Николай Некрасов — Крестьянские дети: Стих

Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу мои вирши — живется легко.
Вчера, утомленный ходьбой по болоту,
Забрел я в сарай и заснул глубоко.
Проснулся: в широкие щели сарая
Глядятся веселого солнца лучи.
Воркует голубка; над крышей летая,
Кричат молодые грачи;
Летит и другая какая-то птица —
По тени узнал я ворону как раз;
Чу! шепот какой-то… а вот вереница
Вдоль щели внимательных глаз!
Всё серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье…
Чу! шепот опять!

Первый голос
Борода!

Второй
А барин, сказали!..

Третий
Потише вы, черти!

Второй
У бар бороды не бывает — усы.

Первый
А ноги-то длинные, словно как жерди.

Четвертый
А вона на шапке, гляди-тко,— часы!

Пятый
Ай, важная штука!

Шестой
И цепь золотая…

Седьмой
Чай, дорого стоит?

Восьмой
Как солнце горит!

Девятый
А вона собака — большая, большая!
Вода с языка-то бежит.

Пятый
Ружье! погляди-тко: стволина двойная,
Замочки резные…

Третий
(с испугом)
Глядит!

Четвертый
Молчи, ничего! постоим еще, Гриша!

Третий
Прибьет…

_______________

Испугались шпионы мои
И кинулись прочь: человека заслыша,
Так стаей с мякины летят воробьи.
Затих я, прищурился — снова явились,
Глазенки мелькают в щели.
Что было со мною — всему подивились
И мой приговор изрекли:
— Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой…— «Услышит, молчи!»
_______________

О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как «низкого рода людей»,—
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай Бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
«Взгляни-ка, Савося, какое колечко!»
Мы оба нагнулись, да разом и хвать
Змею! Я подпрыгнул: ужалила больно!
Савося хохочет: «Попался спроста!»
Зато мы потом их губили довольно
И клали рядком на перилы моста.
Должно быть, за подвиги славы мы ждали.
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа.
Копатель канав вологжанин,
Лудильщик, портной, шерстобит,
А то в монастырь горожанин
Под праздник молиться катит.
Под наши густые старинные вязы
На отдых тянуло усталых людей.
Ребята обступят: начнутся рассказы
Про Киев, про турку, про чудных зверей.
Иной подгуляет, так только держися —
Начнет с Волочка, до Казани дойдет’
Чухну передразнит, мордву, черемиса,
И сказкой потешит, и притчу ввернет:
«Прощайте, ребята! Старайтесь найпаче
На Господа Бога во всем потрафлять:
У нас был Вавило, жил всех побогаче,
Да вздумал однажды на Бога роптать,—
С тех пор захудал, разорился Вавило,
Нет меду со пчел, урожаю с земли,
И только в одном ему счастие было,
Что волосы из носу шибко росли…»
Рабочий расставит, разложит снаряды —
Рубанки, подпилки, долота, ножи:
«Гляди, чертенята!» А дети и рады,
Как пилишь, как лудишь — им все покажи.
Прохожий заснет под свои прибаутки,
Ребята за дело — пилить и строгать!
Иступят пилу — не наточишь и в сутки!
Сломают бурав — и с испугу бежать.
Случалось, тут целые дни пролетали,—
Что новый прохожий, то новый рассказ…

Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали.
Вот из лесу вышли — навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая; спрыгнули гурьбой,
И русых головок над речкой пустынной
Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка — не драка, игра — не игра…
А солнце палит их полуденным зноем.
— Домой, ребятишки! обедать пора.—
Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой,
Поймали ежа, заблудились немножко
И видели волка… у, страшный какой!
Ежу предлагают и мух, и козявок,
Корней молочко ему отдал свое —
Не пьет! отступились…

Кто ловит пиявок
На лаве, где матка колотит белье,
Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку,
Кто тащит на пожню ведерко кваску,
А тот, подвязавши под горло рубашку,
Таинственно что-то чертит по песку;
Та в лужу забилась, а эта с обновой:
Сплела себе славный венок,
Всё беленький, желтенький, бледно-лиловый
Да изредка красный цветок.
Те спят на припеке, те пляшут вприсядку.
Вот девочка ловит лукошком лошадку —
Поймала, вскочила и едет на ней.
И ей ли, под солнечным зноем рожденной
И в фартуке с поля домой принесенной,
Бояться смиренной лошадки своей?..

