Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Анализ стихотворения «Утес» Лермонтова
В стихотворении Лермонтова «Утес» представлены два образа, противопоставленных друг другу: старый утёс и тучка, также они сопоставимы по следующим критериям: молодость – старость, беззаботность – обреченность, радость-печаль. Если применимо к утесу использован эпитет «старый», то «имя «»тучки» говорит само за себя, уменьшительно-ласкательный суффикс «к» создает образ тучки молодой, беззаботной, более того, она очень похожа на ребенка. Временное пространство стихотворения неоднозначно. С одной стороны — действие происходит стремительно — тучка ночевала — умчалась — утес остался одинок. Если же взглянуть более обширно, то время достаточно продолжительно. Так, тучка «ночевала на груди утеса-великана», получается, что утес-великан не просто место пребывания, а надежный кормилец, который взрастил свою подопечную, который отдал ей свою заботу, внимание. Но молодость скоротечна. Незаметно приходит старость. Благодаря ассонансу звука «о» мы слышим вой и плач одинокого пустынника… (одиноко, он, глубоко, тихонько). Убегая, тучка оставляет «влажный след в морщине», словно живительную влагу для облегчения жизни верного, мудрого друга. К сожалению, эта влага в скорости испарится, не оставив за собой ни следа воспоминаний о молодости, радости, и останутся лишь слезы — «и тихонько плачет он в пустыне».
В первой строфе преобладает порядок слов, который помогает нам также незаметно проследовать зрительно вслед за тучкой. Заметим, как меняется структурная организация строк во второй строфе. Автор использует инверсию, особенно выделяя слова- «одиноко», «задумался», «тихонько». И мы сами вместе с утесов смотрим прощальным взглядом вослед убегающей молодости-тучки. Плач тихий, потому как он не желает показаться слабым, беспомощным, прямым. Сочувствие автора к «переживаниям» утеса очевидны, не случайно стихотворение названо именно «утес», а не «тучка». И если образ тучки представлен красочной палитрой (золото, лазурь), то ни одной более-менее яркой краски мы не найдем при описании утеса. Здесь важнее другое — автор избегает всего напускного, поверхностного, и сосредотачивает внимание на глубоких внутренних переживаниях.
Последний раз учил стихи только в школе, и вот спустя 20 лет, решил попробовать свои когнитивные навыки. Что вы за монстры кто выучил стих за 2-5 мин. У меня на восемь строк ушло 30 минут!
За одну минуту выучила…, умею читать с 4 с половиной лет, спасибо прабабушке.
Стих реально классный, я его выучила ЗА 5 МИНУТ!!!
А разве есть у утёса грудь? Впрочем нет. Но все эти оживления природы: весь бред, вздор и вымысел бывают так приятны и так хочется верить этим милым заблуждениям и добавить сказочности в этой мир, где давит времени рука и изнуряет труд, и рутина бытовая, и скука, и одиночество с хандрой… И, наблюдая все явления ты уже не вольно им даришь красоты, ибо только прозревший человек и способен видеть красоту окружающего мира в каждой мелочи, в каждой песчинке… И это стихотворение и являет собой пример такой красоты, которую Автор так художественно изобразил в стихах. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
Ты очень прекрасно описал стихотворение, я никогда таких людей не видел, чтобы вот так выражать свои эмоции чувства оценку, мне очень понравилась твоя формулировка.
Пронизывает до глубины души
Хороший стих, весьма творческий.
очень красивые стихи, прямо чудо.
Не считаю достойным оставлять свой отзыв о трудах великого гения Михаила Лермонтова.
Но хоть строчку да напишу
Ну, самый маленький, зато легко выучить наизусть.
Выучил за 30 сек!
Очень хороший стих.
Спасибо Лермонтов.
В 5 классе будете учить Бородино Лермонтова который в 4 страницы. Вот спасибо Лермонтову!
Стих на самом деле очень хорош, по мне так один из лучших стихов Лермонтова.
Я не очень люблю золотой век, но стих очень быстро учится.
рифма здесь есть хоть и специфическая. Лермонтов использовал кольцевой тип рифмовки, который редко встречается.
В европейской поэзии тех времён достаточно распространённый тип рифмовки.
Стихотворение легко учится. Анализ пригодился.
Это стихотворение просто классное и чудесное, спасибо большое за анализ и спасибо большое при большое М. Ю Лермонтов.
Как по мне, то тучка олицетворяет ребенка, а утес родителей. И тучка как бы выросла и ушла от родителей, или есть вариант, то что это тучка — это опять ребенок, но уже ребенка не стало и так же утес это родители . Стих классный, выучила за минуту, рассказала на пять!
У вас самый классный сайт успехов вам!
Лермонтов самый лучший писатель! У него все стихи грустные, но при этом всё в рифму.
Спасибо! Очень помогли!
Вы единственный нормальный сайт!
Стихотворение Лермонтова очень душевно, мне оно нравится! учить легко, а главное полезно, так мы развиваем память, мышление! Так что не ленитесь и учите, и когда-то вы скажите «Хорошо что я учил/учила стихи»
Как по мне, так стих отображает переживания по поводу любви, потому что какая-то девушка, которая была рядом с ним, то есть с поэтом, покинула его спустя какое-то время, а он успел влюбиться в нее. И поэтому все вокруг стало пусто, вследствие чего он почувствовал себя одиноким. С кем бывало такое, тот поймет!!!
классный душевный стих, быстро поднимает настроение, за анализ вам спасибо.
Не могу выучить, нет рифмы!
Для тех, кто говорит, что здесь нет рифмы: здесь использована кольцевая рифмовка, т.е. первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей
Мне надо выучить «На севере диком» и «Утес»… Легко и рассказала на отлично)
М.Ю. Лермонтов был очень талантлив. И по сей причине его стихи очень легко учатся. Но к сожалению, он прожил короткую жизнь. Те, кто не знает почему он погиб, советую прочесть его биографию.
Стихи — выражение чувств, которыми наполнен автор. Здесь, конечно, про природу, а не про человеческие эмоции и страдания, но смысл тоски здесь есть. Через природу Лермонтов передал, видимо, свое настроение. Как и каждый поэт — депрессивный романтик. Не каждый, но многая часть. У каждого из них есть и грустные, и веселые произведения.
Отличное стихотворение Лермонтова! Спасибо за анализ, пригодилось в школу
Отличное стихотворение! Михаил Лермонтов так душевно смог передать это стихотворение, у меня сразу поднялось настроение!)