«Как, милый Петушок, поешь, ты громко, важно!»-
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманек, век слушать я готова».—
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова…
Отколь такой берется голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поешь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, примолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—
Все ваша музыка плоха!..»
_________
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Анализ / мораль басни «Кукушка и петух» Крылова
Произведение «Кукушка и петух» Ивана Андреевича Крылова было опубликовано за три года до смерти писателя в сборнике «Сто русских литераторов».
Создание басни относится к 1834 году. К этому времени ее автор находится в почтенном возрасте, имеет многолетний стаж библиотечной работы, получает приличную пенсию за заслуги в области русской словесности. Его произведения переведены на несколько языков, а некоторые положены на музыку. В жанровом отношении – басня, по размеру – вольный ямб со смежной рифмой. Лексика богатая, исконно русская, сюжет оригинальный, сатирический. Стрелы направлены против литературной братии, а именно – Н. Греча и Ф. Булгарина. Оба много писали и имели успех у публики, а последний неоднократно становился мишенью пушкинских эпиграмм. Поэт не выносил модного автора, высмеивал осторожность его критических статей и верноподданнический тон. За несколько лет до И. Крылова А. Пушкин в своей статье «Торжество дружбы» иронизирует над взаимным восхвалением писателей друг друга в печати. Не остался в стороне и И. Крылов. Впрочем, есть у истории и третий прототип – цензор А. Никитенко, лучший друг и Н. Греча, и Ф. Булгарина. Действующие лица представлены в образе птиц. Следует отметить, что кукушка и петух не раз становились героями басен И. Крылова. Картина открывается диалогом. Уже в обращениях виден слащавый тон: кукушечка, петушок, куманек, красавица, мой свет. Оба персонажа соревнуются в комплиментах, переходя все рамки приличия. Уже кукушка не только прекрасна на вид, но и певица, подобной которой во всем лесу не сыщешь. «Божусь»: призывает самого Бога в свидетели, что говорит правду. Амплификация с многосоюзием: и чист, и нежен, и высок. Сравнение кукованья с соловьиным пеньем. Петух превзошел куму в лести. Благодарная, она сравнивает его кукареканье с пением райской птички, однако та самая птичка уступает, конечно, петуху. «На всех ссылаюсь»: то есть, со всех сторон звучат такие мнения. Бога, совесть и общественное мнение призывают герои в свидетели. Воробей им не родня и имеет независимую точку зрения. Он выражает авторскую позицию: хоть охрипните, ваша музыка плоха! Писатель выводит себя в образе невеликого певца, но честного человека. Мораль припасена на финал. Она, как обычно, стала афоризмом и ушла в народ. С тех пор подоплека написания произведения забылась, однако смысл его остался злободневным. «Не боясь греха»: не считаясь со здравым смыслом. В финале раскрыт секрет такого поразительного согласия героев. Причина его не в достоинствах, а в кумовстве, дружбе и попеременной беззастенчивой рекламе. Однако время и взгляд со стороны все расставляют по своим местам.
«Кукушка и петух» И. Крылова – своеобразная басенная эпиграмма, направленная против переоцененных писателей того времени.
Миссия выучить за 5 минут до урока пошла
Хорошая басня
Ну не очень басня. И учиться сложно.
Это совсем не сложно. Учила 10 минут. (Я в 5 классе)
Мне не нравится учится долго
Так то прикольно но где главные герои, краткое содержание?
Ну мне чо то сложно выучить на завтра
ну нормально но большое стихотворение но учить не долго
Очень круто
Мне в школу
Мне очень сильно не понравилось было очень сложно читать слова и где вообще герои
Я бы забыла свой комментарий особенно как ты если бы прошло 3 года
мне всё в школу
Нам учить задали и я которая немая
Мне в школу читать с выражением надо. Спасибо огромное очень помогло!!
хорошая басня!
выучил ее и поставили 10
Нашла на этом сайте буквально всё!!!
Это просто класс прочитала просто все басни
прикольно
хорошо
Я ВЫУЧИЛА И СТАВЛЮ 2
ПРОСТИ
И я буду учить
Спасибо вам! Нужно басню Крылова любую выучить и тут нашёл этот сайт! Надеюсь, пятёрку поставят))
Мне тоже надо учить в школу
Круто
Спасибо!
Очень большой!
Спасибо мне очень помогло•́ ‿ ,•̀•́ ‿ ,•̀•́ ‿ ,•̀•́ ‿ ,•̀
Мы с другом выучили поставили 3!!!
Надо было с выражением,и хорошо учить!Тогда-бы вам поставили 5!!!
Я выучили и мне поставили 5!
А по русскому 2-
Я выучили )
А я немогу учить
Я могла лучше выучить
круто
мне понравилось
Это очень круто