Грибная пора отойти не успела,
Гляди — уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит — содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился… ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством…

— Довольно, Ванюша! гулял ты немало,
Пора за работу, родной!—
Но даже и труд обернется сначала
К Ванюше нарядной своей стороной:
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно;
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
Отведает свежего хлебца ребенок
И в поле охотней бежит за отцом.
Навьют ли сенца: «Полезай, постреленок!»
Ванюша в деревню въезжает царем…

Однако же зависть в дворянском дитяти
Посеять нам было бы жаль.
Итак, обернуть мы обязаны кстати
Другой стороною медаль.
Положим, крестьянский ребенок свободно
Растет, не учась ничему,
Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.
Положим, он знает лесные дорожки,
Гарцует верхом, не боится воды,
Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…

Однажды, в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!
— Здорово, парнище!— «Ступай себе мимо!»
— Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?— «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу».
(В лесу раздавался топор дровосека.)
— А что, у отца-то большая семья?
«Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
— Так вон оно что! А как звать тебя?— «Власом».
— А кой тебе годик?— «Шестой миновал…
Ну, мертвая!» — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто все это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Все, все настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы,
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!

Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
_______________

Теперь нам пора возвратиться к началу.
Заметив, что стали ребята смелей,—
«Эй, воры идут!— закричал я Фингалу:—
Украдут, украдут! Ну, прячь поскорей!»
Фингалушка скорчил серьезную мину,
Под сено пожитки мои закопал,
С особым стараньем припрятал дичину,
У ног моих лег — и сердито рычал.
Обширная область собачьей науки
Ему в совершенстве знакома была;
Он начал такие выкидывать штуки,
Что публика с места сойти не могла.
Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха!
Командуют сами!— «Фингалка, умри!»
— Не засти, Сергей! Не толкайся, Кузяха,—
«Смотри — умирает — смотри!»
Я сам наслаждался, валяясь на сене,
Их шумным весельем. Вдруг стало темно
В сарае: так быстро темнеет на сцене,
Когда разразиться грозе суждено.
И точно: удар прогремел над сараем,
В сарай полилась дождевая река,
Актер залился оглушительным лаем,
А зрители дали стречка!
Широкая дверь отперлась, заскрипела,
Ударилась в стену, опять заперлась.
Я выглянул: темная туча висела
Над нашим театром как раз.
Под крупным дождем ребятишки бежали
Босые к деревне своей…
Мы с верным Фингалом грозу переждали
И вышли искать дупелей.

Анализ поэмы «Крестьянские дети» Некрасова

Детство Некрасова прошло в окружении крестьянских сверстников. Он вырос в отцовском имении и смог на себе ощутить всю прелесть вольной жизни, резко отличающейся от городского быта. Ребенок не сразу осознал свое господское положение и относился к другим детям на равных. Впоследствии он любил наблюдать за крестьянскими ребятишками. Свои впечатления поэт выразил в стихотворении «Крестьянские дети» (1861 г.).

Автор описывает свою охоту в деревне. Расположившись на отдых в сарае, он замечает детей, которые украдкой наблюдают за ним. Поэт прислушивается к их разговору. Перед ним открывается огромный таинственный мир, существующий лишь в сознании детей. Они уже понимают свое отличие от барина, но пока не видят в нем покорности и унижения. Барин представляется им загадочным существом, живущим какой-то особенной жизнью. Его окружают таинственные предметы, которых никогда не встретишь в деревне.

Некрасова умиляют эти наивные детские взгляды. Он начинает размышлять о крестьянских детях. Представители высшего общества считали их неполноценными существами, которые могут лишь пополнять армию покорных и забитых слуг. Поэт вспоминает яркие случаи из своей жизни, которые он провел в окружении крестьянских детей. Они ничем не отличаются, а даже производят более выгодное впечатление, по сравнению с изнеженными барчуками. Все дети равны от рождения. Они наделены богатым внутренним миром. Даже однообразная деревенская жизнь становится для них источником ярких впечатлений.

