Константин Симонов — Сын артиллериста: Стих

Был у майора Деева
Товарищ — майор Петров,
Дружили еще с гражданской,
Еще с двадцатых годов.
Вместе рубали белых
Шашками на скаку,
Вместе потом служили
В артиллерийском полку.

А у майора Петрова
Был Ленька, любимый сын,
Без матери, при казарме,
Рос мальчишка один.
И если Петров в отъезде,—
Бывало, вместо отца
Друг его оставался
Для этого сорванца.

Вызовет Деев Леньку:
— А ну, поедем гулять:
Сыну артиллериста
Пора к коню привыкать!—
С Ленькой вдвоем поедет
В рысь, а потом в карьер.
Бывало, Ленька спасует,
Взять не сможет барьер,
Свалится и захнычет.
— Понятно, еще малец!—

Деев его поднимет,
Словно второй отец.
Подсадит снова на лошадь:
— Учись, брат, барьеры брать!
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.

Прошло еще два-три года,
И в стороны унесло
Деева и Петрова
Военное ремесло.
Уехал Деев на Север
И даже адрес забыл.
Увидеться — это б здорово!
А писем он не любил.
Но оттого, должно быть,
Что сам уж детей не ждал,
О Леньке с какой-то грустью
Часто он вспоминал.

Десять лет пролетело.
Кончилась тишина,
Громом загрохотала
Над родиною война.
Деев дрался на Севере;
В полярной глуши своей
Иногда по газетам
Искал имена друзей.
Однажды нашел Петрова:
«Значит, жив и здоров!»
В газете его хвалили,
На Юге дрался Петров.
Потом, приехавши с Юга,
Кто-то сказал ему,
Что Петров, Николай Егорыч,
Геройски погиб в Крыму.
Деев вынул газету,
Спросил: «Какого числа?»—
И с грустью понял, что почта
Сюда слишком долго шла…

А вскоре в один из пасмурных
Северных вечеров
К Дееву в полк назначен
Был лейтенант Петров.
Деев сидел над картой
При двух чадящих свечах.
Вошел высокий военный,
Косая сажень в плечах.
В первые две минуты
Майор его не узнал.
Лишь басок лейтенанта
О чем-то напоминал.
— А ну, повернитесь к свету,—
И свечку к нему поднес.
Все те же детские губы,
Тот же курносый нос.
А что усы — так ведь это
Сбрить!— и весь разговор.
— Ленька?— Так точно, Ленька,
Он самый, товарищ майор!

— Значит, окончил школу,
Будем вместе служить.
Жаль, до такого счастья
Отцу не пришлось дожить.—
У Леньки в глазах блеснула
Непрошеная слеза.
Он, скрипнув зубами, молча
Отер рукавом глаза.
И снова пришлось майору,
Как в детстве, ему сказать:
— Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.

А через две недели
Шел в скалах тяжелый бой,
Чтоб выручить всех, обязан
Кто-то рискнуть собой.
Майор к себе вызвал Леньку,
Взглянул на него в упор.
— По вашему приказанью
Явился, товарищ майор.
— Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Пойдешь один, без радиста,
Рация на спине.
И через фронт, по скалам,
Ночью в немецкий тыл
Пройдешь по такой тропинке,
Где никто не ходил.
Будешь оттуда по радио
Вести огонь батарей.
Ясно?— Так точно, ясно.
— Ну, так иди скорей.
Нет, погоди немножко.—
Майор на секунду встал,
Как в детстве, двумя руками
Леньку к себе прижал:—
Идешь на такое дело,
Что трудно прийти назад.
Как командир, тебя я
Туда посылать не рад.
Но как отец… Ответь мне:
Отец я тебе иль нет?
— Отец,— сказал ему Ленька
И обнял его в ответ.

