Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.
Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.
И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!
Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…
Анализ стихотворения «Тройка» Некрасова
Большое место в творчестве Некрасова занимает описание судеб крестьянских женщин. Их положение было еще хуже мужского, так как вдобавок к общему давлению крепостного права они находились практически в рабстве у своих мужей. Крестьянская община являлась исторически сложившейся особой формой деревенского общества. Ее члены были связаны круговой порукой, все отношения в ней строго регламентировались. Жена считалась собственностью мужа и не имела никаких прав. Избиение жены рассматривалось в качестве необходимого и даже полезного действия. Это нашло отражение в известной русской поговорке: «Бьет, значит любит». В стихотворении «Тройка» (1846 г.) Некрасов обращает внимание читателей на эту проблему.
Центральный образ стихотворения – русская тройка, проносящаяся по деревне. Она привлекает внимание простой деревенской девушки, в сердце которой просыпаются надежды на настоящую любовь и изменение своего положения. Беспросветная жизнь становилась источником фантазий для русского крестьянства. Очень распространено было явление странничества в поисках лучшей доли.
Молодые крестьянки надеялись вырваться из деревни через брак с красавцем-дворянином. Автор изображает состояние такой девушки. Однообразная сельская жизнь озаряется появлением тройки, в которой находится «проезжий корнет». Это порождает в сердце крестьянки неясную тревогу. Она осознает свою красоту и надеется, что это даст ей шанс убежать из рабства.
Автор грубо перечеркивает радужные надежды и мечты девушки, изображая реальное развитие событий. Господам нет никакого дела до деревенских красавиц. Низкое социальное положение – непреодолимая преграда, перешагнуть которую практически невозможно. Девушку ждет заранее предсказуемая судьба: ранний брак, побои мужа, невыносимо тяжелая физическая работа, забота о пропитании многочисленных детей. Все это быстро изгладит следы былой красоты, подорвет здоровье девушки. Надежды на лучшее забудутся, жизнь превратится в автоматическое бессмысленное существование в ожидании ранней смерти.
Показав разницу между мечтой и действительностью, Некрасов делает печальный вывод. Он советует молодой крестьянке отбросить всяческие надежды и покориться неизбежности. Напрасные волнения и тревоги ни к чему не приведут. Чрезмерная мечтательность сделает жизнь еще тяжелее. Лучше смириться и приготовиться к тому, что ждет впереди.
привет мне надо этот стих выразительно прочитать красивый стих
димитрий
13.01.2020 06:55
такое себе
Владимир
07.01.2019 17:39
Читал стихи, правда после школы. Учитель литературы и русского языка почти 2 ставила за ужасный почерк. Прошло 17 лет с окончания школы и я зачитал на встрече одноклассников А.С.Пушкина….Никто не ожидал…И только бороду седую мальчишки видели в воде…
Наталья Трусова
12.12.2018 18:47
Любимейшее стихотворение из всего Некрасова еще и потому, что, помнится в восьмом классе, на заключительном уроке перед выпускными экзаменами, я безжалостно ОТХЛЕСТАЛА ИМ, выразительно читая перед ВСЕМ классом, как ПО ЩЕКАМ глупую и нерадивую, завидуху и ПУСТЫШКУ-одноклассницу, этим прекрасным стихотворением…А вот почему: Здесь был ПОРТРЕТ моей МАМЫ-КРАСАВИЦЫ. И был ПОРТРЕТОМ ИСТИННОЙ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ в нашей семье, в частности, да и в России вообще. Мы Не из крестьян, но в 1975-е годы — это Не имело значения, — всех нас СРАВНЯЛИ по социальному статусу, если помните, в 1917 г. Да, в 1975, в моей молодости социальное происхождение было не суть важно…Но та бывшая одноклассница Ирина, — очень нескладная, некрасивая, ростом 182 см, мосластая и очень неповоротливая, но с огромными претензиями ко всем УМНЫМ и КРАСИВЫМ девочкам нашего класса. Ей, весьма невыразительной во всех отношениях, от мелкого зазубрЁнного умишка до ее внешности, — с белёсыми редкими ресничками-бровками, «как у поросенка», — по определению моей мамы, с жирной в юношеских прыщах воспаленной кожей и ранними морщинами на лбу и на шее…наверное, было не сладко на нашем фоне хорошеньких девчонок?! У нее на лицо в четырнадцать лет — НЕДОСТАТОЧНОСТЬ щитовидки и гормональная разбалансировка ее растущего организма, и общей неряшливости. От потной,засаленной формы и грязного мятого фартука, застиранного «чёрно-серого» вместо белого крахмального воротничка манжетов на платье, — омерзительно смотреть! В общем, она была кошмарным зрелищем.