Крестьянские дети растут на лоне природы. Все их игры проходят на свежем воздухе. Любое занятие, например, собирание грибов, становится целым событием, насыщенным разнообразными приключениями.

Некрасов знает, что крестьянский ребенок с самого раннего возраста начинает работать. Для одних это становится очередной веселой затеей. Более серьезные дети сразу же понимают, что в таких «затеях» пройдет вся их дальнейшая жизнь. «Однажды, в студеную зимнюю пору…» — хрестоматийный отрывок, ярко иллюстрирующий тяжелую жизнь деревенского ребенка. Дворянскому шестилетнему малышу даже запрещено выходить на улицу, а в деревне он самостоятельно управляет лошадью.

Некрасов восхищен крестьянскими детьми. Он видит в них истинное выражение национального здорового духа. Поэт обращается к ним с призывом полностью насладиться беззаботным детством, пока еще есть такая возможность.

В финале поэмы «Крестьянские дети» автор возвращается к действительности. Рассмешив детей выходками своей собаки, он направляется на охоту. Этим нейтральным эпизодом поэт хочет подчеркнуть, что изменить что-либо в положении крепостных детей он не сможет. Мимолетное детское счастье растает без следа, наступит суровая трудовая жизнь.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (100 оценок, среднее: 4,48 из 5)
Категории стихотворения "Николай Некрасов — Крестьянские дети":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

106 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Прикольный стих. Выучил полностью за 10 наносекунд. Единственный минус — стих слишком короткий

Прикольно но нам задали все за вечер выучить

Мне 42 года, я агроном и кандидат с/х наук. Нам тоже в своё время задавали учить отрывки. А сейчас я часто вспоминаю это стихотворение (особенно с места: «Довольно Ванюша гулял ты немало. Пора за работу родной…» И хочется сказать детям которые во 2-3 классе. Учите, читайте русскую литературу. Потом вы почувствуете связь с поколениями, а жить и работать станет легче. А поэт Некрасов (наряду с другими русскими поэтами) гений!
Спасибо.

Давно, мне было лет 7-8, над кроватью висела картина «мужичок-с-ноготок» , я спросил у матери про что это. Она рассказала мне этот стих. И я его с первого раза запомнил.

Стих хороший, заняла 12 минут. интересно но я думала он будет больше когда нам его задали. я почти нечего не поняла буду читать с заново. но что-то я запомнила и когда читала понравилось ↖️

Ок

у меня 7

Я в 5 классе, задали читать от «Однажды в студённую зимнюю пору… » до «Будто бы в детский театр я попал», учится легко, правда напрягает то, что не очень в рифму, а так не сложно

Мне не понравился

Стих норм только мне нужно его учить но я не знаю как

Блина зачем вообще в школах задавать читать на дом? Но стих норм

Стих занял у меня 13 минут, впринцепи нормальный читать не долго, да ещё и интересный всем советую

я в 2 классе мне задали читать 40 стихов это норм.

что?! во втором классе?! ужас!

Это ещё мало, нам задавали учить его

А я в 3 представь сколько мне задали. У вас ещё мало!!!

Бывает

Тем,кто пишет что некрасов плохой,как поэт так и человек — соболезную!
Но стих огрооооооомный

стих огромный,но прикольный:)

А мне маленький (:

класс произведение только немного трудновато а так в сказке необъяснишь и пером неопишешь

долго глаза болят а так класс

я тут почитал комментарии…
кхм кхм зачем то говорить людям которым это стихотворение не понравилось что оно хорошее просто ты ничего не понимаешь?
так ведут себя только быдло у которых есть правильное мнение (то есть свое) и не правильное мнение (мнение других) мне лично понравился стих

Очень хорошая сказка

Мне нравиться

Кто говорит,что это плохое стихотворение и его долго читать,тот ленивый и необразованный

нормальный стих

Очень нормальный стих про крестьянских детей

нам учить отрывок

Хм, ну не знаю как оценить это стихотворение… Ну, вообще хороший стих.

