Дали Мурочке тетрадь,
Стала Мура рисовать.
«Это — козочка рогатая.
Это — ёлочка мохнатая.
Это — дядя с бородой.
Это — дом с трубой».
«Ну, а это что такое,
Непонятное, чудное,
С десятью ногами,
С десятью рогами?»
«Это Бяка-Закаляка
Кусачая,
Я сама из головы её выдумала».
«Что ж ты бросила тетрадь,
Перестала рисовать?»
«Я её боюсь!»
Анализ стихотворения «Закаляка» Чуковского
Произведение с гордым названием «Закаляка» Корней Иванович Чуковский посвятил своей маленькой дочери Марии.
Стихотворение создано примерно в 1926 году. Автор его в этот момент находится в среднем возрасте, прилежно исследует, как оказалось, малоизученное творчество Н. Некрасова, своего любимого поэта. Много времени он посвящает изысканиям другого рода, в области детской психологии, способности ребенка к восприятию поэтического слова и искусства вообще. Жанр – поэтический рассказ с юмористической ноткой, рифмовка парная, однако к финалу она путается, теряет рифму, усиливая эмоциональную неразбериху сюжета. История почти детективная. Начинается все подозрительно хорошо: Мурочка (домашнее имя девочки) рисует в тетрадке. Попутно она объясняет всем непонятливым свои действия. Так «это» становится рефреном и анафорой. Присутствуют почти обязательные для настоящей детской поэзии уменьшительные словечки: козочка, елочка. Эпитеты незатейливы, но вполне наглядны: мохнатая, рогатая. Разумеется, появляется и бородатый дяденька, и домик с трубой и дымком из нее. Взрослый вдруг замечает нечто «непонятное, чудное», должно быть, в манере конструктивизма, который как раз в то время возобладал в советской живописи. Числительные только добавляют интриги: с десятью. Не слишком ли много ног и рогов для столь мирной картины?.. Девочка реагирует мгновенно и оценивающе разглядывает странную фигуру. Наконец, она узнает, кто это. Конечно, Бяка-Закаляка. Та самая, кусачая. В жизни ее, к счастью, не встретишь. Да и вообразить сможет не каждый. А вот Мура смогла. И ей вдруг стало ужасно страшно. Тетрадь летит на пол, а девочка прячется за спину отца, опасливо поглядывая на чудовище. Ей даже не стыдно признаться: я ее боюсь! Поэт показывает, как для ребенка стираются границы фантазии и реальности, как легко развить почти банальное занятие до эмоций высшего накала. Впрочем, есть большое подозрение, что героиня просто подыгрывает взрослому, а то и пытается напугать его самого. Чувствуется, что автор бережно передает отголоски реального домашнего происшествия, а главное – знакомит читателей с Закалякой. Теперь она по праву занимает особое место в современном детском фольклоре. Остается добавить, что младшая дочь писателя в возрасте девяти лет тяжело заболела, а спустя два года скончалась.
Динамичный сюжет – основной прием в творчестве К. Чуковского. В своих стихах поэт приоткрывает секреты сердца ребенка, его неистощимую фантазию и готовность творить.
прикольный ,смешной