Парфен! напрасно ты вздыхаешь
О том, что должен жить в степи,
Где с горя, с скуки изнываешь.
Ты беден — следственно, терпи.
Блаженство даром достается
Таким, как ты, на небеси,
А здесь с поклону все дается.
Ты беден — следственно, проси.
Коль барин на смех поднимает,
Вменяй то в честь и не ропщи;
Тобой он тешиться желает.
Ты беден — следственно, молчи.
Не смей отнюдь тем обижаться,
Что некогда ему тобой
В своей уборной заниматься,
Ты беден — так в сенях постой.
Иной шага не переступит,
С софы не тронется своей,
А сходно все достанет, купит.
Ты беден — бегай и потей.
О бедность! горько жить с тобою!
Нельзя и чувствам воли дать.
Я, рассуждая сам с собою,
Не мог вовек того понять,
Как могут люди быть такие,
У коих множество всего,
И в том же свете есть другие,
У коих вовсе ничего.
Иной в прекраснейшей палате
Дает вседневный пир друзьям;
А рядом с ним в подземной хате
Другой не ест по целым дням.
Богач теряет десятину,
И все кричат: «Какой урон!»
А бедный выронит полтину —
И никому не жалок он.
Обижен сильный — шум, тревога;
Обижен сирый — быть должно!
Иль в области всесильна бога
Парфен и Крез не все равно?
Ужли различны всем на свете
Удел судьбы, природы дар!
Иным все радости в предмете,
Другим, что шаг — то и удар.
Ах, нет! нельзя, чтоб провиденье,
Создав меня, тебя, его,
Пролило все благотворенье
Из нас из трех на одного.
Равно нас матери утроба,
Равно и носит, и родит;
И всем, в свой час открыв дверь гроба,
Равно нас смерть туда валит.
За что ж?- Опять позабываешь,
Что ты не должен рассуждать,
Ко всем вопросы посылаешь;
А знал бы ты, Парфен,- молчать.
Терпи свое тихонько горе,
И знай, что наша жизнь была
И будет впредь такое море,
В котором гадов несть числа.
Рассудком тщетно ты хлопочешь
Предрассужденье одолеть;
И если волею не хочешь,
Насильно будешь же терпеть.
Так верь ты мне, Парфен! держися
Пословицы казачьих стран;
По их системе жить учися:
Терпи — и будешь атаман.