хорошее стихотворение что вы на него наговариваете. писатель так старался , а некоторые не ценят.

Ты прав!

Кто против тот просто не понимает.

Ты такой ленивый там мало написано

Фу! Змей обожаю. И бельков.

Стих ооооочень хороший!!!!!!непонятно кто сможет так идально написать????

Обожаю такие стихи!

Как здорово!!! очень здорово !Это очень классное стихотворение мне очень понравилась оно конечно же длинное. Но он очень хороший !!! Я согласна с теми кто говорит что это хорошее стихотворение и оно не плохое !говорит что не надо верить тем кто говорит что это стихотворение плохое!!!

Оно не длинное! Но хорошее❤️.

Когда задавали учить в школе я думал какой ужас как это выучить, зачем. Но после окончания школы эти стихи время от времени сами всплывали в моей голове и поднимали из глубокой пучины прошлого кучу воспоминаний связанных с тем прекрасным временем.

Стих хороший! Некрасов замечательный поэт! Не верьте тем кто пишет что это плохой рассказ!!!
И еще, читайте еще стихи

Я Люблю читать поэтому мне понравилось это стихотворение Но почему оно такое длинное Я не представляю Но поэту очень хорошо пишет очень хорошо Вот только почему у меня детей написано как 1 2 3 4 5 6 7 8 9 это непонятно а сами сами имена находится только в тексте

Очень хороший стих

Класс

а нам его наизусть задали учить

По моему интересный стих. Нам в школе задали отрывок и я решила прочитать весь. Круто

Нам в 3-ем классе задали в ТПО и в учебнике 2 отрывка:
«Под наши густые, старинные вязы…»
и
«Мужичок-с-ноготок»!

Спасибо.

Я в 3 классе я люблю литературу правда но если бы мне задали столько я б сошла с ума

Мне задали прочитать этот стих.Мне он очень понравился!Все понятно

Нам задали читать его на 5 класс а этот стих я быстро прочитал козалось то что я буду его читать ужасно долго?!!

Нам задали на лето 3 класс

Я в 5 классе и нам задали учить

Все хорошо спасибо )

А мне понравилось просто читать долговато

Не очень

Как ты смеешь говорить что это стих не очень ! Он хороший и автор тоже !!!он старался писал а ты говоришь что не очень!сам бы попробовал написать стихотворение! И посмотрим что у тебя выйдет! конечно же фиг что выйдет!!! Это же поэма это автор !Он знает как писать! он старался выкладывал душу в это стихотворение !чтобы все его читали и помнили о нём!!! а ты сам ничего не напишешь !потому что конечно же обидеть автора каждый может! а на писать стихотворения лучше него никто не может!!!!!!!!!

Мне тоже кажется не очень. Он говорит что им потом будет тяжело текст какой запутанный

Помогите!!! Чем закончилось неожиданное представление!!! Пожалуйста кто-нибудь скажите ото я этот текст не понимаю

Надо учитывать не только своё мнение…

А почему ты тогда себе не скажешь сначала напиши а потом хвали! Человек высказывает свое мнение и оно не должно совпадать с твоим!!!

А нам учить задали :(

Ужас! Всё учить?

я гроза я грозный

помогите пожалуйста,если бы лошади были наделены даром речи . помогите написать монолог крестьянской лошади. объём 100-150 слов

было очень интересно читать! а кто пишет что долго и не понятно тот очень глупый!!!

Правильно, это очень хороший стих

Подтверждаю !

не глупый , а просто ленивый и необразованный

а мне текст показался каким-то запутанным…

Почему? Очень легко читается и всё ясно и понятно! Просто нужно уметь читать такие формы стиха.

Некрасов описал детство крестьянских детей, но и сделал акцент на то, что в дальнейшем, во взрослой жизни им будет очень тяжело, так как вся жизнь у них будет связана с землёй:пахать, сеять, косить, молотить, а это очень не лёгкий труд.

