Промчались годы заточенья;
Недолго, мирные друзья,
Нам видеть кров уединенья
И царскосельские поля.
Разлука ждет нас у порогу,
Зовет нас дальний света шум,
И каждый смотрит на дорогу
С волненьем гордых, юных дум.
Иной, под кивер спрятав ум,
Уже в воинственном наряде
Гусарской саблею махнул —
В крещенской утренней прохладе
Красиво мерзнет на параде,
А греться едет в караул;
Другой, рожденный быть вельможей,
Не честь, а почести любя,
У плута знатного в прихожей
Покорным плутом зрит себя;
Лишь я, судьбе во всем послушный,
Счастливой лени верный сын,
Душой беспечный, равнодушный,
Я тихо задремал один…
Равны мне писари, уланы,
Равны законы, кивера,
Не рвусь я грудью в капитаны
И не ползу в асессора;
Друзья! немного снисхожденья —
Оставьте красный мне колпак,
Пока его за прегрешенья
Не променял я на шишак,
Пока ленивому возможно,
Не опасаясь грозных бед,
Еще рукой неосторожной
В июле распахнуть жилет.
Анализ стихотворения «Товарищам» Пушкина
9 июня 1817 г. состоялся торжественный выпускной акт в Царскосельском лицее. Пушкин провел в нем шесть лет. За годы учебы сформировались его основные убеждения, сложились эстетические взгляды, появились верные и надежные друзья. Пушкин уже состоялся в качестве поэта. Он был автором большого количества произведений, получивших самую высокую оценку в русском образованном обществе. Накануне выпуска молодой поэт написал стихотворение «Товарищам», в которым выразил свои мысли по поводу выбора дальнейшего жизненного пути.
В произведении с помощью шутливого тона скрыто печальное настроение автора. Счастливое и беззаботное время обучения поэт называет «годами заточенья». Выпускников одновременно ждут «разлука» и «дальний света шум».
Перед каждым из товарищей Пушкина встает вопрос о дальнейшей жизни. Варианта в то время было два: военная или гражданская служба. Лучшим лицеистам была открыта прямая дорога для занятия высших государственных должностей. Поэт подробно останавливается на каждом возможном варианте.
Военная служба его не прельщает уже потому, что она не связана с умственной деятельностью («под кивер спрятав ум»). К тому же за внешней красотой воинской службы скрывается множество трудностей: бравый гусар «мерзнет на параде, а греться едет в караул».
К чиновникам Пушкин питал непреодолимое отвращение, которое он не скрывает. По мнению поэта, желание стать вельможей сделает из человека «покорного плута», вынужденного раболепствовать перед вышестоящим начальством.
Пушкин мечтал быть поэтом. Но в России такой профессии просто не было. Подобное желание выглядело странным и непонятным. Поэтому автор честно признается, что он — «счастливой лени верный сын». Он равнодушно относится к званиям и должностям. Он просит друзей: «оставьте мирный мне колпак» (фригийский колпак — красная шапочка участников Великой французской революции, символ свободы в эпоху Пушкина). Поэт иронически называет себя «ленивым», так как известна его потрясающая работоспособность. Просто он терпеть не мог чинопочитания и жизнь по распорядку. Он оставляет за собой право на свободное символическое действие: «в июле распахнуть жилет».
Товарищи Пушкина сделали свой непростой выбор. Каждый из них добился определенных успехов на своем поприще. Поэт также до 1824 г. находился на гражданской службе, но относился к ней с полным пренебрежением. Уйдя в отставку, он смог полностью посвятить жизнь поэзии. Третий вариант оказался самым верным. Все лицеисты прославились не своими заслугами, а лишь тем, что учились вместе с великим русским поэтом.