— Так вот, как отец, раз вышло
На жизнь и смерть воевать,
Отцовский мой долг и право
Сыном своим рисковать,
Раньше других я должен
Сына вперед посылать.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.
— Понял меня?— Все понял.
Разрешите идти?— Иди!—
Майор остался в землянке,
Снаряды рвались впереди.
Где-то гремело и ухало.
Майор следил по часам.
В сто раз ему было б легче,
Если бы шел он сам.
Двенадцать… Сейчас, наверно,
Прошел он через посты.
Час… Сейчас он добрался
К подножию высоты.
Два… Он теперь, должно быть,
Ползет на самый хребет.
Три… Поскорей бы, чтобы
Его не застал рассвет.
Деев вышел на воздух —
Как ярко светит луна,
Не могла подождать до завтра,
Проклята будь она!

Всю ночь, шагая как маятник,
Глаз майор не смыкал,
Пока по радио утром
Донесся первый сигнал:
— Все в порядке, добрался.
Немцы левей меня,
Координаты три, десять,
Скорей давайте огня!—
Орудия зарядили,
Майор рассчитал все сам,
И с ревом первые залпы
Ударили по горам.
И снова сигнал по радио:
— Немцы правей меня,
Координаты пять, десять,
Скорее еще огня!

Летели земля и скалы,
Столбом поднимался дым,
Казалось, теперь оттуда
Никто не уйдет живым.
Третий сигнал по радио:
— Немцы вокруг меня,
Бейте четыре, десять,
Не жалейте огня!

Майор побледнел, услышав:
Четыре, десять — как раз
То место, где его Ленька
Должен сидеть сейчас.
Но, не подавши виду,
Забыв, что он был отцом,
Майор продолжал командовать
Со спокойным лицом:
«Огонь!»— летели снаряды.
«Огонь!»— заряжай скорей!
По квадрату четыре, десять
Било шесть батарей.
Радио час молчало,
Потом донесся сигнал:
— Молчал: оглушило взрывом.
Бейте, как я сказал.
Я верю, свои снаряды
Не могут тронуть меня.
Немцы бегут, нажмите,
Дайте море огня!

И на командном пункте,
Приняв последний сигнал,
Майор в оглохшее радио,
Не выдержав, закричал:
— Ты слышишь меня, я верю:
Смертью таких не взять.
Держись, мой мальчик: на свете
Два раза не умирать.
Никто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
У майора была.

В атаку пошла пехота —
К полудню была чиста
От убегавших немцев
Скалистая высота.
Всюду валялись трупы,
Раненый, но живой
Был найден в ущелье Ленька
С обвязанной головой.
Когда размотали повязку,
Что наспех он завязал,
Майор поглядел на Леньку
И вдруг его не узнал:
Был он как будто прежний,
Спокойный и молодой,
Все те же глаза мальчишки,
Но только… совсем седой.

Он обнял майора, прежде
Чем в госпиталь уезжать:
— Держись, отец: на свете
Два раза не умирать.
Ничто нас в жизни не может
Вышибить из седла!—
Такая уж поговорка
Теперь у Леньки была…

Вот какая история
Про славные эти дела
На полуострове Среднем
Рассказана мне была.
А вверху, над горами,
Все так же плыла луна,
Близко грохали взрывы,
Продолжалась война.
Трещал телефон, и, волнуясь,
Командир по землянке ходил,
И кто-то так же, как Ленька,
Шел к немцам сегодня в тыл.

Анализ стихотворения «Сын артиллериста» Симонова

Стихотворение «Сын артиллериста» (1941 г.) было написано Симоновым по специальному заданию командования, с целью поднять боевой дух солдат. Но искреннему от природы поэту было несвойственно писать под чью-то диктовку даже во имя благородной цели. Поэтому в основу сюжета он положил реальный рассказ, услышанный от одного офицера.

В стихотворении описана давняя дружба двух советских офицеров (Деев и Петров), сражавшихся бок о бок еще во времена Гражданской войны. У Петрова был единственный сын Ленька, выросший без матери. Дружба офицеров была настолько крепка, что Ленька считал Деева своим вторым отцом. Он проводил с ним очень много времени и в трудных ситуациях повторял свою любимую поговорку: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!». Деев очень любил Леньку еще и потому, что сам так и не успел завести детей.

