Агния Барто — Катя: Стих

Мы целое утро
Возились с ростками,

Мы их посадили
Своими руками.

Мы с бабушкой вместе
Сажали рассаду,

А Катя ходила
С подругой по саду.

Потом нам пришлось
Воевать с сорняками,

Мы их вырывали
Своими руками.

Таскали мы с бабушкой
Полные лейки,

А Катя сидела
В саду на скамейке.

— Ты что на скамейке
Сидишь, как чужая?

А Катя сказала:
— Я жду урожая.

Анализ стихотворения «Катя» Барто

Стихи «Катя» Агнии Львовны Барто сочетают в себе познавательный момент с дидактическим.

Стихотворение датируется 1944 годом. Его автору исполнилось 38 лет, она находится в эвакуации в Свердловске, собирается вернуться в столицу. За годы войны поэтесса попробовала себя в журналистике, даже освоила рабочую специальность на местном заводе. Поучаствовала она и в сборе средств на новый танк. Познакомилась и с П. Бажовым, писавшим свои «Сказы о немцах». В жанровом отношении – поэтический рассказ с обличением маленькой лентяйки, рифмовку можно принять за смежную, 10 строф, состоящих из двустиший. Действующих лиц несколько, это бабушка и рассказчица (чье имя в стихотворении не названо), а еще Катя с лучшей подругой. Утро начинается с коллективного труда. Рассада высаживается на огороде. Невдалеке прогуливается белоручка Катя, чье имя увековечено в названии стиха. Дальше происходит временной сдвиг, поэтесса описывает последующие этапы ухода за «ростками». Здесь и «война с сорняками», и обильный полив. Между тем, Катя зорко наблюдает за процессом. Наконец, на прямое и довольно суровое обращение она простодушно отвечает, что ждет «урожая». Та самая простота, что хуже воровства, как говорится. Следует отметить, что девочку никто не принуждает присоединиться, ждут до последнего, когда у нее проснется совесть. Возможно, именно так и произошло: во всяком случае, похоже, урожай она точно поможет собрать. Как относиться к загадочной подруге Кати – неизвестно. Кто знает, помощница ли она в своей семье. Рефрен «своими руками» очень важен. Он подчеркивает, кто действительно трудился и имеет право ждать урожая. Контрастом к нему – повтор «а Катя…» Анафора и одновременно эпифора: мы с бабушкой. Ряд инверсий: таскали мы. Перечисления, риторический вопрос. Дружное местоимение «мы» противопоставлено поведению Кати. Эпитетов поэтесса избегает, следуя заветам еще К. Чуковского. Произведение легко иллюстрировать и учить наизусть. Красноречивый финальный диалог. Эмоциональное, оценочное сравнение: как чужая. Лексика просторечная, с прозаизмами, стихи глагольны, динамичны, ситуация дана в развитии. Дети знакомятся с огородничеством, узнают о том, как непросто дается урожай. Стихотворение построено на приеме противопоставления.

В военное время А. Барто пишет свою «Катю», где на примере вполне мирного занятия учит детей помогать, трудиться.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (28 оценок, среднее: 4,36 из 5)
Категории стихотворения "Агния Барто — Катя":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению: 3

  1. Василиса Петрова

    Хорошее стихотворение, великой детской писательницы, в каждой строчке есть глубокий смысл.

  2. Anastnasiya Вовнянко

    У моей 2-х летней доченьки это любимый стишок!! Всегда в любое время готова его слушать))и перед сном.и после сна:))

  3. Вера

    Летом бабушке рассказать, пригодится. :)

Добавить комментарий

Читать стих поэта Агния Барто — Катя на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.