Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный…
«Слушай, слушай,-
Бормочет он мне,-
В книге много прекраснейших
Мыслей и планов.
Этот человек
Проживал в стране
Самых отвратительных
Громил и шарлатанов.
В декабре в той стране
Снег до дьявола чист,
И метели заводят
Веселые прялки.
Был человек тот авантюрист,
Но самой высокой
И лучшей марки.
Был он изящен,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Счастье,- говорил он,-
Есть ловкость ума и рук.
Все неловкие души
За несчастных всегда известны.
Это ничего,
Что много мук
Приносят изломанные
И лживые жесты.
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжелых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым —
Самое высшее в мире искусство».
«Черный человек!
Ты не смеешь этого!
Ты ведь не на службе
Живешь водолазовой.
Что мне до жизни
Скандального поэта.
Пожалуйста, другим
Читай и рассказывай».
Черный человек
Глядит на меня в упор.
И глаза покрываются
Голубой блевотой.
Словно хочет сказать мне,
Что я жулик и вор,
Так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь.
Ночь морозная…
Тих покой перекрестка.
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Вся равнина покрыта
Сыпучей и мягкой известкой,
И деревья, как всадники,
Съехались в нашем саду.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот черный
На кресло мое садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
«Слушай, слушай!-
Хрипит он, смотря мне в лицо,
Сам все ближе
И ближе клонится.-
Я не видел, чтоб кто-нибудь
Из подлецов
Так ненужно и глупо
Страдал бессонницей.
Ах, положим, ошибся!
Ведь нынче луна.
Что же нужно еще
Напоенному дремой мирику?
Может, с толстыми ляжками
Тайно придет «она»,
И ты будешь читать
Свою дохлую томную лирику?
Ах, люблю я поэтов!
Забавный народ.
В них всегда нахожу я
Историю, сердцу знакомую,
Как прыщавой курсистке
Длинноволосый урод
Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
А может, в Рязани,
Жил мальчик
В простой крестьянской семье,
Желтоволосый,
С голубыми глазами…
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою».
«Черный человек!
Ты прескверный гость!
Это слава давно
Про тебя разносится».
Я взбешен, разъярен,
И летит моя трость
Прямо к морде его,
В переносицу…
. . . . . . . . . . . . . . . .
…Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
Ах ты, ночь!
Что ты, ночь, наковеркала?
Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один…
И — разбитое зеркало…
Мда.. Просто бухать меньше надо было. И с этого столько шума сделали.
В произведении не просто Есенин два раза повторяет строки про женщину 40 лет. Дункан не сказала ему о своем возрасте, она была на 10 лет старше Есенина. Узнал он об этом случайно, на границе. Для него это было настоящим ударом. Поэтому он опять впал в депрессию, начал пить и результатом стало написание «Черного человека». Все достаточно банально.
Стоит прочесть.
Мне кажется, что это потрясающее стихотворение — о депрессии, о черной тьме, которая губит тебя безвозвратно. Человек полностью разочаровался в себе и своей жизни, от строк веет такой безысходностью… Есенин поистине гениален.
Это самый великий поэт тех лет! А чёрный человек, это мрачное произведение, но какое тонкое и понятное, тому кто встречался с этим чёрным человеком
Это может понять человек, побывавший в запоях. Я утверждаю, выходя из запоя не спишь несколько ночей, сходишь с ума и реально думаешь о жизни своей, как бы читая книгу, и видишь себя хорошим мальчиком с добрыми планами, но какая то сволочь тебя испортила, хотя это ты сам. Заявляю как человек, не раз там бывавший, по две недели,это жуть…….
как можно его не любить?! Человек криком души высказывался в своих стихах, пытаясь загубить себя в угаре пьяном, что бы не смотреть на блевотное общество, а с ним так расправились…. Очень осторожно стоит читать и вникать в эту поему, ведь просто так, он бы не переписал «историю жизни»!
Очень нравятся стихи Есенина! Такие открытые, глубокие
Таков Великий поэт Есенин! Рассказал всем, что его страна- страна самых отвратительных громил и шарлатанов, что потом подтвердил 37 год, а о сам- грешник, который лез к славе не брезгуя ничем. Но не у каждого хватит честности и искренности признать, что ты душу продал за успех и славу.
Черный человек здесь и образ Смерти (как в случае с Моцартом) так и ощущение опасности от скрытого преследования людьми Троцкого,о котором Есенин знал или догадывался,так и вполне реальные личности,возможно Есенина могли и допрашивать….Слишком странное самоубийство,которое таковым не является.Есть мнение,что черный человек посещал и Пушкина и Лермонтова,вполне вероятно что и с Маяковским всё не так просто…
Есенин во все не дурак
И черный человек та существует
Смерть посылает дерзкий знак
И над жертвой глумясь ликует
И как бы сводит ее сума
Ввергая в страх тяжелый
А душа отчаяньем своим полна
Приближает рок бедовый
И каждому она придет
В разных образах и в обличьях
Завершение жизни она несёт
Как ветку в клюве птичьем
И не было у него психических отклонений.
Не ребята черный человек это он сам и говорит что его терзают воспоминания а про алкоголь тоже ошибка , это лекарь его а не наоборот еще в прошлых произведениях.
Никто практически не понимает что в каждом из нас есть свой собственный — чёрный человек. Для чего мы живём, в чем смысл? Мы можем спросить только у себя. Не обвинять всех вокруг… А попробывать разобраться в себе. Поговорить со своим черным человеком. Это наше подсознание. Я не могу объяснить, но я понимаю что он чуствовал…
черный человек — это смерть. Моцарт и Сальери вдохновили Есенина, как раз о черном человеке. К моцарту пришел черный чел, и заказал песнь в честь него. Реквиум это ода смерти. Никогда его не слушайте, чтобы не навлечь проклятие. Это очень опасно. А это последнее стихотворение Есенина перед смертью… она была близка… опасно это все. Это не шутки.