Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?
Державин
I
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
II
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
III
Как весело, обув железом острым ноги,
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с Армидами младыми
Иль киснуть у печей за стеклами двойными.
IV
Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить, да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,
И, проводив ее блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом.
V
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
VI
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.
VII
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
VIII
И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русской холод;
К привычкам бытия вновь чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят — я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн — таков мой организм
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
IX
Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,
Махая гривою, он всадника несет,
И звонко под его блистающим копытом
Звенит промерзлый дол и трескается лед.
Но гаснет краткий день, и в камельке забытом
Огонь опять горит — то яркий свет лиет,
То тлеет медленно — а я пред ним читаю
Иль думы долгие в душе моей питаю.
X
И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
XI
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,
Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут
Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;
Громада двинулась и рассекает волны.
XII
Плывет. Куда ж нам плыть?
. . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . .
___________
Год: 1833
Анализ стихотворения «Осень» Александра Пушкина
Широко известно, какое именно время года было самым любимым у Пушкина. Произведение «Осень» — одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных осени, во всей русской литературе.
История создания
Поэт написал его в 1833 г., во время пребывания в Болдино (т. н. «Болдинская осень»). Оно не закончено и автор не публиковал его. В эпиграфе – цитата из Г. Державина, который тоже описывал деревенскую жизнь.
Жанр, тема, идея
Жанр – философская лирика, по размеру – шестистопный ямб. Тема: описание осени. Идея: природа вдохновляет на творчество, размышления о своей жизни, будущем.
Пушкин выступает в роли талантливого художника, с большим мастерством рисующего картину осеннего пейзажа. Строки стихотворения проникнуты огромной нежностью и любовью к окружающей природе, находящейся в фазе увядания. Вступление представляет собой первый набросок к картине: опадающая листва, первые заморозки, выезды на псовую охоту.
Далее Пушкин изображает остальные времена года. При этом он перечисляет их достоинства, но делает основной упор на недостатках. Описание весны, лета и зимы достаточно развернуто, автор прибегает к шутливым грубоватым замечаниям. Приметы весны – «вонь, грязь». Зима вроде бы насыщена многими радостными событиями (прогулки и забавы на природе), но продолжается невыносимо долго и надоест «и жителю берлоги». Все хорошо жарким летом, «да пыль, да комары, да мухи».
Средства выразительности
Сделав общий обзор, Пушкин в качестве противопоставления переходит к конкретному описанию прекрасной осенней поры. Поэт признается, что любит осень странной любовью, подобной чувству к «чахоточной деве». Именно за свой печальный вид, за увядающую красоту осенний пейзаж бесконечно мил поэту. Фраза, представляющая собой антитезу, — «Унылая пора! Очей очарованье!» стала крылатой в характеристики осени.
Описание осени в стихотворении – художественный образец для всего русского поэтического общества. Пушкин достигает вершин своего таланта в использовании выразительных средств. Это разнообразные эпитеты («прощальная», «пышное», «волнистою»); метафоры («в их сенях», «зимы угрозы»); олицетворения («одетые леса», «уставшие дубравы», «дохнул хлад», «зимы угрозы», «рифмы бегут»). Метонимия: («обув железом ноги»). Сравнения («как во сне», «как поля»). Метафорическое сравнение: («осень – чахоточная дева»). Перифраз: («Армидами младыми», красавицами). Проводы зимы блинами и вином – Масленица. Множество риторических вопросов и восклицаний, есть умолчания (недоговоренность, и концовка не дописана). Поэт пишет реалистично, с натуры. Есть устаревшие выражения: («страждут озими»: поля страдают из-за «забавы», охоты).
В заключительной части стихотворения Пушкин переходит к описанию состояния лирического героя. Он утверждает, что только осенью к нему приходит истинное вдохновение. Традиционно для поэтов весна считается временем новых надежд, пробуждения творческих сил. Но Пушкин снимает это ограничение. Он снова делает небольшое шутливое отступление – «таков мой организм».
Посещению музы автор отводит значительную часть стихотворения. В описании творческого процесса также чувствуется рука великого художника. Новые мысли являются «незримым роем гостей», совершенно преображающим одиночество поэта.