Была заметна на фоне нас, красивых, умных, воспитанных и ухоженных девочек класса. И к нам ко всем по очереди, она придиралась, — ей хотелось выделиться ПУБЛИЧНО, но — никак не могла. Придумала и стала утверждать, мол, что Мы все, — почти все Не русские девочки! Одна была — веселая Люся-рыженькая, вторая кудрявая и русая Надюша, третья задумчивая длинноволосая блондинка Ирочка, атаманка наша Лерка — темно-русенькая, из Петербурга, — и все — РУССКИЕ или Украинки, но с Украины: Харьков, Львов, Горловка и Полтава. Она же их окрестила:»Вы — помесь хохлов с поляками и татарами, — там было иго!» Девочку-гречанку Балаклавскую, Валюшку, — ее предки — потомственные рыбаки в Балаклаве более 300 лет! Мавриди-Ставракисы…я с Валентиной дружу с детсада…Нет! Валька наша — «армянка с татарином!» И так далее…Тут я не утерпела, помню: «А я — из чьих буду, ответь?! — а ты?…а я не знаю…а я у ПАПЫ СПРОШУ!!!» Папа ее — ПроПАГАНДИСТ-политработник в в\ч», вот КАК «просвещал» дочку, вместо того, чтобы заставить учить УРОКИ и быть АККУРАТНОЙ, стирая вовремя форму и воротнички. И НЕ приставать к одноклассницам с ЧЕПУХОЙ…Но я была вне себя и приперла ее к стене: «ОТВЕЧАЙ мне, негодница, а то побью! — я была бойкой и злой, сталкиваясь с ложью и несправедливостью. -«Ты, Наташка, ты…да! Ты — еврейка с татарином, твоя мать — СофИя, а папа — БРЮНЕТ!…и оба они — КУДРЯВЫЕ!!!»-вопила она. Но я ее держала прижав к стене и втолковывала, что РУССКИЕ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ.И они — КРАсИВЫЕ ВСЕ, а НЕ такие, как она с ее СВИНоПОДОБНЫМ БЕЛЁСЫМ папашей…Объяснила, что мамочку-КРАСАВИЦУ мою, зовут «СОФЬЯ» — по православному рождению и крещению, и по РУССКИ — с МЯГКИМ знаком в имени… И у меня были ЛОКОНЫ от мамы, вьющиеся, пепельные цветом, до талии длинной…была я на удивление статна и пропорциональна фигурой, удивительной для подростка — в папу, от греко-итальянских предков, обрусевших…И грация во всех движениях, и длинные стройные ножки, и росточек 175 см, и тонкая косточка в запястьях и в лодыжках были…Остаются и сейчас, на удивление всем…Что же делать, вот и ТАКИЕ МЫ РУССКИЕ БЫВАЕМ! Мы — РАЗНЫЕ, но всегда КРАСИВЫЕ, УМНЫЕ и ЛАДНЫЕ. В том числе и Брюнеты с тонкими черными, будто выписанными тушью бровями, темноволосые и кудрявые! Мы — родовиты: Из ВЛАДИМИРА, СУЗДАЛЯ и ЯРОСЛАВЛЯ с КОСТРОМОЙ, но! мы — русские! И НЕ сметь НАМ лепить грязь и ТВОИ С твоим папенькой»выводы+фантазии».»ВЫ оба — грязные ленивые крестьянские выползки Александровской слободы, куда ссылали штрафованную дворню+незаконнорожденных изо всех мест от Рюриков.ВСЕ — беспутные, без дворовые, — ЛЕДАЩИЕ ГЛУПЦЫ, ЛИШНИЕ людишки! а ТЫ — их потомица, вместе с твоим пьяным отцом,»- резала ей в лицо тогда за ВСЕХ наших девочек…чуть не разревелась от НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ…Историю народов России знала я отлично, читала много и не только Некрасова. Через несколько дней, не остыв еще от чувств к той ПОГАНКЕ, я здорово читала стихотворение, в УПОР глядя в глазенки той Бесстыжей глупой Ирке, она ерзала за партой, а класс молчал завороженно…Учителя изумлялись — я-тихоня, а тут вылетела к доске пулей прочесть «Тройку»…потом «Несжатую полоску», потом «Кому на Руси…»и еще что-то, не помню из Некрасова. Классная наша предложила освободить меня от экзамена по литературе за восьмой класс. Еще по авторам другим семь-восемь отрывков тут же…и у меня -«Пять» и одним экзаменом меньше! Всего сдавали мы восемь — устных и письменных…замечательно нас учили — на «Пять» по всем предметам, а Не на Э-ГЭ-го — «Неизвестно для чего!»
