Стих

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

Анализ стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева

Тютчев по праву считается одним из лучших русских поэтов, воспевавших в своих произведениях природу. Его лирическим стихотворениям свойственна удивительная мелодичность. Романтическое преклонение перед красотой природы, умение заметить самые незначительные детали – вот главные качества пейзажной лирики Тютчева.

Произведение было создано в 1828 г. за границей, но в середине 50-х гг. подверглось значительной авторской переработке.

Стихотворение «Весенняя гроза» — восторженный монолог лирического героя. Это образец художественного описания природного явления. Для многих поэтов весна – самое счастливое время года. С ней связывают возрождение новых надежд, пробуждение творческих сил. В общем смысле гроза – опасное явление, связанное со страхом удара молнии. Но многие люди ждут первой весенней грозы, с которой связывают окончательную победу над зимой. Тютчев смог великолепно описать это долгожданное событие. Грозная природная стихия предстает перед читателем веселым и радостным явлением, несущим в себе обновление природы.

Весенний дождь смывает не только грязь, оставшуюся после суровой зимы. Он очищает людские души от всех негативных эмоций. Наверно, каждый в детстве стремился попасть под первый дождик.

Первую грозу сопровождает «весенний… гром», отдающийся в сознании лирического героя прекрасной музыкой. В звучащую природную симфонию добавляются журчание ручьев и пение птиц. Вся растительность и животный мир торжествуют при этих звуках. Человек также не может остаться равнодушным. Его душа сливается с природой в единой мировой гармонии.

Размер стиха – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Тютчев использует разнообразные выразительные средства. Эпитеты выражают светлые и радостные чувства («первый», «голубом», «проворный»). Глаголы и деепричастия усиливают динамику происходящего и часто являются олицетворениями («резвяся и играя», «бежит поток»). Для стихотворения в целом характерно большое количество глаголов движения или действия.

В финале поэт обращается к древнегреческой мифологии. Это подчеркивает романтическую направленность творчества Тютчева. Использование эпитета «высокого» стиля («громокипящий») становится заключительным торжественным аккордом в природном музыкальном произведении.

Стихотворение «Весенняя гроза» стало классическим, а его первая строка «Люблю грозу вначале мая» часто употребляется в качестве крылатого выражения.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (178 оценок, среднее: 4,31 из 5)
Категории стихотворения "Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

88
Отзывы к стихотворению:

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Глеб

А ещо сложнее не написать слов!

Лана

Здравствуйте поклонники поэзии!
Очень неприятно читать бестолковые комментарии людей, заблудившихся на чужом сайте. Когда в жизни не можешь ничего создать, и не можешь никого полюбить, тогда и не надо -Выпендриваться —
В школе, когда заучивали стихи, это было обязаловкой, но когда сейчас возвращаешься к прочтению той же школьной литературе — приходит понимание красоты исскуства.
Обожаю Федора Тютчева и всех классиков умевших описать природу!
Спасибо большое людям, которые создают такие поэтические сайты, за прекрасную возможность не забыть прошлое!

алеша

это мой самый нелюбимый стих моя мама сказала мне его учить и не дает мне есть пока я его ей не расскажу

Снежка

Жестоко….

Анонимно

выучил и получил 5

тима бравл

лучше Пушкин,2 место Лермонтов,3 место Толстой,4 место Некрасов

никита

классный стишок

Константин

Противный сайт нечё тут интересного

Камран

так уходи тунеядец

Анонимно

Я этот стих выучил наизусть

Тютчев и Пушкин

Мне тоже задали наизусть

Юрий Косаговский

.

УДИВИТЕЛЬНО СКУЧНО
===================
(люблю грозу вначале мая)

первые две строфы еще могут быть
— но ждешь поэзии а ее нет
есть лишь рифмованные сроки
с описанием природы
— нет личностного отношения ни к чему

что сразу убивает интерес…

-=-

Лина

Юрий, стих очень хороший, интересный. Вы наверное не можете его понять. Стихи Тютчева понимают и интересуют только тех, у кого есть интеллект. Наверное Юрий, у вас недостаточно ума, чтобы понять его.

Дима

Мне этот стих нравится но не надо же на всех наговаривать что вы глупые или нет ума

Имя 2

СТроки будет правильно.

