Борис Заходер — Мохнатая азбука: Стих

В азбуке этой —
Увидите сами! —
Буквы живые:
С хвостами,
С усами,
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…

Буквы — мохнатые,
Буквы — пернатые,
Стройные буквы
И даже горбатые,
Добрые,
Злые,
Наземные,
Водные —
Кто же они?
Догадались?
— Животные!

Азбука
Пусть начинается
С АИСТА —
Он,
Как и азбука,
С «А» начинается!

Взгляну
На АНТИЛОПУ-ГНУ
И потихонечку вздохну:
— Зачем, зачем
Везли в Европу
Такую
Антиантилопу?!!

Никакого
Нет резона
У себя
Держать БИЗОНА,
Так как это жвачное
Грубое и мрачное!

ВЕРБЛЮД решил, что он — жираф,
И ходит, голову задрав,
У всех
Он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюет на всех!

— Что невесел, ВОРОБЕЙ?
— Мало
Стало
Лошадей!
Трудно нынче Воробью
Прокормить свою семью!

Как это принято у змей
Кусают за ногу
ГАДЮКИ,
А потому
При встрече с ней
Берите, дети, ноги в руки!

Давно я не встречал
ГАДЮКИ.
И что-то не скучал
В разлуке!

Старый Ёж
В лесах Кавказа
Как-то встретил
ДИКОБРАЗА.
— Ну и ну! — воскликнул Ёж.
На кого же ты похож!

Это зверюшка вполне безобидная,
Правда, наружность у ней незавидная.
Люди бедняжку назвали — «ЕХИДНА».
Люди, одумайтесь!
Как вам не стыдно?!

— Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Мне очень нравится ЖИРАФ —
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа — он ведь выше всех —
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.
Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву —
И не всегда досыта…
Мне очень нравится Жираф,
Хотя боюсь, что он неправ!

Не знает ни снега,
Ни вьюги,
Он и родился и вырос
На юге.
К пальмам
И к южному небу
Привык
ЗЕБУ,
Хотя он всего только бык.

И лучший друг
Честно скажет:
— Ты — ИНДЮК!

Вот КАБАН.
Он дик и злобен,
Но зато вполне съедобен.
Есть достоинства свои
Даже у такой свиньи!

Носит
Мама-КЕНГУРУ
В теплой сумке
Детвору,
А ребятки-кенгурятки
Целый день
Играют
В прятки!

Всю жизнь в воде проводит КИТ,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему — спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!

За стеклом свернулась КОБРА.
Смотрит
Тупо и недобро.
Видно с первого же взгляда:
Мало мозга,
Много яда.

Считался ЛЕВ царем зверей,
Но это было встарь.
Не любят в наши дни царей,
И Лев — уже не царь.
Душил он зверски всех подряд,
Свирепо расправлялся,
А правил плохо, говорят.
С делами не справлялся.
Теперь сидит он присмирев,
И перед ним — ограда.
Он недоволен, этот Лев,
Но так ему и надо!

Спросил у Кенгуру:
— Как выносишь ты жару?
— Я от холода дрожу! —
Кенгуру сказал МОРЖУ.

Кто НОСОРОГУ
Дорогу
Уступит,
Тот, несомненно, разумно поступит.
Любо толкаться ему, толстокожему,
А каково
Бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие невежи
Будут встречаться
Все реже и реже!

ОБЕЗЬЯНКИ- Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке.
Хорошо ли это, детки?

До чего красив
ПАВЛИН!
У него
Порок
Один:
Вся павлинья
Красота
Начинается
С хвоста!

— Если сможешь, угадай,
Что нам скажет ПОПУГАЙ
— То и скажет, полагаю,
Что вдолбили попугаю!

Этот зайчик — наш земляк —
Называется РУСАК!

Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый СЛОН.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!

Бедный СТРАУС!
Несчастнее
Нету
Отца:
На гнезде
Он сидел и сидел без конца
Терпеливо,
Упорно,
Упрямо…
Из яйца
Наконец
Появился
Птенец —
И захныкал:
— А где моя мама?

ТАПИР навек повесил нос,
Грустит он об одном:
Он собирался стать слоном,
Да так и не дорос…

ТИГР: Решетка
На нем нарисована четко.
И очень к лицу
Людоеду решетка!

Вызывает удивленье
Прилежание тюленье:
Целый день
Лежит ТЮЛЕНЬ,
И ему
Лежать не лень!
Жаль, тюленье прилежание —
Не пример для подражания!

— Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ, —
Очень гадок я на вид…
А ведь я — не ядовит!

Только ночью
Страшен
ФИЛИН.
А при свете —
Он
Бессилен!

Львы и тигры
Приручаются.
Это редко, но случается.
Но никто еще пока
Приручить не смог
ХОРЬКА.
Слава богу,
Что хорек
Очень маленький зверек!