серега
29.08.2018 11:01
текст хороший но прочли вы его отвратительно
Костик
06.01.2018 12:14
А что, на руси обязательно надо было жениться?
Leimar
06.01.2018 12:12
Well poem.
Регина
03.07.2017 13:37
Фундаментально! Божественное произведение! Рекомендую не флудить в комментариях, а потратить это время для прочтения. «Не так страшен чёрт, как его малюют»
Григорий
03.07.2017 13:36
Стихотворение о сложной судьбе каждой
Даня
03.07.2017 13:35
Не буду я учить этот бред, пускай 2 ставит!
Алиса Чехова
03.07.2017 13:33
Вот так наша система образования убивает в человеке кругозор. Не вижу никакой аналогии между оценкой в школе и творчеством умного человека. Откуда вообще столько бестолковых троллей в русских школах?
Берк Оздемир
03.07.2017 13:33
Сейчас буду учить этот ужас, боже, да прибудет со мной сила. Аминь.
одно из любимейших стихотворений
привет мне надо этот стих выразительно прочитать красивый стих
такое себе
Читал стихи, правда после школы. Учитель литературы и русского языка почти 2 ставила за ужасный почерк. Прошло 17 лет с окончания школы и я зачитал на встрече одноклассников А.С.Пушкина….Никто не ожидал…И только бороду седую мальчишки видели в воде…
Любимейшее стихотворение из всего Некрасова еще и потому, что, помнится в восьмом классе, на заключительном уроке перед выпускными экзаменами, я безжалостно ОТХЛЕСТАЛА ИМ, выразительно читая перед ВСЕМ классом, как ПО ЩЕКАМ глупую и нерадивую, завидуху и ПУСТЫШКУ-одноклассницу, этим прекрасным стихотворением…А вот почему: Здесь был ПОРТРЕТ моей МАМЫ-КРАСАВИЦЫ. И был ПОРТРЕТОМ ИСТИННОЙ РУССКОЙ ЖЕНЩИНЫ в нашей семье, в частности, да и в России вообще. Мы Не из крестьян, но в 1975-е годы — это Не имело значения, — всех нас СРАВНЯЛИ по социальному статусу, если помните, в 1917 г. Да, в 1975, в моей молодости социальное происхождение было не суть важно…Но та бывшая одноклассница Ирина, — очень нескладная, некрасивая, ростом 182 см, мосластая и очень неповоротливая, но с огромными претензиями ко всем УМНЫМ и КРАСИВЫМ девочкам нашего класса. Ей, весьма невыразительной во всех отношениях, от мелкого зазубрЁнного умишка до ее внешности, — с белёсыми редкими ресничками-бровками, «как у поросенка», — по определению моей мамы, с жирной в юношеских прыщах воспаленной кожей и ранними морщинами на лбу и на шее…наверное, было не сладко на нашем фоне хорошеньких девчонок?! У нее на лицо в четырнадцать лет — НЕДОСТАТОЧНОСТЬ щитовидки и гормональная разбалансировка ее растущего организма, и общей неряшливости. От потной,засаленной формы и грязного мятого фартука, застиранного «чёрно-серого» вместо белого крахмального воротничка манжетов на платье, — омерзительно смотреть! В общем, она была кошмарным зрелищем.Была заметна на фоне нас, красивых, умных, воспитанных и ухоженных девочек класса. И к нам ко всем по очереди, она придиралась, — ей хотелось выделиться ПУБЛИЧНО, но — никак не могла. Придумала и стала утверждать, мол, что Мы все, — почти все Не русские девочки! Одна была — веселая Люся-рыженькая, вторая кудрявая и русая Надюша, третья задумчивая длинноволосая блондинка Ирочка, атаманка наша Лерка — темно-русенькая, из Петербурга, — и все — РУССКИЕ или Украинки, но с Украины: Харьков, Львов, Горловка и Полтава. Она же их окрестила:»Вы — помесь хохлов с поляками и татарами, — там было иго!» Девочку-гречанку Балаклавскую, Валюшку, — ее предки — потомственные рыбаки в Балаклаве более 300 лет! Мавриди-Ставракисы…я с Валентиной дружу с детсада…Нет! Валька наша — «армянка с татарином!» И так далее…Тут я не утерпела, помню: «А я — из чьих буду, ответь?! — а ты?