Арина

Очень красивое стихотворение

Ева

Стих очень классный

егор

красиво

Анонимно

Нет ничего проще всего выучить стих

Гость

Разберём стих по строчкам, а потом мои скромные выводы.

«Люблю грозу в начале мая,» — тут всё нормально
«Когда весенний, первый гром,» — тоже всё ок
«как бы резвяся и играя,» — что это??? что за «резвяся»?? кагбэ как-будто второклассник изъясняется
«Грохочет в небе голубом.» — второклассник продолжает мямлить примитив

«Гремят раскаты молодые,» — тут всё норм
«Вот дождик брызнул, пыль летит,» — «дождик» — уменьшительно-ласкательные обороты это конечно хорошо, но звучит, как-будто стих написало детё детсада. «брызнул» — тоже что-то непотяно-стрёмное
«Повисли перлы дождевые,» — перлы могут быть только у кличко))
«И солнце нити золотит.» — в целом норм, но тоже как-то слух режет слегка

«С горы бежит поток проворный,» — более-менее норм
«В лесу не молкнет птичий гам,» — «гам» — имхо, неудачное слово
«И гам лесной и шум нагорный —» — опять «гам». товтология. не смог подобрать другого слова??? поэт….
«Все вторит весело громам.» — «гром» во множественном числе звучит просто ахтунг! жесть, афтар маладес!

«Ты скажешь: ветреная Геба,» — к чему тут упоминание мифических богов???
«Кормя Зевесова орла,» — полный берд. «зевес» — неужели нельзя было подобрать нормальное имя???
«Громокипящий кубок с неба,» — вроде норм
«Смеясь, на землю пролила.» — суть четверостишия: геба пролила на землю кубок с неба. очень замысловато написано и смысл вообще не очевиден.

ВЫВОД. стих написал или школьник младших классов или детсадовец. разговорные словечки — это жесть. искажённые слова и имена, чтобы уложиться в размер строчки — жесть. русский язык вроде же богат на слова и синонимы? нельзя было подобрать что-то более звучное? С другой стороны, если стих писался исключительно для детей от 3 до 8 лет, тогда простительно. Иначе — это просто детский в…ер, не заслуживающий ни капли восхищения, как здесь многие это делают. Жаль нельзя смайлик тут вставить.
ИМХО ))

Саша

Греческую мифологию учили в 5-7 классе в серьезной литературной школе. Вам этот истинно Русский размер стиха освоить не дано (..Вы и в первый класс Русской Гимназии вступительное собеседование не прошли бы.)!

Путин В В

Стих хороший вся ГОС ДУМА мне наизусть рассказывала,а я оценивал одна пятёрка только остальные 2-3-4, вообщем плохие тут у нас дела.

иван

спс выручили

Я

Стихи все очень большие и тяжело учить

Исмоил

Мне очень нравится стихи Ф. Тютчева

AntiAndrey

Аниме лучше, там и атмосфера и приключения, а тут как-то всё ограничено.

Саша

Анализ хороший но стих так себе!
Спасибо!

Ольга Михайловна

Саша, стих хороший , а списывать нельзя! Завтра же к директору!

Ирина

Очень красивый стих

Катя и Дима)

Привет всем люблю этого поэта кто да + :)

Анонимно

Очень хороший стишок :) но почему такой большой? Понимаю вдохновляет но детям сложно учить) ! Нам когда-то задавали в 1 классе. Я сейчас в 6 классе но сложно ведь мой брат отличник в 2 классе и на тебе 3 за то что он не смог выучить конечно сложно но так не знаю я ставлю за этот стих 4 звезды( !

Лина

Стих большой, но разве он или автор виноват в том что ВАШИ преподаватели задают его учить? С моей точки зрения в этом виновны только учителя.

Анонимно

Я В 5 нам сказали его выучить

Ульяна

А вам легко было писать

Ярик

Спасибо

Ляля

Мне нравятся стихи Пушкина барто и Тютчева ❤️

Арина

Мне тоже очень нравятся их стихи

Лина

Мне тоже + басни Крылова.(кстати Барто пишется с большой буквы.)

Образец №9

Вообще не пойму зачем придумали стихи учить, но есть такая штука, я песни например Skilet — Rise выучил прослушав 3-4 раза, а стихи и за полтора часа не могу выучить).