Да не делал он акцента такого. Он лишь сказал, что в отличие от дворянских детей, крестьянским детям «рано знакомы труды», но это не минус, а плюс.
«Зато беспощадно едят его мошки,
Зато ему рано знакомы труды…»

Нам сказали его прочитать у нас в учебнике только отрывок, и я очень хотела прочитать весь стих или рассказ и мне очень понравился!!!

Скажите….какие мысли мучают автора когда идут эти строки:те честные мысли которым не воли……!!!!

Как можно такое читать, не кому не советую…А краткого содержания нет!!!!!!!

пф… чему этого человека в школе учат? великих писателей оскорблять умеет, а грамотно писать мы не научились. действительно, а зачем? прежде чем набрасываться на людей, попробуй сам сделать лучше — фиг у тебя что выйдет! писать стихи — работа та еще! (поэты поймут). с прозой точно также

Почитав я понял что в чате много школьников(тупых школьников)…

Ты на себя намекаешь?

да пусть намекает он же отличник

Некрасов был великий человек, и ты не имеешь права его оскорблять! Он писал стихи , которые нравились всем людям , которые заставляли задуматься.Он писал их не для таких людей , кто будет над ними насмехаться.
Раз тебе он так не нравится — зачем читал?

Тролить вьюнош учится, сейчас это считается современно: давать советы. материться на виду у всех (хочется ему быть «ух каким суровым!» ну и вызвать у нормальных людей раздражение… Грустно!

Полностью с тобой согласна, мне произведение показалось очень даже интересным, тем более, что я очень люблю читать))) ☺

ленивый

Так как я не понимаю некоторых слов в стихотворении, но я имею яркое представление и воображение. Мне понятны чувства автора когда он писал такое чудо. И как же можно оскорблять великого писателя, поэта. Который для будущего поколения пишет это. Не зря про него в учебниках литературы пишут. Как можно вот так вот оскорблять такого поэта?! Он передал свои чувства, вложил сюда всё, что было в его душе! Видимо, у нас мало в мире таких, кто любит читать! И писать видимо ни кто не учил. Сразу видно, что недоразвитый человек

Мне очень понравился стих я в 4 перехожу в 5 за 10 мин прочитала очень здорово

Ну и оставайся при своем мнении, недоумок

ты эгоист ты смеешь обзывать автора и вообще говоришь что не надо советовать никому это стихотворение читать все стихи его хорошие все авторы хорошие они старались. А ты плохой человек сам не умеешь ничего писать ещё и говоришь что это плохое стихотворение. Да за такое вообще не знаешь что с тобой можно сделать потому что ты обижаешь авторов они старались! как ты так второй человек тоже тупой есть аноним какая-то то же написал что это стихотворение плохое и ты его подхватывать ну вы совсем что ли!!!!?

(Я имела в виду Даню который сказал что это плохое стихотворение)!

Я согласна это произведение интересное

Ничего страшного, я прочитала примерно за 20 минут

Я и то в 3 классе ,а прочитал за 10мин!!!!и стих очень хороший!!!!!!!!!!большое спасибо!!!

А я в 5 классе стих нормальный!И прочитала я его за 15 мин.

Человечек,хороший стих вообщето

Чудесный поэт и чудесная поэма. Вся наша неподдельная жизнь в ней!

Нам задавали в школе учить

И мне

Мне сейчас надо но я не могу потому что 29 строчек выучить не возможно

Николай Некрасов мой земляк, даже не представляю откуда у такого с виду не заметного человека было столько таланта к написанию таких литературных творений, видимо когда он работал над стихотворением» Крестьянские дети» он имел особенное представление о жизни таких ребят той давней эпохи.

Одно из любимых стихотворений школьной программы и детства. При прочтений сразу столько воспоминаний нахлынуло. Один из отрывок учили наизусть и до сих пор помню. На таких поэмах мы выросли.

ООО очень хорошая поэма

Да очень хорошее

Мне задали это читать и если честно я не понимаю в чем тут смысл скукота надоело

Скучно это про криволинейные интегралы читать…

Если честно я бы не читал если не задали.

когда вы это писали мне было 3 года

Читать стих поэта Николай Некрасов — Крестьянские дети на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.