Годы разлучили верных друзей, но в минуты одиночества самым ярким воспоминанием Деева был сын лучшего друга. Во время начавшейся войны Деев случайно узнал о Петрове и был рад тому, что тот находится на фронте и с честью защищает Родину. Но вскоре последовало известие о его смерти.

Через некоторое время в распоряжение Деева прибыл молодой лейтенант Петров, в котором офицер не сразу распознал сына давнего друга. Он радостно приветствует Леньку и повторяет свою неизменную поговорку.

Кульминацией стихотворения становится эпизод, в котором один человек должен был рискнуть своей жизнью ради спасения остальных. Деев отправляет на задание Леньку. Такой поступок выглядит странно. Многие бы постарались воспользоваться своим положением и избавить близкого человека от опасности. Симонов же подчеркивает, что в условиях смертельной опасности офицер готов принести в жертву даже своего названного сына. К тому же Ленька был человеком, которому Деев доверял и мог на него положиться. Очень трогательна сцена прощания, когда напутствием становится та же самая поговорка.

Деев, отправив Леньку, не находит себе покоя. Он мысленно представляет себе путь и все действия лейтенанта. Ленька благополучно добирается до цели и начинает направлять огонь артиллерии. Его внезапный вызов огня на себя заставляет Деева побледнеть. Но он переламывает свои отцовские чувства и отдает приказ об ударе. Ленька и Деев верят, что советские снаряды не смогут причинить вред своему солдату. Герой остается в живых и уже на правах повзрослевшего за один день человека произносит перед Деевым легендарную поговорку.

В конце стихотворения Симонов представляет себе общую картину фронта и всех тех людей, которые ежедневными подвигами повторяют судьбы героев произведения.

Стихотворение может показаться слишком пафосным. Но не стоит забывать о тяжелых условиях, в которых оно было создано. В Великую Отечественную войну вызов огня на себя был распространенным явлением. Люди пренебрегали собственными жизнями ради общей победы, а родственные связи вообще не имели значения.

Анализ стихотворений Анализ стихотворений Симонова Константин Симонов - Стихи о войне для детей, взрослых Стихи на конкурс чтецов Стихи о войне Стихи о войне для конкурса чтецов Стихи о сыне Стихи русских поэтов классиков
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

281 комментариев
новее
старее
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

По смыслу замечательное стихотворение, пробирает, печально… Но форма конечно страдает, тут Константин почему то немного забыл про форму и видимо всю мощь влил в содержание

Был на полуострове Среднем в 2018 году. Тем кто просто остался живой, нужно памятники ставить. Мой дед погиб там в 43м.

Самый худший стих

классно но большое

Сейчас мне 52 г. Когда учился в школе, в годы СССР, мы тоже проходили это стихотворение «Сын артиллериста». Прошли годы, я многое понял. И сейчас до сих пор помню это стихотворение наизусть…. И всегда слезу вышибает… Особенно на строках: ….Всю ночь ходил, как маятник, глаз майор не смыкал. (и на строках): ОГОНЬ! летели снаряды. ОГОНЬ! заряжай скорей. По квадрату 4-10 било шесть батарей…

Я полностью согласна — со мной то же. Много раз наизусть читала стих своим детям, всегда слезы, но до детей не доходит

я считаю что стихотворение идеал до которого не все поэты смогли и смогут дойти.

Помню это стихотворение с детства. Глубоко трогает душу. На таких произведениях надо воспитывать детей.

Я удивляюсь тому, что автор превратил рассказ в стихотворение!

Странно, что до конца стихотворения товарищ Деев так и остался майором. Ведь столько лет прошло. Вот и Лёнька вырос и уже лейтенант.
Сюжет стихотворения прост: встреча спустя годы. Художественных достоинств нет совсем. Это не поэзия, а просто рифмованный текст, ритм сплошь и рядом нарушается. А стихами называется ритмически организованная речь.
Соплей много, пафоса много, идеологии много — поэтики нет вовсе.
Есть более достойные поэтические произведения о войне, которые можно внести в школьную программу.