В финале поэтическая работа представляется Пушкиным в образе корабля, готового к плаванию. Стихотворение обрывается риторическим вопросом «Куда ж нам плыть?». Это указывает на бесконечное множество тем и образов, возникающих в сознании поэта, который абсолютно свободен в своем творчестве.
Весна очень говорлива и замолкает уже ближе к вечеру, который приносит последние холода уходящей зимы и прозрачную хрупкость первых мартовских ночей.
Мне нравится этот сайт и стихотворения
Оценки не объективные из-за сложности пересказывания стихотворения наизусть школьниками. На мой взгляд, оценивать стихи баллами как то глуповато. Другое дело — оценка знаний.
Здравствуйте! Спасибо за ваш отзыв. На данный момент все оценки убрали.
Прекрасно!!! Классная работа пера мастера!!! Александр Пушкин — Солнце Русской Поэзии!!! Лучший среди поэтов… На одном уровне с ним только М. Ю. Лермонтов. Но Пушкин был поклонник веселья и поэтому его Поэзия более лёгкая и весёлая!!!
Наверно многие стихотворцы любят Осень… Буйство красок и эмоций, находят отражение в чутких душах поэтов!!!
Вы просто Баратынского не читали. В свое время его ставили выше Пушкина. Стихотворение «Осень» Баратынского не менее гениально. Я бы сказал даже лучше, чем пушкинская, «Осень» — красочное, выразительное, с глубиким смыслом и написанное великолепным языком. Расширяйте свой кругозор, и только Пушкина, да Лермонтова знаете.
Вы тоже расширяйте кругозор, читайте Пушкина. Боратынского (он писал свою фамилию через «о») мы любим и читаем, но не надо его сравнивать с Солнцем Русской Поэзии — Пушкиным.
Я прочитал произведения многих Поэтов: и Пушкина, и Лермонтова, и Тютчева, и Бунина, и Есенина, и Некрасова, и Блока, Маяковского 12 томов, А. Фета. Всех перечислять не буду. Да Баратынского мало читал. Он считается депрессивным Поэтом. Поэтому и не стал читать его. В творчестве разных авторов да и в жизни итак полно негатива. А Пушкин был поклонник веселья, граций и ума, поэтому он мне больше по духу. А если вспомнить, то Поэт Державин был сначала более известный и читаемый, чем Пушкин, но потом Пушкин прославился больше, и в наше время я думаю, что Пушкина знают и читают больше людей, чем Баратынского. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
Далеко Баратынскому до гения Пушкина! Стихотворение «Осень» Пушкина гениальное, впрочем, как и все его произведения. Прочитайте, например, «Подражание Корану». В голове не укладывается, как человек мог так писать: и какие-то исторические события, и тонкости востока и янычары, и наложницы, абсолютно всё охватил. Одним словом — Гений, Богом одаренный поэт. А Баратынский, как его называли «Великий меланхолик», не притягивает своими депрессивными стихами. Стихотворение осень, вовсе не про осень. Там скорее диагноз. Сплошные ассоциации, тяжёлое душевное состояние поэта. И ничего об осени… Только уход в себя.
Самый классный момент про лето: «Да пыль, да комары, да мухи».
Очень прекрасный стих, мне понравился, да и любые длинные поэзии мне по душе, я сама люблю иногда писать стихи про природу, очень увлекательно.
Наташа, ну не уподобляйтесь безграмотным тв вещателям: «очень прекрасный» это и есть просто ПРЕКРАСНЫЙ. Не смотрите и не слушайте современный телевизор. С уважением.
Ну стих классный, но очень длинный это самый большой минус.
согласна, длинноватый, но думаю он все равно прекрасен.
У вас размер — это главное, что имеет значение? М-дя…
Действительно, глупейшее замечание по поводу длины стихотворения…
Вы привыкли к клипам? Когда удержание внимания на одном объекте более 5 секунд уже тяжело? Не осуждаю, нет, просто современная жизнь настолько скоростная… У Пушкина не так, каждое слово имеет своё место, свой смысл не только сразу, а по прошествии какого то времени его стихи воспринимаются иначе…. Это не клиповое мышление.
