Серебряный век русской поэзии: течения и ключевые имена

Содержание:

Что такое Серебряный век?

Серебряный век – так образно называют период расцвета русской поэзии конца XIX – начала XX века, по аналогии с Золотым веком (эпохой Пушкина в первой трети XIX столетия). Это время, когда литература пережила второе рождение, всплеск новых талантов и идей. Считается, что термин «Серебряный век» впервые употребил философ Николай Бердяев, отмечая необыкновенный подъем культуры рубежа веков. Точные хронологические рамки назвать сложно – исследователи предлагают разные даты начала и конца. Часто указывают 1890-е годы как отправную точку (например, с 1894 года, когда Д. Мережковский выступил с программной речью о новой литературе). Завершение Серебряного века связывают с началом 1920-х годов, когда после революции 1917 года в искусство пришли другие идеалы и установилась новая культурная эпоха.

Важно понимать, что «серебряный» – не значит менее ценный. Напротив, этот период стал временем блестящих открытий в поэзии. Его называют еще «русским Ренессансом», настолько мощным было обновление искусства. Поэты искали новый язык и формы выражения, смело отвергая старые каноны. В эти десятилетия возникли разные литературные направления – порой противоречивые между собой, но всех объединяло стремление к творческому эксперименту. Серебряный век подарил множество стихов, которые до сих пор волнуют читателей своим новаторством и красотой.

Символизм – таинственные образы и музыка стиха

Первым значимым течением Серебряного века стал символизм. Он зародился в 1890-е годы и доминировал вплоть до начала 1910-х. Русские символисты верили, что реальный мир – лишь набор символов, за которыми скрыты высшие смыслы. Вдохновляясь идеями европейских декадентов и философов, они провозгласили главной целью искусства постижение тайны бытия через красоту образов и звуков. Стихи символистов отличаются музыкальностью, мистическими мотивами, тонкими настроениями.

Основателями русского символизма были Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус и другие старшие поэты. Их наследники – так называемые младшие символисты – продолжили развивать направление в более философском и лирическом ключе. Среди них наиболее известен Александр Блок – пожалуй самая яркая фигура Серебряного века. Блок умел соединять загадочные видения с музыкальной мелодикой стиха. В поэтических кругах того времени царило ощущение причастности к чему-то «высшему»: поэты собирались в литературных салонах, спорили о символах и вдохновении, жили творчеством.

Александр Блок

Символисты начала века создавали вокруг себя особую атмосферу вдохновения, обсуждали мистические идеи и искали «небесную» красоту в каждом стихе.

Одним из самых известных стихотворений Блока стала «Незнакомка», где таинственный женский образ символизирует мечту и идеал. Поэт описывает сумрачный ресторан, в который каждый вечер приходит прекрасная Незнакомка – видение из иного мира. Блок создает ощущение чуда среди бытовой грязи и отчаяния. Вот несколько строк из этого произведения:

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

В этих строках слышна музыкальность символизма: «дыша духами и туманами» – всего три слова, а перед глазами уже возникает загадочный образ. Символисты стремились вызвать у читателя не логическое понимание, а интуитивное чувство прекрасного. Их стихи полны намеков и полутона, они словно приглашают нас разгадать скрытый смысл между строк. Несмотря на критику «упадочности», символизм открыл для русской поэзии новые горизонты – отныне стихотворение могло говорить о вечности, мечте, красоте души, не называя их прямо, а через волшебные образы.

Акмеизм – ясность и земная красота

Около 1910 года часть молодых поэтов устала от туманных символистских аллегорий. Так возник акмеизм (от греч. акме – вершина, расцвет), который противопоставил символистскому туману – ясность и точность в поэзии. Акмеисты провозгласили возвращение к реальному миру, предметности, «прекрасной ясности» языка. Они ценили четкие образы, простые и емкие слова, живое человеческое чувство без мистического флера. Второе название акмеизма – адамизм, намекающее на библейского Адама: поэты хотели взглянуть на мир заново, как в первый день творения, называя вещи своими именами.

Акмеизм оформился официально в 1912 году в петербургском кружке «Цех поэтов». Его лидерами стали Николай Гумилёв и Анна Ахматова, их соратниками – Осип Мандельштам, Сергей Городецкий и др. В манифестах акмеистов говорилось о «твердых и ясных» стихах, о том, что поэт должен быть мастером, кузнецом слов, а не пророком-мистиком. Стихи акмеистов действительно более понятны на первый взгляд, но не менее глубоки по чувствам. Ахматова, например, привнесла в поэзию женский голос удивительной силы – простой, искренний, исповедальный. В ее строчках каждое слово на своем месте, отточено и одновременно полно эмоции.