Например? Какую ритмически организованную речь не внесли в школьную программу?

Я его ещё в школе знала, а моя мама его наизусть декламировали (она с 1938 г. р.) Супер !!! Ещё помню «Вересковый мёд» Время поэзии!!! И не а бы какой!!!

Тоно. А про «вересковый мёд» : я прочитал его в 5 классе, по моему и до сих пор помню на зусть, хотя и не учил, само запомнилось. Мне 64.

СССР рулит

Мне много лет. Работала я учительницей. Если тема урока была ВОВ, я не пропускала возможности прочитать стихотворение «сын артиллериста». Читала очень эмоционально. Ученики плакали. Потом я выучила это стихотворение наизусть. Внукам уже не читала, а рассказывала наизусть. Деев, Петров и Лёнька (герои стихотворения) настоящие советские люди!!!
Рекомендую всем учителям прочитать это стихотворение ученикам. Его можно поставить на уровень «Жди меня».

На фронте надо читать. Очень нужный стих.

Это вам не Бродский со своим паскудным: «Слава тем, кто, не поднимая взора, шли в абортарий в шестидесятых, спасая отечество от позора!»

Ну как поэт Симонов Бродскому в подметки не годится, признайте

Бродский?! Убожество редкостное. Стихи вымученные, владения словом
никакого, образы блеклые и убогие. Нобеля получил? Нобель уже тогда был политической премией. Назовите здесь хоть один его шедевр, который лет через тридцать не забудут.

Зачем сравнивать Бродского с Симоновым? Сравнивайте Бродского с Солженицыным. У кого меньше совести осталось

Даа, Симонов был талантливый. Я за него!

Очень классный стих! И военный, и до слез не доводит!

Я это стихотворение читала наизусть перед всей школой и было мне 10 лет.И сейчас я его читаю с большим удовольствием и с гордостью и вся в слезах . А ведь есть и сейчас такие как Деев , Петров и ЛЕНЬКА. Низкий поклон за такой СТИХ.

До слёз не довело, как других, и хорошо что в школе не проходят))))))

Жаль тебя…

Это проходят в школе.

урод — инвалида от рождения всегда жалко так как не виноват ; в данном случае виновата система созданная демократами

Убогий, и таких немало.

В шестом классе я читала это стихотворение со сцены в школе и клубе. Успех необыкновенный! Многие плакали. Сейчас мне 73года, я помню все стихотворение и люблю.

Я тоже. Мне 70. До сих пор помню его от начала до конца. На уроках (я учитель начальных классов) читаю его своим ученикам.

Мы уже в 4 классе это проходим пока что только читаем

В раннем детстве, любимое стихотворение

стих довёл до слёз

ничего не пафосное…классный стих. жаль, что в школе сейчас не проходят.

согласна. Не вижу в нем никакого «лишнего пафоса». Какой может быть лишний пафос, когда речь идет о великой отечественной войне, о ее самом тяжелом начальном этапе.

Здравствуйте, проходят вот сын стих читает

Это боль и крик души, видимо автор статьи-молодой человек……

Мужская слеза аш пошла. Трогательный стих.

Сегодня с внучкой два раза перечитали этот стих. Нам повезло — мы из Мурманска. И этим летом постараемся побывать в тех местах на хребте Муста-Тунтури на полуострове Средний, где Лёнька совершил свой подвиг.

Буквально на днях прочитал книгу Михаила Орешета «Рыбачий», из серии «Осиротевшие острова». В книге рассказывается о заселении островов Среднего и Рыбачьего и описываются в полной мере события ВОВ в условиях крайнего севера. В частности бои на высоте Муста-Тунтури и др. высотках. Там, в одной главе упоминается, что на Средний приезжал К.Симонов, автор знаменитого произведения. Сегодня прочитал его вновь, через сорок лет после школьной программы. Я из Мурманской обл., Кольского р-на.

