Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Увы! напоминают мне
Твои жестокие напевы
И степь, и ночь — и при луне
Черты далекой, бедной девы.
Я призрак милый, роковой,
Тебя увидев, забываю;
Но ты поешь — и предо мной
Его я вновь воображаю.
Не пой, красавица, при мне
Ты песен Грузии печальной:
Напоминают мне оне
Другую жизнь и берег дальный.
Анализ стихотворения «Не пой, красавица, при мне» Пушкина
В творчестве А. С. Пушкина большое количество стихотворений было посвящено женщинам. В 1828 г. в Москве он стал свидетелем исполнения грузинской песни А. А. Олениной, которая брала уроки музыки у композитора М. И. Глинки. Очарованный этим пением, поэт в приливе вдохновения написал произведение «Не пой, красавица, при мне…».
Лирический герой обращается к поющей женщине со странной просьбой о прекращении исполнения. По ходу стихотворения автор объясняет причину этого. «Песни Грузии» напоминают Пушкину о его первом путешествии по югу России с семьей Раевских (1820 г.). Эти воспоминания приводят его в состоянии печали и грусти по далеким счастливым временам. При этом в памяти поэта оживает образ «далекой, бедной девы». По поводу этого образа среди исследователей творчества Пушкина нет единого мнения. Утверждение, что эта женщина — Н. Гончарова не выдерживает никакой критики, так как в это время поэт даже не был знаком со своей будущей женой. Наиболее распространена версия, что «бедная дева» — М. Н. Волконская, последовавшая в Сибирь за мужем-декабристом. По ее собственным воспоминаниям, перед поездкой она останавливалась в Москве, встречалась и долго беседовала с Пушкиным, который благословил ее и поддержал самоотверженный поступок женщины.
Существует мнение, что Пушкин долгое время был влюблен в жену своего давнего приятеля. Поэтому к жалости за ее судьбу было примешано и любовное чувство. Если это действительно так, то становится понятно, почему поэт не хочет слушать очаровательное пение. Облик Олениной смог заслонить собой грустные воспоминания Пушкина. Но печальная грузинская песня вновь вызвала «призрак милый, роковой».
Последняя строфа в точности повторяет первую. Кольцевая композиция усиливает просьбу Пушкина, практически превращая ее в мольбу.
Поэт вообще очень часто обращался к теме воспоминаний. Если детские и лицейские годы оставили в его памяти только чистый и радостный след, то зрелый возраст чаще всего был связан с воспоминаниями о разочарованиях и утратах. Произведение «Не пой, красавица, при мне…» — один из образцов печальной любовной лирики Пушкина. М. Глинка, музыка которого вызвала у Пушкина прилив вдохновения, впоследствии положил стихотворение в основу известного романса.
Тоже кодификатор ОГЭ?