Люцифер

Скилет топ почти все ихние песни на изусть знаю

Егор Плугатырёв

Я считаю, что стихи делают авторы, что бы отвлеч читателя от повседневной рутины. На мой взгляд, автор произведения (Фёдор Тютчев) идеально справился с этой задачей, благодаря атмосфере в этом стихотворении, которую автор создал с помощью ряда фраз: грохочет в небе голубом, вот дождик хлынул, повисли перлы дождевые, в лесу не молкнет птичий гам. С помощью именно этих выражений автор погрузил нас в атмосферу поздней весны, из нашей серой повседневности.
В общем рекомендую это стихотворение.

Тамила

В стихотворении Тютчева «Весенняя гроза» мне понравились прилагательные, которые были подобраны для описания состояния природы. Создаётся ощущение, что гроза ожила и просто веселится, и наслаждается тем, что каждый поддерживает её шум и грохот! В пример приведу следующие строки:
«С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птицей гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Всё вторит весело громам.»
Но это ещё не всё. Тютчев здорово сравнил состояние природы с громокипящим кубком, который Геба пролила на землю.
В целом мне понравилось это стихотворение своей красочностью и передачи этого состояния окружающей среды.

Зудов Владислав

Спасибо за стих! Очень понравился! Поставили 5 за его рассказ!))

Анжелика

Я эти стихи учила в 3 классе
класс

Анонимно

Стих хороший и легко учить

Анонимно

Супер

Клас

Юмора я уже не помню

Виктор

Любимый стих

Надя

хорошее стих!!!

ИСКРА

Я ЛЮБЛЮ УЧИТЬ ЭТИ СТИХИ

К сожалению сейчас мало в школьной программе есть стихи русских поэтов

Надо,чтобы больше дети знали о русской культуре.

Лиза

Стих клаааааасс

Кирилл

Очень. Очень красивый стих всё ⛔

Айсель

спасибо,все было шикарно,так вдохновляет

Евгений Зубченко

ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО «ЗЕВЕСОВА»?

Михаил

Зевсова Зевс-бог

Лина

Зевеса обозначает Зевс, самый главный бог в Древнегреческой мифологии.

Лида

Мне нравится! Очень легко учится!

Светлана Горшкова

Мой сын не может это выучить…

Махмутов Ильмир

я выучил это легко

Коля

Стих класный единственный минус точно мне его задали на изусть

Имя

На изусть пишется — наизусть)

Алина

Долго учить! Супер а не стихотворение!

Никита

Читать его с душою надо!

Елена

Тютчев — хорошо, а Есенин лучше!

Ирина

Только первое четверостишие помню, остальное, действительно, трудновато для запоминания

Илья

Норм

Даринка

Я тоже))))

Анонимно

Я не могу три столбика выучить наизусть они СЛОЖНЫЕ

Лина

Наверное вам не хватает ума чтобы выучить этот ЛЕГЧАЙШИЙ стих. Его надо читать с вдохновением.

мрнг

Классный стих!!!!!

Margarita Prosyanik

Поэзия это здорово!)

Норм?а ты как думаешь? Кались

Александр

При прочтении данного стихотворения всплывают образы весны, когда светит солнце и в то же время вокруг все гремит, запах дождя….красота.

Илья Прохоров

Весенний стих поможет пережить зиму. Хотя каждое время года хорошо по-своему, гололед в большом городе мало кому нравится. Спасибо Тютчеву за теплое настроение.

Сабина-Миття

Можно узнать? Тут написано весело громом.
Оно так и читается, или это упущенная ошибка?

Татьяна

Потому что не «ГромОм», а «ГромАм», с ударением на «А». Во множественно числе :)

Богдан

Очень сложно

Зачем вас знать кто я?

Сложно выучить ещё и наизусть, но так стих хороший

Аноним

Учится кнш не сложно, но это кому как!

Анонимно

Мне тоже понравилось спасибо

Лора Жукова

эти стихи знакомы с детства и возникают в сознании при первой же услышанной строчке, красивые душевные

Сергей

Сейчас уже учусь в 10 классе, а когда упоминается этот стих — сразу вспоминаю, как ученики первого класса (один из них — я) шутили «люблю грозу в начале мая! Как е…нёт — и нет сарая»

Алейна

Выскакивали на » зубок»

Павлова Мария

Крутой стих меня за него похвалили:)

Читать стих поэта Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.