Зачем
Такой носище
ЦАПЛЕ?
Затем,
Чтоб цапли
Рыбок цапали!

ЧЕРЕПАХА всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда
Спешить тому,
Кто всегда в своем дому?

Очень громко лает,
ШАВКА
Очень твердо знает:
Тот, кто громче
Скажет «гав»,
Тот всегда
И будет прав!

Нет у ШАКАЛА
Ни в чем недостатка:
Внешность гиены,
Лисья повадка,
Заячья смелость,
Волчий оскал, —
Что же еще он там плачет,
Шакал?

Хватать, глотать
Умеют
ЩУКИ —
Другой
Не нужно им науки!

Я про страуса,
Про ЭМУ,
Написал бы вам
Поэму,
Но никак я не пойму:
Эму он
Или эму?!

Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву «Ю».
Это — ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.
Я его
Придумал сам!

С виду
Очень грозен ЯК,
А ведь он — большой добряк:
Говорят,
На нем в Тибете
Смело ездят
Даже дети!

Анализ стихотворения «Мохнатая азбука» Заходера

«Мохнатая азбука» Бориса Владимировича Заходера – сочетание юмористического знакомства с пестрой земной фауной и урока по развитию речи и логики.

Стихотворение написано не позднее 1966 года. Поэту в эту пору исполнилось 48 лет, он активно публикуется, входит в состав Союза писателей. В этом же году он встретил любимую женщину, с которой прожил более тридцати лет. В жанровом отношении – азбука в картинках. Ритм динамичный, рифмы звучные, текст сценичен и графичен. Оригинально уже название. Череда глаголов, прилагательных подводит ребенка к правильному ответу на вопрос писателя. Речь в стихах пойдет о животных. Буква «а» в букварях обычно соседствует с аистом. Автор решил не нарушать традицию, однако не удержался от дополнения в виде антилопы-гну. Вообще, поэт выбрал не самых типичных животных для своей книги, и дал им свежие, неожиданные характеристики. Оттого азбука и вышла нескучной. Всюду царствует личное мнение: зачем везли в Европу? Попутно описывает жвачность бизона, высмеивает верблюда (заодно обыгрывая идиому), беседует с воробьем, страдающим гигантоманией (пример фольклорной небылицы). Две строфы отведены гадюке. Тут дан бесплатный совет с идиомой про «ноги в руки». Дважды поэт возвращается к образу ежа. Вначале старый еж изумлен видом дикобраза, потом – объясняет, зачем иголки ему. Дети узнают, что у зверька в лесу немало врагов. Далее следует признание: мне нравится жираф. Впрочем, его кротость иногда сменяется ударом копыта по хребту. Почти лирическая песнь посвящена флегматичному зебу. За нею торопится афористичная дразнилка про индюка. Кабан вызывает только гастрономические ассоциации. А вот кенгуру отведена почетная роль лучшей звериной матери. Есть даже ласковый неологизм «кенгурятки». Неучам поэт напоминает, что кит – млекопитающее. Кобра удостаивается самых нелестных эпитетов. Дальше почти философский пассаж про царя зверей. Веселый парадокс в беседе моржа и кенгуру. Носорог назван невежей, обезьянки – эволюционным предком читателей стиха. Действительно, отчего же предки – в клетках? Под раздачу попадают павлин и попугай, который попугайничает, мимо пробегает заяц-русак, всем нам земляк, наконец, слон получает эпитет самого доброго зверя. И опять познавательный момент со страусом-самцом, заботливым отцом. Тапир-меланхолик завидует объемам слона, тигр-людоед беснуется за решеткой. Тюлень становится символом лени, уж – напрасной обиды, развенчивается и ночная власть филина. А вот затем – спорный пассаж про хорька, который сейчас вполне себе стал домашним питомцем. Даже объясняется – зачем носище (суффикс) цапле. У черепахи все дома, а шавка (наверное, из крыловской басни) все так же лает попусту. Шакал описан оксюморонами: заячья смелость. На «щ» — прожорливая щука, на «э» нашлось эму. Южный ктототам, фантастический зверь, выручает автора с буквой «ю». Наконец, тибетский як завершает алфавит.

Поэзия Б. Заходера преимущественно анималистична. На примерах из мира животных он учит детей навыкам общения, дружбы, борьбы с недостатками.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (27 оценок, среднее: 3,63 из 5)
Категории стихотворения "Борис Заходер — Мохнатая азбука":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению: 2

  1. волкова софья

    ТЕПЕРЬ 2 ЧАСА БУДУТ ГЛАЗА БОЛЕТЬ

  2. Аноним

    Дима на букву д

Добавить комментарий

Читать стих поэта Борис Заходер — Мохнатая азбука на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.