Три дня купеческая дочь
Наташа пропадала;
Она на двор на третью ночь
Без памяти вбежала.
С вопросами отец и мать
К Наташе стали приступать.
Наташа их не слышит,
Дрожит и еле дышит.
Тужила мать, тужил отец,
И долго приступали,
И отступились наконец,
А тайны не узнали.
Наташа стала, как была,
Опять румяна, весела,
Опять пошла с сестрами
Сидеть за воротами.
Раз у тесовых у ворот,
С подружками своими,
Сидела девица — и вот
Промчалась перед ними
Лихая тройка с молодцом.
Конями, крытыми ковром,
В санях он, стоя, правит,
И гонит всех, и давит.
Он, поравнявшись, поглядел,
Наташа поглядела,
Он вихрем мимо пролетел,
Наташа помертвела.
Стремглав домой она бежит.
«Он! он! узнала! — говорит,—
Он, точно он! держите,
Друзья мои, спасите!»
Печально слушает семья,
Качая головою;
Отец ей: «Милая моя,
Откройся предо мною.
Обидел кто тебя, скажи,
Хоть только след нам укажи».
Наташа плачет снова.
И более ни слова.
Наутро сваха к ним на двор
Нежданная приходит.
Наташу хвалит, разговор
С отцом ее заводит:
«У вас товар, у нас купец:
Собою парень молодец,
И статный, и проворный,
Не вздорный, не зазорный.
Богат, умен, ни перед кем
Не кланяется в пояс,
А как боярин между тем
Живет, не беспокоясь;
А подарит невесте вдруг
И лисью шубу, и жемчуг,
И перстни золотые,
И платья парчевые.
Катаясь, видел он вчера
Ее за воротами;
Не по рукам ли, да с двора,
Да в церковь с образами?»
Она сидит за пирогом
Да речь ведет обиняком,
А бедная невеста
Себе не видит места.
«Согласен,— говорит отец,—
Ступай благополучно,
Моя Наташа, под венец:
Одной в светелке скучно.
Не век девицей вековать,
Не все касатке распевать,
Пора гнездо устроить,
Чтоб детушек покоить».
Наташа к стенке уперлась
И слово молвить хочет —
Вдруг зарыдала, затряслась,
И плачет, и хохочет.
В смятенье сваха к ней бежит,
Водой студеною поит
И льет остаток чаши
На голову Наташи.
Крушится, охает семья.
Опомнилась Наташа
И говорит: «Послушна я,
Святая воля ваша.
Зовите жениха на пир.
Пеките хлебы на весь мир,
На славу мед варите
Да суд на пир зовите».
«Изволь, Наташа, ангел мой!
Готов тебе в забаву
Я жизнь отдать!» — И пир горой;
Пекут, варят на славу.
Вот гости честные нашли,
За стол невесту повели;
Поют подружки, плачут,
А вот и сани скачут.
Вот и жених — и все за стол,
Звенят, гремят стаканы,
Заздравный ковш кругом пошел;
Все шумно, гости пьяны.
Ж е н и х
А что же, милые друзья,
Невеста красная моя
Не пьет, не ест, не служит:
О чем невеста тужит?
Невеста жениху в ответ:
«Откроюсь наудачу.
Душе моей покоя нет,
И день и ночь я плачу:
Недобрый сон меня крушит».
Отец ей: «Что ж твой сон гласит?
Скажи нам, что такое,
Дитя мое родное?»
«Мне снилось,— говорит она,—
Зашла я в лес дремучий,
И было поздно; чуть луна
Светила из-за тучи;
С тропинки сбилась я: в глуши
Не слышно было ни души,
И сосны лишь да ели
Вершинами шумели.
И вдруг, как будто наяву,
Изба передо мною.
Я к ней, стучу — молчат. Зову —
Ответа нет; с мольбою
Дверь отворила я. Вхожу —
В избе свеча горит; гляжу —
Везде сребро да злато,
Все светло и богато».
Ж е н и х
А чем же худ, скажи, твой сон?
Знать, жить тебе богато.
Н е в е с т а
Постой, сударь, не кончен он.
На серебро, на злато,
На сукна, коврики, парчу,
На новгородскую камчу
Я молча любовалась
И диву дивовалась.
Вдруг слышу крик и конский топ…
Подъехали к крылечку.
Я поскорее дверью хлоп
И спряталась за печку.
Вот слышу много голосов…
Взошли двенадцать молодцов,
И с ними голубица
Красавица-девица.
Взошли толпой, не поклонясь,
Икон не замечая;
За стол садятся, не молясь
И шапок не снимая.
На первом месте брат большой,
По праву руку брат меньшой,
По леву голубица
Красавица-девица.
Крик, хохот, песни, шум и звон,
Разгульное похмелье…
Ж е н и х
А чем же худ, скажи, твой сон?