мне 11 лет и во мне мама с детства воспитывает патриота а этот стих довел меня до больших как говориться крокодильих слез!!!

Крокодильи слезы — это значит притворные слезы, не настоящие. Надеюсь, у вас они более искренние.

Это ребёнок пишет, вы неправы немного

Значит есть душа и сердце, мама правильно воспитывает

Спасибо выручили хрестоматия ребёнок потерял и вот зашли сюда

Мне 69 лет. Стояла у окна, смотрела на сопку, было очень грустно: проблемы со здоровьем, невосполнимые потери, сложный год и вдруг в голове всплыли строчки — ничто нас в жизни не может вышибить из седла….. Встрепенулась, но никак не могла вспомнить откуда это, набрала в инете и сразу все вспомнила при первых строчках, и не просто вспомнила, а весь стих наизусть. Я уже не припомню по программе школьной мы заучивали или сама по себе, но удивительно — лёгкая рифма, понятная до слез весь день отстукивала в голове. Наше поколение правильно воспитали родители, школа, общество. Мы любили свою страну, были патриотами, учились, работали, детей подымали, одним словом — шли к светлому будущему!!! И Пришли…. Так обидно за наше поколение, за коррумпированную страну, за обманутых пенсионеров… А у современной молодёжи идеал это Даня Милохин и деньги деньги деньги….. Так не хватает настоящих поэтов, стихов, песен!!!!

Очень понравилось

Хочу вас обрадовать: в нашей великой державе есть очень много людей, которые по-прежнему искренне и глубоко любят свою страну и народ и делают всё возможное и невозможное, чтобы возобновить дух и душу Родины. Это было, это есть и это будет.

мне нравится очень оценка 5 +

Отмечу, между прочим, что в последующих изданиях поэмы автор исключил строки:

При свече в землянке
В ту ночь мы подняли тост
За тех, кто в бою не дрогнул,
Кто мужественен и прост.

За то, чтоб у этой истории
Был счастливый конец,
За то, чтобы выжил Ленька,
Чтоб им гордился отец,

За бойцов, защищавших
Границы страны своей,
За отцов, воспитавших
Достойных их сыновей!

Так и было в тот вечер, в землянке на полуострове Среднем, где командир артиллерийского полка рассказал Симонову эту историю; там тогда они и подняли чарку за «счастливый конец».

Что ж, право автора переделывать и сокращать свои стихи. Но в тот день, когда поэма сдавалась в набор, ни у меня, ни у самого Симонова не было сомнений, что они и к месту, и ко времени. «// Ортенберг Д.И. Июнь — декабрь сорок первого: Рассказ-хроника. — М.: «Советский писатель», 1984. стр. 295-297

Не знаю почему, вспомнила сейчас этот стих. Единственный стих , который не просто выучила в школе, но который остался и в памяти, и в душе. Без слёз не удалось дочитать, душевный … Как жаль, что дети сейчас так мало читают.

Я тоже помню стих наизусть. Мне 70. практически весь. Вспомнила вдруг и прочла вслух… Идёт мощная ассоциация с сегодняшними событиями… Невозможно читать без слез. Талантливо, без пафоса… От сердца идут слова… И такое реальное восприятие тех лет и обстановки… Мужская сила, боевой дух… Незримо встают перед глазами.

Я одна не могу выучить этот стих даже за 1 день?!

Про майора Деева стих мы учили в школе я и сейчас помню кое что. А сейчас наверное это нет в школе очень жаль.

Учат, нам задали вот. И читаю

Однако небольшой казус у Симонова, что в гражданскую, что в отечественную звания не растут через десятилетия. Они все остаются майорами…

Хорошо рифмуется

Нет слов…

Спасибо за стихотворение !!!

Так печально

Почитайте «Сын полка» В. Катаева… Вот это настоящий шедевр…

А это вам не шедевр?…

Да прочитал сын полка просто шедевр

Значит нужные книги ты в детстве читал!..

Стих очень душевный

это не стих

а что тогда?

