О межличностных отношениях, проблеме конфликта, понимании, мироощущении себя внутри группы, общества, семьи. Человек среди людей, необходимость «быть собой».
Примерные темы
- Согласны ли вы с утверждением философа Конфуция: «Счастье – это когда тебя понимают»?
- Как понять другого человека?
- Важно ли оставаться самим собой?
- Всегда ли конфликт – зло?
- Кто такой изгой?
- Может ли человек жить вне общества?
Произведения на эту тему
- Тургенев И.С. «Отцы и дети»: противоречивость натуры Базарова, его идейный, мировоззренческий конфликт с Кирсановым и обществом.
- Грибоедов А. «Горе от ума»: Чацкий – герой нового времени, чьи идеи не были приняты обществом. Он противопоставлен другим персонажам. Чацкий не идет на компромиссы, остается собой.
- Пушкин А.С. «Евгений Онегин»: Онегин – типичный представитель дворянской молодежи. Его сформировала среда. Он доводит конфликт с Ленским до дуэли и смерти юноши. К финалу романа меняется его взгляд на себя и мир.
- Лермонтов М.Ю. «Маскарад»: Арбенин считает себя выше общества, а сам живет по его законам. Из ревности, боясь осмеяния людей, он доводит конфликт с женой до ее убийства. Крахом его жизни руководит мститель, чью дружбу он предал.
- Тургенев И.С. «Бирюк»: лесник Фома – отщепенец среди крестьян, отвержен женой. У него своя правда. Всеми ненавидимый, он проявляет сострадание.
- Толстой Л.Н. «Свечка»: герои рассказа – крепостные крестьяне, готовые убить управляющего. Конфликту они противостоят терпением. В результате злодей покаран небом.
- Бабель И. «Конармия»: красноармеец Лютов в годы Гражданской войны. Его идейный конфликт с белогвардейцами, поляками, иудейством. Межличностный конфликт в среде своих, не принимающих интеллигента.
- Яковлев Ю. «Багульник»: мальчик Коста окружен непониманием одноклассников, учительницы. Но остается верен себе, делает доброе дело. В финале рассказа отношение к нему меняется.
- Габова Е. «Не пускайте Рыжую на озеро»: рыжая девчонка, изгой в классе, не сдается, исполняет свою мечту. Одноклассникам стыдно за свое поведение.
- Масс А. «Сказка о черноокой принцессе»: робкую слабую девочку унижают ровесники. Защита взрослого творит чудеса: обидчики пристыжены, героиня обретает уверенность в себе.
- Приставкин А. «Золотая рыбка»: поступок маленькой героини вначале вызывает агрессию, но конфликт разрешается тем, что дети берут шефство над Люсенькой.
- Железников В. «Чучело»: из школьной травли героиня Лена выходит нравственным победителем.
- Козлов В. «Сократ мой друг»: конфликт с фальшивым школьным другом и приобретение искренней подруги взамен. С ней герой становится лучше.
- Горький М. «Детство»: жизнь мальчика в семье деда, где нет взаимопонимания. Семья приходит к краху.
- Алексин А. «Безумная Евдокия»: героиня-эгоистка игнорирует класс, учительницу, а в конечном счете – родителей.
- Пушкин А.С. «Дубровский»: россыпь конфликтов (межличностный, внутрисословный, судебный, любовный). В результате несчастий герой приходит к пониманию себя.
- Островский А. «Гроза»: у каждого героя – свой конфликт с людьми, миром, собой. У Катерины это конфликт между долгом и чувством, завершившийся трагедией.