А как по другому описать все четыре времени года? Да ещё остановиться подробно на своём любимом. Я обожаю это стихотворение, как и все творчество гениального русского поэта. Но не могу насладиться стихотворением «Осень», знаю его наизусть и мне совершенно оно не кажется длинным…
А я с удовольствием выучила его наизусть и периодически читаю членам своей семьи, а также сын просит диалог Фауста и Мефистофеля. Очень ему нравится. А мужу нравится «Я вас люблю, хоть я бешусь. Хоть это труд и стыд напрасный, и в этой глупости несчастной, у ваших ног я признаюсь»…
Между прочим А.С. Пушкин — ВЕЛИКИЙ писатель России.
В первую очередь, Пушкин был гениальным поэтом! Ему равных нет и не было! Проза его тоже хороша, особенно люблю «Повести Белкина». Конечно, » Капитанская доступ», » Дубровский».
А в чем прекрасие сего стиха, или поэмы, описать свои впечатления, может от вина, может от чего еще? Вообще, его, и многих 19 века возвели во что то такое, прям супер. А так, ни о чем. Сидит человек, стихоплётит, делать то что было. Зажег свечку, упился, или одна отрада, балы, да казни или стрелялки. Здесь, как по мне, выписал свои впечатления, потом красивыми словами, дабы девок удивлять в праздностях, сложил в рифмы и стихи.
Как это объяснить? Мне нравится она,
Как, вероятно, вам чахоточная дева
Порою нравится. На смерть осуждена,
Бедняжка клонится без ропота, без гнева.
Улыбка на устах увянувших видна;
Могильной пропасти она не слышит зева;
Играет на лице еще багровый цвет.
Она жива еще сегодня, завтра нет.!!!
Легко играет и в хорошо и плохо. И если у него зима полгода, то… Его надо было в экспедицию, типа минимум север Аляски или Арктику показать. Без курительных приборов. Заняться людям было нечем. Сейчас это никто не поймет, да и смысл. Захотел осень, в поезд, и сред полосу России, снега захотел, выше по карте. Я сижу на юге, сегодня темп. 27 и листья только единичками упали. И про это писать стихи?
Стихи 19 века, жизнь и привычки 19 века пристраиваешь к жизни в 21 веке.
Как правило, те кто из себя ничего не представляют, стараются изгадить всё хорошее, лишь бы выглядеть кем-то значимым. А на cамом деле — серая посредственность, ничего из себя не представляющая!!!
Пушкин прославил своё Отечество на весь мир и на веки вечные. О нём говорили и говорят с благодарностью многие великие люди, его творчество изучают в школе, а произведения переводят и издают на многих языках. И будет это происходить вечно, потому что он великий русский поэт, его думы и мысли бессмертны.
А что ты успел сделать для своего Отечества? Почему ты считаешь себя в праве публично очернять русского гения?
Бедное поколение! Такой рывок в каменный век.Даже не верится, что это пишут нормальные люди.
Так как Пушкин в своих рукописях подписывал времяисчисление в летах по старославянскому календарю, то и «Осень» является его тонким намёком на несогласие с Петровским изменением календаря.
Говорит же он с грустью именно об месяце рузник, в середине которого и менялось лета.
От того и плыть некуда, что уничтожили память великого русского народа, стерев столько тысячилетии его культуры и истории.
Всегда вдохновлялся творчеством данной удивительной личности, гения русской литературы! Стихотворение трогает душу, вызывая бурю положительных эмоций и воспоминаний. Это шедевр!
Отличное произведение, задали выучить отрывок, великолепно!
Великолеепный стих!!!
Лучше не может быть! Так всё тонко подмечено! Я не устаю восхищаться гением Пушкина! Обожаю его стихи! Это чудо!!!
Господи, как хорошо, красиво и просто пишет. А моей внучке в первом классе задали стихотворение осень Новеллы Матвеевой. Учим целый день, никак не получается.
Стих конечно супер, но зачем заставляют детей начальных классов выучить их наизусть!
Делается это для того, мой любознательный друг, чтобы у детей тренировать память, создавать в голове устойчивые выражения, прививать вкус к прекрасному, и делать это надо с ранних лет, потом может быть увы поздно…
Ребенок может выучить стих под давлением, но это не будет говорить абсолютно ни о чем, ни о развитой памяти, ни о привитой любви к прекрасному. Это будет просто означать, что вы продавили ребенка и заставили его выучить стих.
