Не выходи из комнаты, не совершай ошибку.
Зачем тебе Солнце, если ты куришь Шипку?
За дверью бессмысленно все, особенно — возглас счастья.
Только в уборную — и сразу же возвращайся.
О, не выходи из комнаты, не вызывай мотора.
Потому что пространство сделано из коридора
и кончается счетчиком. А если войдет живая
милка, пасть разевая, выгони не раздевая.
Не выходи из комнаты; считай, что тебя продуло.
Что интересней на свете стены и стула?
Зачем выходить оттуда, куда вернешься вечером
таким же, каким ты был, тем более — изувеченным?
О, не выходи из комнаты. Танцуй, поймав, боссанову
в пальто на голое тело, в туфлях на босу ногу.
В прихожей пахнет капустой и мазью лыжной.
Ты написал много букв; еще одна будет лишней.
Не выходи из комнаты. О, пускай только комната
догадывается, как ты выглядишь. И вообще инкогнито
эрго сум, как заметила форме в сердцах субстанция.
Не выходи из комнаты! На улице, чай, не Франция.
Не будь дураком! Будь тем, чем другие не были.
Не выходи из комнаты! То есть дай волю мебели,
слейся лицом с обоями. Запрись и забаррикадируйся
шкафом от хроноса, космоса, эроса, расы, вируса.
Анализ стихотворения «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку» Бродского
Творчество И. Бродского всегда неоднозначно. Любое его стихотворение требует глубокого философского анализа. Судьба поэта складывалась непросто. С самого раннего возраста он чувствовал глубокую неприязнь к советской идеологии. Бродский считал, что поэту для самореализации необходима полная свобода творчества. Это приводило к столкновениям и конфликтам с официальными органами. Бродский совершенно не вписывался в социалистическое общество, что, в конечном счете, привело к его эмиграции. В 1970 г. он написал стихотворение «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», в котором высказал свои взгляды на место человека в советской системе.
Стих может трактоваться по-разному. Распространена версия о том, что Бродский описал человека, ведущего двойную жизнь. В СССР критика государственного строя была под строгим запретом. Не имея возможности высказаться публично, люди выражали свои негативные взгляды только дома. Из-за опасения перед доносом такие высказывания были возможны только среди узкого круга лиц. Чаще всего эти размышления происходили на кухне за рюмкой водки. Возникло явление т. н. «кухонных философов». Недоверие к окружающим вело к вынужденному одиночеству. Работа и контакты вне дома становились тягостными. Только в родных четырех стенах человек ощущал себя свободным. Бродский иронически критикует такую позицию, описывая мнимое ощущение свободы замкнутой в узком пространстве личности.
Другая трактовка основана на анализе жизни самого поэта. Постоянное чувство неприязни к окружающей действительности сказалось на его характере. Бродский чувствовал себя изгоем, ему действительно было удобнее находиться в своем личном мире, где он ощущал творческую свободу. В свое время поэт был обвинен в тунеядстве, так как отказывался устроиться на обычную работу. Он сам стремился отгородиться от окружающих, считая, что общение с рядовыми советскими жителями сделает его «более изувеченным». Неудивительно, что его странный образ жизни вызывал порицания. Восклицание «Не будь дураком!» — прямое обвинение окружающих в ограниченности и скудости мышления. Поэт превозносит свою личность, которой якобы доступно постижение высшей истины.
Сам Бродский утверждал, что родина поэта – его язык. Ему было безразлично где жить, в СССР или в США, лишь бы не чувствовать давления извне. Жизнь, свободная от «хроноса, космоса, эроса…» — идеальная форма существования для поэта.
Вот и я иногда не хочу выходить из своей комнаты и квартиры (из зоны комфорта), а когда долго гуляешь на улице то уже хочется домой в не огромность своего жилища, где иногда я не хочу никого и ничего не видеть и не слышать, зарывшись в себя самого и наедине со своим я или эго вдали от всего суетного и мирского (и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен) в изоляции.
Lexaoren
23.10.2024 21:05
Если немного переделать на современный лад, то очень актуально
… Зачем тебе улица, если есть компьютер
За дверью бессмысленно всё
Особенно возглас счастья
Только в уборную и сразу же возвращайся
О, не выходи из комнаты, не посещай театр
Потому что пространство сделано из экрана монитора.
А если войдёт живая милка пасть разевая. Выгони не раздевая..
александр
17.09.2024 03:20
Не во всех, но в некоторых сёлах были люди, которых называли бирюк, они селились немного на отшибе или на краю. Муж моей тёти Шаров уже не мог жить в избе среди домашних и ушёл жить в баню ( «Не выходи из бани»). Поэт Михалков(автор гимна) приезжал на дачу, но из машины не выходил, чтоб не общаться с внуками ( «Не выходи из авто»). Поэт был из таких и отразил свои чувства в сумбурном тексте. К счастью таких очень мало и нам, которых много, можно им посочувствовать, но страдать не мешать, из бани, комнаты и авто не пытаться вытащить.
Татьяна Мазаева (Самборская)
03.05.2024 19:52
Кто писал этот анализ? Человек, не знающий Бродского, поэзии Бродского и советской действительности?
1.Бродский скорее параллелен советской идеологии, чем неприязен. 2.В его стихах не найдешь антисоветчины, за исключением нескольких стихов в СИЗО/о СИЗО (во всяком случае в советском периоде; американский мне почти не знаком); за глубокими личными переживаниями он посчитал бы это низкосортной банальщиной.
3. Для Бродского характерна поэтика жилья (дом, стены, мебель, вид из окна и т.п.), ее «очеловечивания» жильцом.
4. Никакой загнанности на кухни с боязнью общественного пространства у советских граждан 1970-х не было; это был дозволенный, часто анекдотичный трёп, невозможный в период репрессий.
Nick PL
14.12.2022 12:52
Может анализ и верен, но в далёком от Бродского 2020м году это стихотворение воспринимается как гимн, манифест интровертов
Евгения
12.12.2022 03:21
Какой смысл вложил? что имел ввиду? — никто не узнает, да и сам Бродский вряд ли думал о чём-то конкретном… Скорее всего засиделся в чётырёх стенах так, что и выйти уже нет желания, и он ругает себя за это…
Сидишь и думаешь стихами,
И вспоминаешь всякий раз,
Как посвящала я их маме,
Как засидевшись в поздний час,
Стихами о любви мечтала
Стихами пела о весне,
Стихами Мурку я ласкала,
В стихах писала о судьбе.
Не о своей, конечно, общей.
Как я могла тогда узнать,
Что жизнь переперчённый борщик,
Что жизнь – работа и кровать.
Но рифма пела, ритму вторя –
Я подружилась с ними вмиг –
И молодые чувства морем
На белый лист стихом лились…
…… 29.10.2022 год… 11:33 час…
Галина
24.10.2022 11:58
Думаю, что если бы Бродского система не сделала бы диссидентом, сейчас бы о нем как о поэте никто бы и не вспоминал. Мне стихи Бродского не нравятся.
Константин
20.10.2022 00:51
Супер! Столько юмора! Так подтрунивать над самим собой, иронизировать над своей ипохондрией!.. Охр*нительно точно!!!
Владимир
18.10.2022 22:27
Бред сумасшедшего, не иначе.
Николай
10.10.2022 05:31
Отличное стихотворение. Много слоев. Несколько удручает критический разбор к нему. Привязывать великого к чему-то антисоветскому — достаточно убогая позиция. Судя по всему критиком Бродский не понят.
Антон
10.09.2022 00:53
В начале, хочу поблагодарить обстоятельства, пришедшие меня на этот сайт и познакомиться с гениальным творчеством Иосифа Бродского. Для меня он оказался действительно гением. Прочитав три его произведения, я уже без сомнения могу сказать, что он без сомнения останется моим любимым автором. Жаль только тех людей которые пишут комментарии, не понимая заложенной сути. Автор говорит о человеческом эгоизме, который превосходит над творением Всевышнего.. Комната — это созданное человеком, а что за её пределами _ создание Бога. Вот так мы и живём, плача за грехи Адама, как написано в Библии….
Владимир
21.08.2022 13:33
Отчаянно беспомощная рецензия. С такими оъяснялами дальше «во саду ли, в огороде…» не продвинешься.
Светлана
07.06.2022 20:54
Очень актуально в период пандемии.
Руслан
11.05.2022 13:37
Муть, конечно, однако, 25/17 создали по мотивам этого произведения замечательную песню, какой-никакой плюс.
Мария
17.03.2022 20:48
Честно, многое мне не нравится в этом стихотворении, но здесь же больше о чувствах и творчестве другого человека, правда? Очень сильный текст, потому что здесь правда, переживания человека. Здесь боль, жажда, как мне кажется, по счастью, которая бессмысленна (толи отчаянно автор так написал, толи он правда так считает).
Не выходи из комнаты, не заводи «мотора» — не заводи, негде разогнаться ведь, потому что пространство — коридор, а в конце счетчик.
Он пишет, что не нужно выходить куда-то, чтобы потом вернуться, тем более изувеченным. Он был измучен; много ран, боли. Просто надень пальто на голое тело, туфли на босу ногу — грустная картинка. Слейся в итоге с обоями, забаррикадируйся от всего.
Стон, запрос на ответ, который разрешил бы все это горе…
Вот и я иногда не хочу выходить из своей комнаты и квартиры (из зоны комфорта), а когда долго гуляешь на улице то уже хочется домой в не огромность своего жилища, где иногда я не хочу никого и ничего не видеть и не слышать, зарывшись в себя самого и наедине со своим я или эго вдали от всего суетного и мирского (и слеп, как Гомер, и глух, как Бетховен) в изоляции.
Если немного переделать на современный лад, то очень актуально
… Зачем тебе улица, если есть компьютер
За дверью бессмысленно всё
Особенно возглас счастья
Только в уборную и сразу же возвращайся
О, не выходи из комнаты, не посещай театр
Потому что пространство сделано из экрана монитора.
А если войдёт живая милка пасть разевая. Выгони не раздевая..
Не во всех, но в некоторых сёлах были люди, которых называли бирюк, они селились немного на отшибе или на краю. Муж моей тёти Шаров уже не мог жить в избе среди домашних и ушёл жить в баню ( «Не выходи из бани»). Поэт Михалков(автор гимна) приезжал на дачу, но из машины не выходил, чтоб не общаться с внуками ( «Не выходи из авто»). Поэт был из таких и отразил свои чувства в сумбурном тексте. К счастью таких очень мало и нам, которых много, можно им посочувствовать, но страдать не мешать, из бани, комнаты и авто не пытаться вытащить.
Кто писал этот анализ? Человек, не знающий Бродского, поэзии Бродского и советской действительности?
1.Бродский скорее параллелен советской идеологии, чем неприязен. 2.В его стихах не найдешь антисоветчины, за исключением нескольких стихов в СИЗО/о СИЗО (во всяком случае в советском периоде; американский мне почти не знаком); за глубокими личными переживаниями он посчитал бы это низкосортной банальщиной.
3. Для Бродского характерна поэтика жилья (дом, стены, мебель, вид из окна и т.п.), ее «очеловечивания» жильцом.
4. Никакой загнанности на кухни с боязнью общественного пространства у советских граждан 1970-х не было; это был дозволенный, часто анекдотичный трёп, невозможный в период репрессий.
Может анализ и верен, но в далёком от Бродского 2020м году это стихотворение воспринимается как гимн, манифест интровертов
Какой смысл вложил? что имел ввиду? — никто не узнает, да и сам Бродский вряд ли думал о чём-то конкретном… Скорее всего засиделся в чётырёх стенах так, что и выйти уже нет желания, и он ругает себя за это…
Сидишь и думаешь стихами,
И вспоминаешь всякий раз,
Как посвящала я их маме,
Как засидевшись в поздний час,
Стихами о любви мечтала
Стихами пела о весне,
Стихами Мурку я ласкала,
В стихах писала о судьбе.
Не о своей, конечно, общей.
Как я могла тогда узнать,
Что жизнь переперчённый борщик,
Что жизнь – работа и кровать.
Но рифма пела, ритму вторя –
Я подружилась с ними вмиг –
И молодые чувства морем
На белый лист стихом лились…
…… 29.10.2022 год… 11:33 час…
Думаю, что если бы Бродского система не сделала бы диссидентом, сейчас бы о нем как о поэте никто бы и не вспоминал. Мне стихи Бродского не нравятся.
Супер! Столько юмора! Так подтрунивать над самим собой, иронизировать над своей ипохондрией!.. Охр*нительно точно!!!
Бред сумасшедшего, не иначе.
Отличное стихотворение. Много слоев. Несколько удручает критический разбор к нему. Привязывать великого к чему-то антисоветскому — достаточно убогая позиция. Судя по всему критиком Бродский не понят.
В начале, хочу поблагодарить обстоятельства, пришедшие меня на этот сайт и познакомиться с гениальным творчеством Иосифа Бродского. Для меня он оказался действительно гением. Прочитав три его произведения, я уже без сомнения могу сказать, что он без сомнения останется моим любимым автором. Жаль только тех людей которые пишут комментарии, не понимая заложенной сути. Автор говорит о человеческом эгоизме, который превосходит над творением Всевышнего.. Комната — это созданное человеком, а что за её пределами _ создание Бога. Вот так мы и живём, плача за грехи Адама, как написано в Библии….
Отчаянно беспомощная рецензия. С такими оъяснялами дальше «во саду ли, в огороде…» не продвинешься.
Очень актуально в период пандемии.
Муть, конечно, однако, 25/17 создали по мотивам этого произведения замечательную песню, какой-никакой плюс.
Честно, многое мне не нравится в этом стихотворении, но здесь же больше о чувствах и творчестве другого человека, правда? Очень сильный текст, потому что здесь правда, переживания человека. Здесь боль, жажда, как мне кажется, по счастью, которая бессмысленна (толи отчаянно автор так написал, толи он правда так считает).
Не выходи из комнаты, не заводи «мотора» — не заводи, негде разогнаться ведь, потому что пространство — коридор, а в конце счетчик.
Он пишет, что не нужно выходить куда-то, чтобы потом вернуться, тем более изувеченным. Он был измучен; много ран, боли. Просто надень пальто на голое тело, туфли на босу ногу — грустная картинка. Слейся в итоге с обоями, забаррикадируйся от всего.
Стон, запрос на ответ, который разрешил бы все это горе…