Характерно, что Ахматова и Гумилёв остались на родине даже после революции, хотя многим их современникам пришлось уехать. Ахматова чувствовала своим долгом разделить судьбу страны, каким бы тяжелым ни был путь. Эта тема звучит в ее стихотворении «Мне голос был», написанном сразу после событий 1917 года. Лирическую героиню зовет таинственный голос – бросить Россию и искать покоя вдали от родины. Но поэтесса отвергает это искушение. Первый звенящий четверостишие передает зов того голоса:

Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда,
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Ахматова далее отвечает этому призыву решительным отказом – она остается, закрыв уши руками. В лаконичных строках поэтесса выразила боль и гордость поколения, пережившего крушение старого мира. Акмеистам, вообще, была свойственна такая мужественная ясность: никакого тумана, только правда чувств. Стихи Ахматовой, Гумилёва, Мандельштама коротки и просты по форме, но за этой внешней простотой – глубокий смысл. Они говорили о любви и страдании, верности и долге перед родной землей. Благодаря акмеистам русская лирика обрела новый, строгий и чистый голос, который звучит современно и сегодня.

Футуризм – бунт и звук новых времён

На контрасте с утончёнными акмеистами футуристы ворвались в поэзию как ураган. Футуризм (от лат. futurum – будущее) зародился примерно в 1910–1912 годах. Молодые дерзкие поэты-футуристы объявили войну устоям: они хотели «сбросить Пушкина с парохода современности» (как было сказано в их манифесте «Пощёчина общественному вкусу» в 1912 г.). Футуристы искали вдохновения в городских улицах, в шуме техники, мечтали о грядущем обновлённом мире и пытались придумать язык будущего. В стихах они экспериментировали со словом до небывалого: рифмы становились нарочито грубыми или наоборот отсутствовали вовсе, слова дробились «лесенкой» по строчкам, появлялись неологизмы и даже «заумь» – набор звуков без явного смысла, передающих эмоцию.

Эпатаж был частью их творческого метода. Футуристы шокировали публику не только стихами, но и внешним видом – разгуливали в разноцветных одеждах, с разрисованными лицами, могли надеть пиджак наизнанку или приклеить монокль. Все это делалось ради провокации: заставить людей взглянуть на искусство по-новому. Лидером русского футуризма стал поэт Владимир Маяковский. Его мощный голос и фигура буквально олицетворяли дух бунта Серебряного века.

Владимир Маяковский в Казани, 1914 год – молодой поэт-футурист эпатирует публику своим обликом. Цилиндр, перчатки, трость и дерзкий взгляд – Маяковский умел привлекать внимание не только словом, но и ярким образом.

Маяковский называл поэзию «оружием» и говорил со сцены, как с трибуны. Его строки клеймили обывательщину, звали к революции, но были и удивительно лиричные, душевные. Одно из самых проникновенных его произведений – короткое обращение к людям и к звёздам «Послушайте!». В этом стихотворении поэт отбрасывает свой обычный громовой тон и совсем простыми словами спрашивает: есть ли смысл в нашем мире, если даже маленькая звезда загорается на небе не случайно? Вот первые строки этого знаменитого призыва:

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?

Эти строки, построенные на одних вопросах, поражают искренностью и детским изумлением перед мирозданием. Маяковский как бы встряхивает «равнодушное общество», заставляет задуматься о чуде жизни – именно так сам поэт объяснял замысел стихотворения. Футуристы вообще умели говорить напрямую к читателю, громко и страстно. Они привнесли в поэзию разговорный язык, городские мотивы, смелые ритмы улицы. Благодаря им стихотворение стало живым, современным, «шагало» в ногу со временем. И хотя эпоха футуризма была недолгой (к концу 1920-х многие футуристы либо изменили свои взгляды, либо трагически ушли из жизни), их новаторские идеи повлияли на всю дальнейшую литературу. Без футуристов не было бы той свободы формы, которой пользуются поэты XX и XXI века.

