До болота идти далеко,
До болота идти нелегко.
«Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги».
И на камень лягушки кладут узелок.
«Хорошо бы на камне прилечь на часок!»
Вдруг на ноги камень вскочил
И за ноги их ухватил.
И они закричали от страха:
«Это — ЧЕ!
Это — РЕ!
Это — ПАХА!
Это — ЧЕЧЕРЕ!
ПАПА!
ПАПАХА!»
Анализ стихотворения «Черепаха» Чуковского
Дебют «Черепахи» Корнея Ивановича Чуковского состоялся в журнале «Еж». Проиллюстрировал это произведение В. Конашевич.
Стихотворение создано в 1923 году. Начавшаяся новая экономическая политика в стране принесла оживление в торговле, но не в литературе. Впрочем, на короткое время возродились частные издательства, и поэт смог выпустить в свет несколько давно подготовленных книг. Советская цензура практически не пропускает его произведения в печать, ему приходится заниматься лишь редактурой чужих. Семья К. Чуковского терпит материальные трудности, разграблена дача, не хватает еды, одежды. Он хлопочет о помощи другим бедствующим литераторам, выступает на детских утренниках и мучительно размышляет о будущем. Произведение навеяно английским фольклором. В жанровом отношении это поэтический рассказ с приключением, рифма смежная. Начинается история двух путешествующих лягушек почти буднично: идти далеко, нелегко. Направляются они, естественно, в сторону болота. Скорее всего, обе – остромордые представительницы лягушачьего семейства. Для них болотистая местность – родная стихия. Монотонность пути подчеркнута лексическим повтором, анафорой, приемом параллелизма. Героини переговариваются между собой. Антропоморфизм, за который бранила его критика, здесь выражен в полной мере. «Присядем и вытянем ноги»: вполне человеческое желание отдохнуть комфортно. Их манит перспектива «прилечь на часок» (уменьшительный суффикс усиливает привлекательность этого намерения) на большом камне. «Кладут узелок»: с пожитками и запасом еды (сушеных мух, комаров, улиток). Не успели они вытянуть натруженные перепончатые лапки, как камень подал недвусмысленные признаки жизни. «На ноги вскочил»: идиома. В следующей строчке она получает еще более устрашающее развитие: за ноги ухватил. Следует отметить правдивость сведений, сообщаемых писателем, с точки зрения биологии. Черепахи лягушками питаются, и цепко держат их челюстями как раз за лапки, постепенно заглатывая. Сильные эмоции – важная составляющая историй для детей. И К. Чуковский доводит напряжение до предела, до финала не давая имени нападающему. В кульминации он кажется настоящим чудовищем. Однако концовка все расставляет по своим местам, страх маленького читателя сменяется смехом. А еще ему немного жаль двух незадачливых героинь, его сочувствие на их стороне. В сумбуре чувств, заикаясь и запинаясь, они вопят имя обидчицы по слогам. Такая игра со словом позволяет вовлечь детей в происходящие события. Схожим образом дети изобретают собственные считалочки, тайные шифры, волшебные заклинания. Среди такого рода слов можно увидеть и вполне понятные: папа, папаха (головной убор). Восклицания с особой силой передают галдеж перепуганных лягушек. Кажется, происшествие закончилось для них благополучно.
К. Чуковский – мастер детской поэзии, тонкий психолог и знаток захватывающей интриги.
Спасибо, первый раз вижу такое стихотворение у Чуковского
Спасибо, не где не могла найти, мне для хора надо было.