…а я не знаю…а я у ПАПЫ СПРОШУ!!!» Папа ее — ПроПАГАНДИСТ-политработник в в\ч», вот КАК «просвещал» дочку, вместо того, чтобы заставить учить УРОКИ и быть АККУРАТНОЙ, стирая вовремя форму и воротнички. И НЕ приставать к одноклассницам с ЧЕПУХОЙ…Но я была вне себя и приперла ее к стене: «ОТВЕЧАЙ мне, негодница, а то побью! — я была бойкой и злой, сталкиваясь с ложью и несправедливостью. -«Ты, Наташка, ты…да! Ты — еврейка с татарином, твоя мать — СофИя, а папа — БРЮНЕТ!…и оба они — КУДРЯВЫЕ!!!»-вопила она. Но я ее держала прижав к стене и втолковывала, что РУССКИЕ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ.И они — КРАсИВЫЕ ВСЕ, а НЕ такие, как она с ее СВИНоПОДОБНЫМ БЕЛЁСЫМ папашей…Объяснила, что мамочку-КРАСАВИЦУ мою, зовут «СОФЬЯ» — по православному рождению и крещению, и по РУССКИ — с МЯГКИМ знаком в имени… И у меня были ЛОКОНЫ от мамы, вьющиеся, пепельные цветом, до талии длинной…была я на удивление статна и пропорциональна фигурой, удивительной для подростка — в папу, от греко-итальянских предков, обрусевших…И грация во всех движениях, и длинные стройные ножки, и росточек 175 см, и тонкая косточка в запястьях и в лодыжках были…Остаются и сейчас, на удивление всем…Что же делать, вот и ТАКИЕ МЫ РУССКИЕ БЫВАЕМ! Мы — РАЗНЫЕ, но всегда КРАСИВЫЕ, УМНЫЕ и ЛАДНЫЕ. В том числе и Брюнеты с тонкими черными, будто выписанными тушью бровями, темноволосые и кудрявые! Мы — родовиты: Из ВЛАДИМИРА, СУЗДАЛЯ и ЯРОСЛАВЛЯ с КОСТРОМОЙ, но! мы — русские! И НЕ сметь НАМ лепить грязь и ТВОИ С твоим папенькой»выводы+фантазии».»ВЫ оба — грязные ленивые крестьянские выползки Александровской слободы, куда ссылали штрафованную дворню+незаконнорожденных изо всех мест от Рюриков.ВСЕ — беспутные, без дворовые, — ЛЕДАЩИЕ ГЛУПЦЫ, ЛИШНИЕ людишки! а ТЫ — их потомица, вместе с твоим пьяным отцом,»- резала ей в лицо тогда за ВСЕХ наших девочек…чуть не разревелась от НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ…Историю народов России знала я отлично, читала много и не только Некрасова. Через несколько дней, не остыв еще от чувств к той ПОГАНКЕ, я здорово читала стихотворение, в УПОР глядя в глазенки той Бесстыжей глупой Ирке, она ерзала за партой, а класс молчал завороженно…Учителя изумлялись — я-тихоня, а тут вылетела к доске пулей прочесть «Тройку»…потом «Несжатую полоску», потом «Кому на Руси…»и еще что-то, не помню из Некрасова. Классная наша предложила освободить меня от экзамена по литературе за восьмой класс. Еще по авторам другим семь-восемь отрывков тут же…и у меня -«Пять» и одним экзаменом меньше! Всего сдавали мы восемь — устных и письменных…замечательно нас учили — на «Пять» по всем предметам, а Не на Э-ГЭ-го — «Неизвестно для чего!»
текст хороший но прочли вы его отвратительно
А что, на руси обязательно надо было жениться?
Well poem.
Фундаментально! Божественное произведение! Рекомендую не флудить в комментариях, а потратить это время для прочтения. «Не так страшен чёрт, как его малюют»
Стихотворение о сложной судьбе каждой
Не буду я учить этот бред, пускай 2 ставит!
Вот так наша система образования убивает в человеке кругозор. Не вижу никакой аналогии между оценкой в школе и творчеством умного человека. Откуда вообще столько бестолковых троллей в русских школах?
Сейчас буду учить этот ужас, боже, да прибудет со мной сила. Аминь.
Не все поймут, не многие выучат…
Отличный стих! прослезилась…