Уникальные голоса эпохи: Цветаева и Пастернак

Не все яркие поэты Серебряного века четко принадлежали какому-то литературному лагерю. Марина Цветаева и Борис Пастернак – примеры самобытных талантов, которые шли своим путем, вне группировок, но впитали дух времени и обогатили его.

Марина Цветаева ворвалась в литературу в 1910-е годы своими пронзительными стихами о любви, одиночестве, судьбе поэта. Ее стиль не похож ни на символистов, ни на акмеистов – Цветаева создала свой особый поэтический мир, резкий, искренний, порой бунтарский. Она играла рифмами, разрывами строк, могла совмещать разговорную интонацию с музыкальностью. В ее стихах кипят чувства на пределе – любовь до самозабвения, гордое неприятие компромиссов. Недаром одна из самых известных строк Цветаевой – «Мне нравится, что вы больны не мной», название стихотворения которого стало крылатой фразой. Поэтесса прожила трагическую жизнь (эмиграция, потери, возвращение в СССР и гибель в 1941 г.), но ее поэзия пережила все бури. Сегодня Цветаева – один из самых читаемых поэтов той эпохи: ее строки о любви и гордости отзываются в сердцах новых поколений.

Борис Пастернак был младше большинства поэтов Серебряного века и пережил многих из них, став легендой уже в советское время (Нобелевская премия 1958 г. за роман «Доктор Живаго»). Но свою поэтическую школу Пастернак прошел именно в годы Серебряного века. Его ранние стихи появились в 1910-х, когда он общался с футуристами и символистами, но выработал собственный стиль. Пастернак тяготел к философской лирике, к тонкому описанию природы и человеческой души. Его язык образен, причудлив, полон метафор – читая, словно разгадываешь загадку. В то же время в его строках всегда ощущается радость бытия, любовь к жизни во всех проявлениях. Знаменитое стихотворение Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!» – передает бурю чувств перед лицом наступающей весны: и тоску, и восторг одновременно. Многие строки поэта разошлись на цитаты. Например, его обращение к музыке: «Во всём мне хочется дойти до самой сути…» знакомо многим любителям поэзии.

Наследие Серебряного века – почему он актуален и сегодня?

Серебряный век длился всего несколько десятилетий, но оставил поразительно богатое наследие. Почему же стихи той эпохи до сих пор находят отклик в душе читателей? Во-первых, поэты Серебряного века говорили о вечных темах – любви, красоте, вере, свободе, смысле жизни. Эти темы не стареют. Александр Блок писал о мечте и разочаровании, Анна Ахматова – о совести и стойкости, Марина Цветаева – о всепоглощающей любви, Владимир Маяковский – о надежде даже в эпоху социальных бурь. Читая их, мы узнаём свои собственные чувства, пусть выражены они иным языком.

Во-вторых, сами формы и язык этих стихов были новаторскими и смелыми, и многое из поэтических открытий Серебряного века вошло в наш современный литературный «код». Свобода стихотворного размера, раскованность образов, сочетание высокого и простого – всем этим мы обязаны тем дерзким экспериментаторам. Без них не было бы впоследствии ни поэзии Окуджавы, ни прозы Булгакова – вся культура XX века во многом опиралась на фундамент, заложенный поэтами 1900-х – 1910-х годов.

Наконец, стихи Серебряного века просто очень красивы и искренни. Они написаны людьми, влюбленными в свое дело, верящими в силу Слова. Эта энергетика вдохновения чувствуется через сто с лишним лет. Недаром лучшие произведения того времени входят в школьную программу, цитируются в фильмах, находят новую жизнь в музыке. К примеру, романс на слова Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной…» звучит до сих пор и трогает сердца. А строчки Маяковского про «звёзды» напоминают нам о надежде каждый раз, когда мы глядим на ночное небо.

Серебряный век русской поэзии был эпохой поиска и дерзания, и в этом его непреходящая ценность. Каждый читатель может найти в той плеяде поэтов близкий себе голос – будь то мечтательный Блок, мудрая Ахматова, страстная Цветаева или неудержимый Маяковский. Их творчество продолжает жить, потому что настоящее искусство вневременно. Познакомившись с поэзией Серебряного века, легко увлечься ею и захотеть читать дальше – ведь эти стихи, несмотря на почтенный возраст, по-прежнему свежи, волнующи и полны жизни. Это наследие, которым можно гордиться и которым хочется вдохновляться снова и снова.

Литературный блог
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

0 комментариев
новее
старее
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии