Иосиф Бродский — Пилигримы: Стих

Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
…И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.

Анализ стихотворения «Пилигримы» Бродского

И. Бродский – один из самых оригинальных и самобытных советских поэтов, насильственно высланный за границу. Его жизнь в Советском Союзе была мучительной, наполненной непониманием окружающих и преследованием властей. Причем свой индивидуальный протест поэт заявлял уже в самом раннем возрасте. Даже критически относящиеся к его творчеству люди уважают его непоколебимость в отстаивании своих убеждений. Очень характерно выглядит стихотворение «Пилигримы», написанное Бродским в возрасте 18 лет (1958 г.).

Произведение совершенно не укладывалось в рамки советской идеологии. Особенно настораживало то, что оно было написано очень молодым человеком. В СССР было принято воспевать героев эпохи, которые не щадя жизни приближают человечество к счастливому будущему. Молодые люди были обязаны стремиться к подвигу, к служению высшей идее, под которой подразумевалось строительство коммунизма.

Произведение Бродского ни к чему не призывает. Его главные герои – пилигримы, то есть простые странники, которые не приносят никакой пользы. Они несут в себе пессимизм и разочарование в мире.

Советская идеология вообще признавала символизм, как упадочное течение. Пилигримы у Бродского – не какие-то реальные люди, это символ странничества. Они медленно бредут по своим неведомым дорогам вне времени и пространства «Мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров…», «мимо Мекки и Рима». Автор подчеркивает, что достижения человечества, главные центры величия и культуры – просто пыль под ногами вечных скитальцев. Бесконечное странствие сделало их нищими и оборванными, они воплощают в себе все страдания и горести мира. На их пути рождаются и повергаются в прах империи, но ничто не способно их остановить.

Важная мысль автора – вечное странствие убедило пилигримов, что мир не меняется. Все происходящие в нем великие события имеют значение только для непосредственных участников. Пилигримы видят мир со стороны и отмечают его главные не меняющиеся качества – лживость и вечность. Это приводит их к познанию того, что нет никакого смысла ни в вере в самого себя, ни в Бога. Остаются лишь две неизменных составляющих мира: человеческая иллюзия, как вера в счастливое будущее, и дорога вечных странников.

Последние строки еще больше подчеркивают пессимизм автора. Солдаты, воюющие за высшие цели, служат всего лишь удобрением для земли, а поэты, воспевающие эти идеалы, просто одобряют эти бессмысленные жертвы.

Стихотворение «Пилигримы» является пророческим предсказанием Бродского о своей судьбе. Он покинул свою страну, но и на Западе не чувствовал себя как дома. У Бродского отсутствовало чувство Родины, он всегда ощущал себя вечным странником.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (167 оценок, среднее: 4,52 из 5)
Категории стихотворения "Иосиф Бродский — Пилигримы":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

58 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Не соглашусь с рецензентом: финальная часть «о мироустройстве» является прямой речью птиц, мимо которых идут пилигримы. И эта финальная часть в произведении является самой важной.

Своим действием — не слушая птиц и проходя мимо — пилигримы отрицают «правду» о бессмысленности сущего (не могу не подколоть, но с птичей ложью готов с радостью согласиться и рецензент, и огромное количество как очевидно верующих так и явно неверующих комментаторов, принадлежащих всем политическим направлениям) ради чего-то, что нам в рамках стихотворения видеть не суждено.

Данное стихотворение говорит о том, что чтобы нести полноту рассвета внутри своего сердца и видеть что-то максимально приближенное к истине, придётся пожертвовать не только «позитивными» иллюзиями и радостями жизни, но и негативными иллюзиями — буквально всем тем, что кричат птицы о бессмысленности и неизменчивости жизни, бессмысленности познания, бессмысленности пути и веры во что-то (и в чем также как и в позитивных иллюзиях и мирской суете нет той самой истины ради которой пилигримы поддерживают такой образ жизни и мысли)

Ну вообще это гимн ищущим. Он про выход из иллюзий, про принятие реальности и про великую цель.

Люди, каждый видит в творчестве своё. Пессимизм, негатив, пророчества, гениальность. Всё так. А Вы попробуйте написать что то подобное. И пусть Вас будут обсуждать хотя бы последующие лет сто. Бездарность не обсуждают вообще.

Бесконечно красивое начало сводится к пошлости и мещанству в конце. Такова жизнь. Таков стих. Таков автор.

А есть какой-нибудь другой, менее занудный рецензент?
Этот уж как проанализирует, так проанализирует. Как будто мы разные стихи читаем

«Удобрить ее солдатОм.
Одобрить ее поэтам.»
…. Именно: удобрить её солдатОм…

Со смыслом

Графоман

Не верится, что 18-летний юноша мог писать такие глубокие и проникновенные стихотворения. Браво Иосифу Александровичу!

а стоит ли анализировать просто насладитесь произведением

Талантливый пессимист , ни чего не мило….. Весь мир «неправильный» .

Отзыв немножко смешной… «но и на Западе не чувствовал себя как дома.» Ну да, тунеядцем не называли, в тюрьму не сажали, из страны не высылали, зато дали кафедру и Нобелевскую премию. Ну точно не как дома. Удивительно ли. что Бродский считал себя себя космополитом, гражданином мира. В Россию, как ни звали потом, не приехал даже в гости. А похоронить завещал в том месте, которое сочла своим домом его душа…остров Сан-Микеле

Не «Кем?», а «Кому?»…. солдатАм.., поэтАм )

Но почему именно СОЛДАТАМ????????

Потому что люди всегда грызли глотки друг-другу. Всегда были и всегда будут войны. Все красиво написал.

Обожаю этот стих!

Кто пишет эти анализы?
Анализы сдают! И как ты можешь анализировать то, к чему ты не прилогал усилия, не рожал? Откуда тебе знать, о чем там думал, розмышлял поэт в этот момент!? Эти анализаторы с умным видом несут чушь.

Мирра Лохвицкая

Пилигримы

Знойным солнцем палимы,
Вдаль идут пилигримы
Поклониться гробнице священной.
От одежд запыленныx,
От очей просветленныx
Веет радостью цели блаженной.

Тяжела иx дорога —
И отставшиx так много,
Утомленныx от зноя и пыли,
Что легли на дороге,
Что забыли о Боге,
О крылатыx виденьяx забыли.

Им в сияющей дали
Голоса отзвучали,
Отжурчали поющие реки.
Им — без времени павшим,
Им — до срока уставшим,
Не простится вовеки. Вовеки!

1904-1905

В тексте стихотворения в двух последних строках ошибки:
«Удобрить её солдатОм
Одобрить её поэтОм»
(А не солдатАм и поэтАм, кем? а не кому?)

Все правильно в тексте. Удобрить ее — (суждено)солдатам. Одобрить — поэтам. Летать над ней — летчикам. Пахать ее — пахарям. Изучать ее — ученым.

пока жил в СССР писал, а дальше ни о чем, скучная судьба предателя Родины.

А сам- то патриот? Сам хоть одну строку чего- либо написал? Дешёвка, осуждающая смелых!

А смелость в чем? В тунеядстве?

В каком тунеядстве? Он работал, он писал

Ах, Не Суди, да Не Судим Будешь!

Бродский прошёл мимо Истины.

Автор «Откровенных рассказов старого лодочника» не «гниловатый» Бродский. Мимо…

Мимо Бродского:

* * *

Покинь жилье, взгляни окрест
И ощути свободу,
Охоту к перемене мест.
Воспой свободе оду.
Хоть ненадолго ощути
Очарование пути.
Забудь про цель деяния,
Важнее состояние.
Не миллионы иль гроши,
А состояние души.
Что в ней на дне таится:
Любовь иль мутная водица.
Земная жизнь конечна,
Душа пребудет вечно.
И от тебя зависит,
Как Бог её возвысит.
Покинь жильё, взгляни окрест,
Благодари природу,
Весь Божий мир за всё, что есть.
Хвала и слава Богу!
За всё, что было, всё, что есть.
Хвала и слава Богу!

(Из книги «Откровенные рассказы старого лодочника»)

Если это назвать Стихотворением , то пельмени станут беляшами ) Перечисление и повторение вот на что похоже это сложение . 5 раз слово Мимо (, 4- Мир неужели нет замены ? Поиск вот , что отличает произведение. Такого добра пруд — пруди. В грех осуждения не падаю , но еще его манера чтения Гундосить — затягивая ?( . У многих знаменитостей нет соответствия : сам гниловат , а пишут о Высоком ?( МАСКИ .
Вывеска и лик
Людские лица в масках — лукавых дар
С открытым взглядом, корунд редчайший
Торгуют рылом черти, рекламируют товар
Яхонт в недрах, скромен не кричащий…
Игорь Ладич.

У меня Бродский перекликается с Бредбери, в частности, с его «Марсианскими дневниками»…

Оставлю и свой анализ стихотворения здесь:

Стихотворение “Пилигримы” написано в 1958 году и относится к раннему периоду творчества Иосифа Бродского – замечательного поэта современности. Творчество Бродского всегда оставалось самобытным. Стихотворение “Пилигримы” также являет собой яркий образец пусть не до конца сформированного, раннего, но уже необычного стиля И.Бродского.

Поэт повествует о дороге пилигримов. Пилигрим – странник, скиталец. Однако, такой узкой трактовкой ограничиваться не стоит. Творчество Бродского близко к символистам, значит, все образы нужно воспринимать с “бесконечной развёртываемостью смыслов”. Кажется, что Бродский говорит здесь не о простом путешествии. Пространственно-временная организация в стихотворении очень широка, а значит, это путешествие – во времени, из века в век, причём образ пилигрима здесь – изгнаннический образ. Тема странничества приобретает вселенский масштаб.

На фонетическом уровне стихотворения можно заметить ярко выраженную аллитерацию ( “ристалищ”, “храмов”, “баров”, “ мира и горя мимо”) – звук “р” при прочтении стихотворения врезается в слух, создавая ощущение рычания, что, кажется, символизирует злобу внешнего мира, мимо которого бредут скитальцы. На синтаксическом уровне заметна настойчивая анафора, использованная с целью понимания идеи стихотворения в первой строфе и с целью убеждения в третьей и четвёртой строфах. (цитаты) Повторение слова “мимо” показывает отношение пилигримов к материальному, бренному миру – они проходят “мимо” него, он уже ничего для них не значит. Примечательно упоминание Мекки и Рима в этом же контексте. Мекка – место паломничества, религиозная святыня, а Рим – столица, царство культуры. То, что странники проходят “мимо” даже этих мест, свидетельствует о том, что даже цивилизация, Бог не волнуют их, они не найдут себя в этом. Интересно, что уже позже Бродский стал обращаться к религиозным темам в своём творчестве, к Богу, но “Пилигримы” написаны им очень рано – в восемнадцать лет.

На смысловом уровне стихотворение чётко делится на три смысловые части – первая о самом пути, пути во времени, вторая раскрывает образ пилигримов, а третья – о мире в целом, всеохватно, о том, что он «останется прежним»…

Шикарный анализ, сразу видно — прочувствовали и разобрали стихотворение «по полочкам».

Тот момент когда запутался в себе читая этот стих, и вдруг ваш анализ) визави

мощно, вселенски необъяснимо, но завораживает как вид «Млечного пути»

Очень сильное и всегда актуально.

Не любитель поэзии, но это просто вынос мозга, я в восторге!!

Как же всё-таки обнищало, опаршивело, морально и духовно, русскоязычное тягло. Деградировав, от беспробудного пьянства и лени до скотского состояния, они (халдеи) разучились разговаривать по человечески, чего только стоят вызывающие рвоту, бесконечные: ржаки, суперски, классно, клёво, красава, жжёт и т.д. и т.п.. Когда эти, самые читающие совки в мире превратились в животных, место коим в зоопарке, что или кто превратил их в говорящие куски г*вна, мы, увы не знаем, скорей всего дурная генетическая наследственность, отягощённая алкогольным делирием родителей. Особо хочется сказать о так называемых «позитивных» наркоманах, коих развелось как собак не резанных, с маниакальной тягой эти гомункулусы рыщут по просторам инета в поисках оного позитива, не удивлюсь, что и убивать будут скоро, с этих унтерменшей станется. Вся эта *** толкает нашу, и без того убогую страну к краю выгребной ямы, впрочем, с такими скотами там ей самое место!

Блеванул высокопарно, умница)

Ты ужасен!

ярослав. не пойму, чего ты ждёшь. вали от нас скотов подальше. вот если бы не такие как ты, с комплексом неполноценности, мы бы и не приближались к выгребной яме.
P.S. Оцените стиль: «русскоязычное тягло… унтерменши… алкогольный делирий… говорящие куски г»вна…гомункулусы…
Господи, неужели это поэзия Бродского довела ярослава(?) до такого состояния? Кто нибудь, помогите человеку… Хотя…

Сейчас только смысл дошел!

Значит разьединят? Пусть так, представь что я уехала, в другой город, страну, на другой континент. И все пройдет и забудется. И не будет мыслей, скучаний, ожиданий, ничего не останется и ты увидишь, что я не смысл твоей жизни и не подхожу на эту роль, да и не подходила наверное никогда. Я просто была твоим спасением в сложный момент, но теперь у тебя все наладилось и я больше не нужна. Я была призраком твоих мечтаний, который в переломный момент направил тебя по правильному пути. Теперь тебе осталось лишь не сворачивать с него. Я была с тобой сколько могла, отдавала всю себя до тех пор пока не осталось ничего, когда уже больше нечего дать, когда я больше не в силах менять тебя. Это не конец всего, это период жизни, хороший, полезный, прекрасный и радостный, я чему-то научилась у тебя, чему то научила сама. Все еще впереди и будет время когда мы увидимся и ничего не щелкает внутри, кроме радости и гордости за успехи друг друга.

Что это?! У меня аж волос дыбом стал…..Это моя ситуация полностью((( Откуда у Вас это?!

Чушь несусветная! Откуда синее солнце, почему ослепительно снежный мир, почему пиллигримы голодные и бедные, почему мир лживый и что поэты одобрят???? Солнце жёлтое, мир всех оттенков и не только ослепительный но бывает и серый ну и т. Д. по каждой строчке.

Через катарсис к гармонии!

Слава богу, дорогой Иосик, птицы ошибаются. Даже в дикой стране, где тебя знали единицы — теперь у тебя тысячи поклонников. Давайте ребята — вперед, хотя бы потихоньку.

мое любимое стихотворение, как гимн….

Чистый джаз, ИАС всего 18 (он им тогда увлекался). Филлипенко классно читал этот стих по Культуре недавно.
Ах, если ИАС всё писал на уровне Пилигримов или Вполголоса. Но увы и ах.

Любимое, есть такая привычка даже на работе когда нервничаю читать начинаю его про себя, иногда вырывается в слух но не страшно

«…Мулатка тает от любви, как шоколадка, В мужском объятии посапывая сладко. Где надо-гладко,где надо-шерсть…»-а мне это больше нравится,тоже на работе читаю постоянно,только в слух,и по улице когда иду,тоже читаю.

Верно. Отличный стих. Эх, если бы у нынешних женщин именно так и было. Сейчас везде все гладко. А то ещё и тату бывает, шрамирование, пирсинг((

Забавно видеть, как на поэтическом портале народ пишет с ошибками.

Поэзия и орфография слышали?

Что действительно забавно так это ваше «народ». забавно ей‍♂️

А мне кажется, Бродского в нашей стране наоборот очень хорошо знают и любят. Замечательные стихи.

Обожаю Бродского! Зачитывалась им когда училась на филфаке. Жаль, что в нашей стране он малоизвестный.

Читать стих поэта Иосиф Бродский — Пилигримы на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.