Вы правы, под давлением. Дело в том, что без давления не делается ничего. Все великие занимались любимым делом в детстве под давлением. А если вы не велики и не стремитесь к великости, оно вам в душу западёт и окажет прямое влияние на формирование вашего мировоззрения.
Для примера можно привести современную английскую школу для высших слоёв общества, где обучение поставлено абсолютно без применения гаджетов, но с применением физического насилия (у учителя в руках линейка, и он этот предмет периодически приводит в соприкосновение с телесами обучающихся).
Иначе сэров и пэров вырастить невозможно. Возможно только дворников и уборщиц.
Согласна. Зубрёшка. Их дети только ненавидят и отбивают охоту в дальнейшем к стихам. Я Пушкиным в классе 9 прониклась, а до этого вызывал только аскому. Мне кажется, что стихи в начальной школе для родителей) Очень понравился стих «Зимняя дорога», запомнился за минут 20, ребенок с ним страдал час) «Осень» для меня самый любимый, близок сердцу!
Читая и изучая поэзию авторов прежних веков, порою нам не понятны выражения, метафоры, сравнения и т.д.. Просто мы живём в другом времени, быт А.С. Пушкина забыт, как и им, жившим в те времена, писавшим гусиными перьями, непонятен наш компьютер, если проявилась бы возможность его им показать. Таких слов и выражений великое множество. «…страждут озими от бешеной забавы…». Для объяснения сего кусочка стихотворения можно приготовить обширную историческую справку о крестьянском труде, о барской охоте, о времени события. Меня часто спрашивают что такое пимы, ухват или рогач, супонь, гужи и многое другое. Вышло из нашего применения отсюда и понятия.
Всё прекрасно по своему, когда оно в меру! И лето, и зима, и осень и весна! И это так во всём, а не только во временах года
Не понятны вот эти строки:
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Страдают озимые поля от лошадиных копыт
Если на современном языке, то В ИСПУГЕ ПОЛЯ (озими — зерновые, которые сеют перед зимой, чтоб всходили ранней весной, ОЗИМИ = ОЗИМЫЕ).
Да, страдают. Как и про лето, когда пишет: …ты все душевные способности губя, на мучишь, как поля, мы страждем от засухи… «То есть страдаем, мучаемся от жажды. Ну прямо как в первом классе объяснила….
Осень — красивое время года, одно из лучших! Стих тому подтверждение, лучше сказать невозможно!
«Бешеная забава» — имеется в виду охота?
Я предпочитаю лето, но осень очень красива. А зима, которую так любил Пушкин — время работы и концентрации на поставленной цели.
А я ненавижу лето! И согласна с Пушкиным абсолютно. Не переношу жару. Мучаюсь, хожу варёная и считаю дни, когда же осень наступит. «Таков мой организм, извольте мне простить ненужный прозаизм». — А. С Пушкин.
Почему бы и не любить осень у теплого камина, набравшись летом сил и чувствуя приливы вдохновения.
Вот такую пушкинскую осень я и люблю!
Чувствуется осенний холодок, когда читаешь эти строки. Несомненно, Пушкин был мастером поэтического слова.
Нормально.
Оцените пожалуйста аудио прошу!
Демидова читает не плохо, но как на мой взгляд слегка тянет. Герасимов наоборот, торопится. Великолепно читает Игорь Кваша. После того как услышала в его исполнении загорелась выучить весь стих, чтобы декламировать с чтецом вместе!
Не нравится, как Демидова читает! Совсем! Послушайте Смоктуновского! Правда, иногда он в некоторых местах ускоряет темп и мне это не совсем нравиться, но здорово!
это одно из любимых моих стихотворений. так как я люблю осень с ее красотой и теплом. я до сих пор иногда читаю стихи и произведения Пушкина это ведь настоящий гений русской литературы…
Его стихотворение это произведение искусства, каждый стих учиться легко. Жаль поэт умер не дожив до 50 лет(
Конечно! Его всю жизнь надо читать! Недавно прочитала «Подражание Корану». Господи, ну просто диву даёшься, как можно так писать! Откуда это берётся! Как рождаются великолепные рифмы! И сколько исторических моментов. Особенности востока. Гений одним словом! А «Маленькие трагедии» — это же чудо! А диалог Мефистофеля и Фауста! Ну нет слов! Одно восхищение!!!