Поэма, баллада о воинах, настоящих мужчинах

Вот на таких произведениях вырастают настоящие люди, а не на тех блогерских сочинениях «кто богаче», «кто круче», которыми сейчас заполнен интернет и которые разрушают психику наших детей.

Такие люди как Лёнька в России есть и пока они есть нашу Русь не сломить

В детстве отец мне его часто читал,а потом я его рассказывал наизусть.очень нравилось произведение. когда уже сам стал военным, перечитал его и аж слезы накатил.сильное произведение про дружбы, самоотверженность и готовность пожертвовать собой надо общей победы.сейчас не хватает таких произведений.да и людей таких почти нет

меня папа учил
я за симонова класс замечательно

Стих замечательный, но, по моему превращать сайт со стихами в вк не стоит.

Не понял, что значит превращать сайт со стихами в ВК? Кто превращал этот сайт в ВК? Ты вообще понял, что написал?

Очень хороший стих мне понравилось очень я хоть и мальчик но все равно хороший стих.

Сева, ты, что думаешь, что только девочки могут любить стихи?

Не знаю если тебе это задали, читай!

Он имел ввиду, что он молодой очень.

Он имел в виду что маленький , а не 20 летний парень

Ты мужчина!

Севочка, мальчики даже сами пишут стихи

Мне мать читала в 6 лет, а потом она от меня отказалась. Сейчас, живя в приёмной семье, услышал, что старшая сестра учит. Спрятал её учебник и тоже учил. Хороший стих. А день назад мне тётя Женя читала на ночь, как и мать 4 года назад. Вот такое дежавю. Не знаю, зачем рассказал.

Ну да, ну да. Врать зачем? Чтобы тебе сказали ах ты бедная сиротиночка? А стих хороший.

А с чего ты, Владик, взял, что Имя врёт? Мало ли какие у кого жизненные обстоятельства, а если у тебя случатся жизненные неприятности? Ты тогда по другому запоёшь. А стихотворение отличное. Просто блеск!

Вот именно , не веришь, не верь , если бы с тобой такая бы ситуация приключилась , думаю ты бы пожалел , что написал комент !!;)

Да, Владик, ты правда неправ. А стих хороший, я видела, мой папа его перечитывал!

Жалко

Как его выучить!?!?!?!? Тем более за 3 часа?!?!?

Как-то человек выучил :->

Я хз мне читать задали. А ты дневник в школу не принеси и скажы что забыл. Я так делаю

Я учила стихи, представляя их сюжет, как кино. Идёт картинка и слова сами складываются. И через много лет, вспомнив одну фразу, поняла, что дальше не помню. Неприятно… Ночь мозг искал и вытащил «файлы». Пошли мыслеобразы и текст вспомнился. Попробуйте творчески подходить к учёбе. Очень помогает. Контурные карты нудно раскрашивать, но увлекательно было рисовать на них горы, растения, символы. Учителю очень понравилось))). Пишите конспекты, зарисовывайте в тетради заучиваемую информацию . Запомните лучше и за тетрадь, бонусом, учитель 5 поставит.

за 3 часа не знаю, за больше — вероятно

Да оно за 2 прочтения учится. Вот, сейчас прочитала первые строки — остальное в памяти всплыло.

Грустный класс

Нельзя, просто невозможно читать без слёз! Сила Русского Слова!!!

Обрыдался просто пока дочитал сам себе вслух.

Я плакала тоже, моя мама , рассказывала в школьные годы этот стих учителю, учитель плакал

прикольно

Аж слёзы потекли…

Мне 65лет и эти стихи помню со школы выучил на изусть,сегодня вспомнились строчки и слёзы потекли из глаз,как у актёров,что значит СИЛА СЛОВА.Делитесь,гордитесь и детям читайте пусть тоже гордятся,что они РУССКИЕ ЛЮДИ!!!

Стихи о характере, при чем тут русские или не русские. Такие же стихи у любого народа есть.

Никого не кошмарили, так как русских — жестко и беЗконечно. Поэтому нет таких стихов ни у кого, кроме нас. И не будет никогда.