Где сладкий шепот
Моих лесов?
Потоков ропот,
Цветы лугов?
Деревья голы;
Ковер зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет;
Всё цепенеет,
Лишь ветер злой,
Бушуя, воет
И небо кроет
Седою мглой.
Зачем, тоскуя,
В окно слежу я
Метели лёт?
Любимцу счастья
Кров от ненастья
Оно дает.
Огонь трескучий
В моей печи;
Его лучи
И пыл летучий
Мне веселят
Беспечный взгляд.
В тиши мечтаю
Перед живой
Его игрой,
И забываю
Я бури вой.
О провиденье,
Благодаренье!
Забуду я
И дуновенье
Бурь бытия.
Скорбя душою,
В тоске моей,
Склонюсь главою
На сердце к ней,
И под мятежной
Метелью бед,
Любовью нежной
Ее согрет;
Забуду вскоре
Крутое горе,
Как в этот миг
Забыл природы
Гробовый лик
И непогоды
Мятежный крик.
Анализ стихотворения «Где сладкий шепот» Баратынского
Стихотворение написано в период с октября по декабрь 1831 года. К этому времени поэт уже отставной военный, человек семейный, имеющий имя и связи в литературных кругах. Поэт поддерживает дружбу (в основном, в письмах) с Иваном Киреевским, который взялся издавать новый журнал «Европеец», поэтом Языковым, и, разумеется, с Пушкиным.
Вместе с семьей он проводит время в уединенной усадьбе жены в Каймарах под Казанью, знакомится с казанскими деятелями культуры и науки. Природа этих мест вдохновила поэта на создание стихотворения. По жанру – пейзажная и философская лирика. Стихотворение построено на противопоставлении. Лирический герой – сам автор. Настроение стиха контрастно: скорбное, беспокойное, сменяется растроганным и умиротворенным. Лексика возвышенная, местами устаревшая.
Еще недавно героя окружали звуки живой, величественной природы. Леса сладко шептали, потоки вод (в том числе, прекрасного озера неподалеку) роптали. Он сроднился с ними, называет «мои». Сейчас же зима и буря сковали, умертвили все живое. В концовке первой строфы поэт сознательно или невольно перифразирует известную пушкинскую строчку «Буря мглою небо кроет» (из «Зимнего вечера»). Но герой не унывает.
Он благодарен «провиденью» (воле Бога о нем), даровавшему ему дом, а главное – любовь дорогой жены Анастасии. Тело ему греет веселый огонь в печке, а душу – взаимопонимание и мир в семье. Поэт, давно привыкший к печалям, разочарованиям, самобичеванию, светлеет душой. «Гробовый лик природы» и жизни над ним теперь не властны. Он мужественно и с надеждой смотрит в будущее.
Среди выразительных средств в стихе есть множество эпитетов (ветер злой, беспечный взгляд, живой игрой, мятежный крик), олицетворения (шепот лесов, деревья голы, ручей немеет, метели лет), метафоры (ковер зимы, метелью бед, бурь бытия), перифраз (любимец счастья). Град риторических вопросов, восклицание (оно же – обращение), перечисления, повторы, благозвучие.
Отличный стих