Вы себе представляете
парижских женщин
с шеей разжемчуженной,
разбриллиантенной
рукой…
Бросьте представлять себе!
Жизнь —
жестче —
у моей парижанки
вид другой.
Не знаю, право,
молода
или стара она,
до желтизны
отшлифованная
в лощеном хамье.
Служит
она
в уборной ресторана —
маленького ресторана —
Гранд-Шомьер.
Выпившим бургундского
может захотеться
для облегчения
пойти пройтись.
Дело мадмуазель
подавать полотенце,
она
в этом деле
просто артист.
Пока
у трюмо
разглядываешь прыщик,
она,
разулыбив
облупленный рот,
пудрой подпудрит,
духами попрыщет,
подаст пипифакс
и лужу подотрет.
Раба чревоугодий
торчит без солнца,
в клозетной шахте
по суткам
клопея,
за пятьдесят сантимов!
(По курсу червонца
с мужчины
около
четырех копеек.)
Под умывальником
ладони омывая,
дыша
диковиной
парфюмерных зелий,
над мадмуазелью
недоумевая,
хочу
сказать
мадмуазели:
— Мадмуазель,
ваш вид,
извините,
жалок.
На уборную молодость
губить не жалко вам?
Или
мне
наврали про парижанок,
или
вы, мадмуазель,
не парижанка.
Выглядите вы
туберкулезно
и вяло.
Чулки шерстяные…
Почему не шелка?
Почему
не шлют вам
пармских фиалок
благородные мусыо
от полного кошелька? —
Мадмуазель молчала,
грохот наваливал
на трактир,
на потолок,
на нас.
Это,
кружа
веселье карнавалово,
весь
в парижанках
гудел Монпарнас.
Простите, пожалуйста,
за стих раскрежещенный
и
за описанные
вонючие лужи,
но очень
трудно
в Париже
женщине,
если
женщина
не продается,
а служит.
Анализ стихотворения «Парижанка» Маяковского
«Парижанку» Владимир Владимирович Маяковский отдал печатать в «Женский журнал». Звучала эта история и по новомодному тогда радио.
Стихотворение написано в 1929 году. Поэт много пишет, в том числе, пьесы, активно публикуется, выступает докладчиком и декламатором, зимой едет в Европу. В Париже состоялась его встреча с М. Цветаевой. Там он читал стихи, отвечал на вопросы, а она – переводила. Жанр – социальная сатира с элементами драмы, размер, как водится, акцентный стих с рифмовкой перекрестной, текст расположен знаменитой лесенкой. Лирический герой – сам путешествующий пролетарский поэт. Композиция вполне сюжетна, представляет собой историю встречи и жизни маленького человека. Поэт обращается к почтенной советской публике. Начинает он с ряда авторских эпитетов и инверсии: шеей разжемчуженной (приставка в слове придает экспрессии). Оказывается, среди парижанок весьма мал процент законодательниц мод и светских львиц. Служительница уборной в ресторане привлекает внимание отдыхающего героя. «Она просто артист»: сравнение в мужском роде. С предупредительной улыбкой эта француженка за скромную плату (четыре советские копейки с человека) подает посетителям полотенце, пипифакс (туалетную бумагу), парфюмерию, вымоет пол. Здесь – перечислительная градация из приставочных глаголов: попрыщет, подпудрит. А что же в эти годы в СССР? Частные рестораны, действительно, потеснены общепитом, впрочем, еще долго будут существовать. Как обстояло дело с сервисом в тамошних уборных – вопрос. Но туалетной бумаги там не было до 1960-х годов. Профессия подобных уборщиц распространена и в наши дни, роботы пока не заняли эту нишу. Герой делает сомнительный комплимент «мадмуазель» в униформе: выглядите туберкулезно и вяло. «Пармские фиалки»: известный романтический атрибут свидания. «Карнавалово»: очередной неологизм В. Маяковского. Низкие темы: вонючие лужи (мочи, разумеется). «Не продается, а служит»: готовый афоризм. Вполне себе универсальный. Парентеза: пожалуйста, извините, право, по курсу червонца. Перифраз: раба чревоугодий. Индивидуально-авторское деепричастие: клопея. Композиционный стык: ресторана. Инверсия: служит она. Несколько возмущенных восклицаний, просторечная, местами грубоватая, лексика. Звукопись: жизнь – жестче.
Овеянный легендами образ парижанки под пером В. Маяковского приобретает отчетливый душок уборной.
Не согласен с последними словами рецензии. Последние слова стихотворения как раз возводят героиню на пьедестал. Несмотря на кошмар существования она остаётся человеком, не продаётся, хотя бурлящий куртизанками Монпарнас так близок…
Насколько, до дрожи, актуально в настоящем… И к нам это относится, которые не продаются, а служат…