Равнодушно слушая проклятья
В битве с жизнью гибнущих людей,
Из-за них вы слышите ли, братья,
Тихий плач и жалобы детей?
«В золотую пору малолетства
Всё живое счастливо живет,
Не трудясь, с ликующего детства
Дань забав и радости берет.
Только нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим — вертим — вертим!
Колесо чугунное вертится,
И гудит, и ветром обдает,
Голова пылает и кружится,
Сердце бьется, всё кругом идет:
Красный нос безжалостной старухи,
Что за нами смотрит сквозь очки,
По стенам гуляющие мухи,
Стены, окна, двери, потолки,-
Всё и все! Впадая в исступленье,
Начинаем громко мы кричать:
— Погоди, ужасное круженье!
Дай нам память слабую собрать!-
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри — проклятое вертится,
Хоть умри — гудит — гудит — гудит!
Где уж нам, измученным в неволе,
Ликовать, резвиться и скакать!
Если б нас теперь пустили в поле,
Мы в траву попадали бы — спать.
Нам домой скорей бы воротиться,-
Но зачем идем мы и туда?..
Сладко нам и дома не забыться:
Встретит нас забота и нужда!
Там, припав усталой головою
К груди бледной матери своей,
Зарыдав над ней и над собою,
Разорвем на части сердце ей…»
Анализ стихотворения «Плач детей» Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов в своем творчестве часто обращался к теме неравенства, социальной несправедливости. «Плач детей» затрагивает проблему детского труда.
Стихотворение написано в 1860 году. Его автору исполнилось 39 лет, позади период борьбы с чахоткой, он все еще возглавляет журнал «Современник» (хотя в редакции назревает раскол), принимается издавать сатирический листок «Свисток». По жанру — поэтический рассказ, по размеру — пятистопный хорей с перекрестной рифмой, 4 строфы.
«Детский труд»: у каждого читателя при этом словосочетании возмущенно забьется сердце. Все так, однако не следует спешить клеймить лишь царскую Россию, ведь такая практика в те годы была во всем мире. Более того, она продолжалась и при советской власти, скажем, в 1930-е годы: дети работали в колхозах за трудодни, собирали по нормам хлопок, стояли у станка. Произведение создано за год до отмены крепостного права, но описываются в нем отнюдь не крестьянский труд, а реалии наступающего научно-технического прогресса: целый день на фабриках. Горькие вопросы и восклицания переполняют строки: зачем идем туда? Встретит нас нужда!
Эффект работы до головокруженья создает прием повтора: вертим! Хоть умри — гудит! Колесо — символ тяжкой монотонной работы, которая, как и всякий черный неквалифицированный труд, оплачивалась весьма скромно. Выбиться из нужды на эти доходы невозможно, но все же каждая копейка — подспорье. У матерей «разорвано на части сердце», они утешают своих бледных уставших ребятишек, но другого выхода нет: завтра снова на фабрику.
Эпитеты: равнодушно, тихий, гибнущих, проклятое, безжалостной, ужасное. Олицетворения: колесо не слышит, не щадит, гуляющие мухи. Стихотворение выстроено на контрасте «золотой поры малолетства», «ликующего детства» и «измученности в неволе». Даже «мухи гуляют», подмечает поэт. К своим читателям он обращается «братья». Взволнованность его тона как бы говорит: надо что-то делать! Так больше не может продолжаться. Глагол в неусеченной форме, взятый словно из народной песни: довелося. Глагольность рифм, динамика за счет глаголов: пылает, кружится, плакать, молиться. Поэт как бы дает голос детскому сердцу, которое еще не может облечь свои чувства в слова.
Н. Некрасов принадлежал к плеяде поэтов «революционной демократии». Драматичное стихотворение «Плач детей» — призыв к взрослым быть человечнее.
Такое стихотворение…О судьбе обычных детей, а у вас одни( из-за того, что вам задали его учить!