Вещает он веселье.
Н е в е с т а
Постой, сударь, не кончен он.
Идет похмелье, гром и звон,
Пир весело бушует,
Лишь девица горюет.
Сидит, молчит, ни ест, ни пьет
И током слезы точит,
А старший брат свой нож берет,
Присвистывая точит;
Глядит на девицу-красу,
И вдруг хватает за косу,
Злодей девицу губит,
Ей праву руку рубит.
«Ну это,— говорит жених,—
Прямая небылица!
Но не тужи, твой сон не лих,
Поверь, душа-девица».
Она глядит ему в лицо.
«А это с чьей руки кольцо?» —
Вдруг молвила невеста,
И все привстали с места.
Кольцо катится и звенит,
Жених дрожит, бледнея;
Смутились гости.— Суд гласит:
«Держи, вязать злодея!»
Злодей окован, обличен
И скоро смертию казнен.
Прославилась Наташа!
И вся тут песня наша.
Анализ стихотворения «Жених» Пушкина
Летом 1824 года Пушкин был сослан в имение своей матери Михайловское. После Одессы он погрузился в тихий умиротворенный быт псковской глубинки. Наступила творческая Михайловская осень. Именно здесь, под впечатлением сказок своей няни, Пушкин пишет свое стихотворение «Жених».
Жизнь, по мнению самого поэта, текла однообразно: вставал поздно, ездил на своем коне по лугам и деревням, а вечером у камина – сказки.
Стихотворение, баллада или сказка?
Сам Пушкин назвал это произведение «простонародной сказкой». Сюжет «Жениха» похож на сюжет баллад: это мог быть какой-то необычный случай, историческое событие, фантастическое или таинственное происшествие. Главной героиней в стихотворении выступает Наташа – купеческая дочь. Почему же А.Пушкин назвал свое произведение не именем героини, а «Жених». Уже в названии автор дает понять, что основная фабула сказки будет развиваться вокруг жениха.
Динамика сказки
С первых слов стихотворения чувствуется нарастающая динамика. Наташа возвращается домой, после трех дней отсутствия, испуганная, в слезах. На вопросы не отвечает. Потом на полстрофы накал чуть остывает, а затем еще более взрывается. Наташа узнала в молодце, проезжавшем мимо, того, кто так ее напугал. Она чувствует тревогу и угрозу. Ее опасения оправдались; наутро приезжает сваха и, восхваляя жениха, сватает невесту.
Устои русской жизни в середине XIX века
И вот здесь мы сталкиваемся с устоями семейной дворянской, купеческой или крестьянской жизни того времени. Патриархат! Беспрекословное подчинение главе семейства. Отца не слишком беспокоит будущее дочери. Главное, по его мнению, что жених богат, а кто он, откуда, какого роду — племени, его не волнует. Было принято, что предложение руки и сердца женихом невесте осуществлялось через сваху. Наташа уступает, но в ней просыпается воля к жизни и желание наказать убийцу невинной девицы. Недаром она говорит:- «На славу мед варите, да суд на пир зовите».
Конец сказки
А на пиру развивается кульминация всего стиха. Наташа рассказывает о событиях, свидетелем которых она была, в иносказательной форме. Как будто все это ей приснилось. Атмосфера накаляется с момента ее повествования. Чувствуется напряжение жениха, которое проявляется в его репликах. Он старается остановить рассказ Наташи, но это ему не удается. Последним штрихом обвинения в убийстве явилось предъявленное кольцо.
Сюжет баллады заимствован из сказки братьев Гримм «Разбойник-жених». Почитайте, там весело.
Детектив
и как ей попалось кольцо? Она что с трупа снимала кольцо? для чего?
Или она специально все придумала чтоб наговорить на жениха?
мне не понравилось
Я записывала этот стих в читательской дневник и мне очень оно понравилось
очень классный и интересный стих
Между нами
Провода
ГОРОДА
ДА ДА ДА!
Я сказал иди сюда
И ты сказала
ДА ДА ДА!
Я 3 классе наизи выучил
класс
Стих как маленькая история жизни, читается легко, как басня)))))))) прекрасно написано,легко
У Пушкина был дар, жаль, что он чаще всего растрачивал его на подобные байки с элементами рифмы.
Начало стихотворения очень похоже на романтичную историю. Непонятно, зачем было до пира доводить, если жених разбойником был?
Очевидно же, ей нужна была публичная защита и публичный суд жениха, иначе могло ничего не получиться. Рассказала бы она родителям, что им делать? Как к суду привлечь злодея? А если он богат и выше родом? А тут при всех, он своей реакцией сам себя выдал. Кстати, может это и не байка вовсе, а бытовавшая история в народе, конечно приукрашенная, но сюжетно такая.