Анна Ахматова — Подражание Кафке (Другие уводят любимых): Стих

Другие уводят любимых, —
Я с завистью вслед не гляжу.
Одна на скамье подсудимых
Я скоро полвека сижу.

Вокруг пререканья и давка
И приторный запах чернил.
Такое придумывал Кафка
И Чарли изобразил.

И там в совещаниях важных,
Как в цепких объятиях сна,
Все три поколенья присяжных
Решили — виновна она.

Меняются лица конвоя,
В инфаркте шестой прокурор…
А где-то темнеет от зноя
Огромный небесный простор.

И полное прелести лето
Гуляет на том берегу…
Я это блаженное «где-то»
Представить себе не могу.

Я глохну от зычных проклятий,
Я ватник сносила дотла.
Неужто я всех виноватей
На этой планете была?

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (10 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Категории стихотворения "Анна Ахматова — Подражание Кафке (Другие уводят любимых)":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

2
Отзывы к стихотворению:

  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о
Тимофей

В своём стихотворении «Подражание Кафке» Анна Ахматова затрагивает тему вины — одну из центральных для всего её творчества. Эта вина — не просто стыд, испытываемый за определённый поступок и не раскаяние перед каким-то конкретным человеком. Это глубокое осознание вечной вины за всё и перед всеми и, в то же время, ни за что и ни перед кем. Перед всем миром и перед собой. Я думаю, что это чувство вечной вины — не есть что-то уникальное, присущее лишь лирической героине, а, возможно, есть в каждом человеке, независимо от того, осознаёт он это или нет.

На протяжении всего стихотворения причина вины не объясняется. При этом сам процесс осуждения показан довольно явно: «скамья подсудимых», «три поколения присяжных», «шестой прокурор», «ватник» (как некий символ ГУЛАга). Весь мир как будто сконцентрирован на самой героине. Все стремятся её осудить: «вокруг пререкания и давка». Также, немаловажной частью является упоминание Франца Кафки — абсурдиста, посвятившего довольно значительную часть своего творчества описанию столкновения рационального человека с иррациональным миром, вечно виновного и осужденного. Наиболее ярко это видно в его романе «Процесс», где человека судят, но непонятно — кто, непонятно — как и непонятно — за что.

Стоит также отметить временной мотив стихотворения. «Процесс» лирической героини идёт, кажется, вечность. «Три поколения присяжных» — указание на то, что её начали судить ещё её предки. Лица конвоя «меняются», но тем не менее, все они — и предки, и современники, и, возможно, потомки сошлись в приговоре («решили — виновна она»). Таким образом, её вина существует вне времени.

Ещё один значимый элемент — чувство горькой тоски, ощущение некой утраты — чувство, довольно часто встречаемое у Ахматовской героини. «Тот берег» о котором говорит поэтесса (хоть сама Ахматова и не любила, когда её так называют) очевидно далёк и, можно даже сказать, недосягаем. Поэтому до «полного прелести лета», то есть до настоящей свободной от волнений и тревог жизни добраться, увы, не получится.

Несмотря на то, что стихотворение завершается риторическим вопросом: «Неужто я всех виноватей
на этой планете была?», я бы предположил, что автор даёт на него ответ. Да, именно она виновата больше всех. Она ни в коем случае не призывает к жалости, главное для неё понять и осознать собственную вину. Если хотите, здесь можно даже проследить христианский мотив греха — истинный верующий всегда будет осознавать свою греховность и признавать себя «недостойным рабом Божьим». А учитывая частое присутствие религиозного пафоса в произведениях Ахматовой (например, сборник «Библейские стихи»), подобные вопросы отнюдь не случайны.

«Подражание Кафке» — очередная исповедь Анны Ахматовой. Это стихотворение о вечной вине, тоске, обречённости и одиночестве человека.

Читать стих поэта Анна Ахматова — Подражание Кафке (Другие уводят любимых) на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.