Я памятник воздвиг себе иной!
К постыдному столетию — спиной.
К любви своей потерянной — лицом.
И грудь — велосипедным колесом.
А ягодицы — к морю полуправд.
Какой ни окружай меня ландшафт,
чего бы ни пришлось мне извинять,-
я облик свой не стану изменять.
Мне высота и поза та мила.
Меня туда усталось вознесла.
Ты, Муза, не вини меня за то.
Рассудок мой теперь, как решето,
а не богами налитый сосуд.
Пускай меня низвергнут и снесут,
пускай в самоуправстве обвинят,
пускай меня разрушат, расчленят,-
в стране большой, на радость детворе
из гипсового бюста во дворе
сквозь белые незрячие глаза
струей воды ударю в небеса.
Анализ стихотворения «Я памятник воздвиг себе иной» Бродского
Иосиф Александрович Бродский уже в 22 года пишет программное стихотворение «Я памятник воздвиг себе иной!» Сочетая простоту, иронию и горечь, поэт создает как картину личных переживаний, так и картину эпохи, в которую он жил и творил.
Стихотворение написано в 1962 году. Его автору 22 года, он женат, знаком с А. Ахматовой, считается едва ли не самым одаренным молодым поэтом тех лет, публиковаться ему запрещено, он мечтает вырваться из СССР. По жанру — философская лирика, по размеру — пятистопный ямб со смежной рифмой, 5 строф. Лирический герой — сам автор. Первую, декларативную строку, И. Бродский делает отдельной строфой. Рифмы открытые и закрытые. Композиция сюжетная.
Безусловно, его «Памятник» — это перекличка со стихами на подобную тему М. Ломоносова, Г. Державина, А. Пушкина, В. Брюсова. В нем нет высокой патетики, размышлений о признании будущими поколениями, о том следе, который он оставил на земле, пути, проложенном для поэтов, что придут позднее. Гипсовый бюст посреди фонтана в городском дворике — на меньший памятник он не согласен! «Постыдное столетие»: поэт не приемлет лицемерие советской власти, параноидальный поиск врага, желание контроля не только над социальной, но и личной, а тем более, творческой жизнью человека.
Он терял любовь, но старается не терять самоуважения, независимости. Только самому себе он позволяет горько посмеяться над обстоятельствами своей жизни. Интонация, однако, размеренная, торжественная, без восклицаний и вопросов. Что особенно контрастирует с ироническим, даже чуть издевательским, содержанием строк: ягодицы к морю полуправд. Кстати говоря, хотя он видит памятник свой бюстом, но описывает при этом всю свою фигуру в той позе, что ему мила. «Я облик свой не стану изменять»: ключевая фраза произведения. Повторы и перечисления доводят напряжение до апогея: пускай меня разрушат, расчленят. «Струей воды ударю в небеса»: здесь чувствуется твердое осознание себя как поэта, своего творчества — как самоценности. Между тем, И. Бродский не сомневается, что хоть и такой нелепый, как часто это бывает, и помпезный памятник все же будет когда-нибудь стоять и на его Родине. Пусть и «на радость детворе», не подозревающей, кому он установлен.
Метафоры: постыдное столетье, усталость вознесла, струей ударю в небеса. Перифраз: большая страна (СССР). Сравнения: рассудок, как решето. Обращение к Музе без пафоса, как понимающей сестре, тоже испытавшей преследования и оскорбления.
«Я памятник воздвиг себе иной» И. Бродского написано в ранний период творчества, но отличается зрелостью содержания и свободой формы.