Иосиф Бродский — На смерть Жукова

A A A+

Вижу колонны замерших внуков,
гроб на лафете, лошади круп.
Ветер сюда не доносит мне звуков
русских военных плачущих труб.
Вижу в регалиях убранный труп:
в смерть уезжает пламенный Жуков.

Воин, пред коим многие пали
стены, хоть меч был вражьих тупей,
блеском маневра о Ганнибале
напоминавший средь волжских степей.
Кончивший дни свои глухо в опале,
как Велизарий или Помпей.

Сколько он пролил крови солдатской
в землю чужую! Что ж, горевал?
Вспомнил ли их, умирающий в штатской
белой кровати? Полный провал.
Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? «Я воевал».

К правому делу Жуков десницы
больше уже не приложит в бою.
Спи! У истории русской страницы
хватит для тех, кто в пехотном строю
смело входили в чужие столицы,
но возвращались в страхе в свою.

Маршал! поглотит алчная Лета
эти слова и твои прахоря.
Все же, прими их — жалкая лепта
родину спасшему, вслух говоря.
Бей, барабан, и военная флейта,
громко свисти на манер снегиря.

Анализ стихотворения «На смерть Жукова» Бродского

Анализ стихотворений Анализ стихотворений Бродского Иосиф Бродский - Стихи о войне Стихи о войне Стихи о смерти Стихи русских поэтов классиков
Понравилось? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

42 комментариев
новее
старее
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Весть о кончине прославленного Советского полководца времен Отечественной войны застала Иосифа Бродского за границей, где в это время проживал поэт, находящейся в вынужденной эмиграции.
Он откликается на смерть Жукова одой, подобно Державину, написавшему оду «Снигирь» на смерть Александра Васильевича Суворова. Тем Бродский ставит в один ряд с Суворовым Жукова, что особенно подчеркивается в последних строках стиха.

«Бей барабан и военная флейта,
громко свисти на манер снегиря».

Жуков также напоминает поэту о военном гении Ганнибала, опальной судьбой Велизария и Помпея.

Он говорит о Жукове как о спасителе России, и хотя его скорбь об утрате ни так явно выражена как в державинском стихе, горечь о ней сквозит в строках Бродского.

,,,Ветер сюда не доносит мне звуков
Русских военных плачущих труб

…К правому делу Жуков десницы
Больше уже не приложит в бою…

.. поглотит алчная Лета…

Здесь и сожаление о тяжкой судьбе полководца,
отстраненного от дел, служения Отечеству, преданного опале.

Третья строфа стихотворения —
внутренний диалог поэта с маршалом, принимавшим бремя ответственности тяжелых решений за судьбу России и сотен тысяч солдат, погибающих на полях сражений.

…Сколько он пролил крови солдатской
в землю чужую! Что ж горевал?…

Конечно, горевал.

,,,Вспомнил ли их умирающи в штатской
белой кровати?

Несомненно.

Из чего это следует?
Из слов:
Полный провал.

Это не оценка Бродского деятельности военноначальника, сколько предположение того, как мог оценивать
маршал, цену выигранных битв.
Цена велика, жертвы многочисленны, но это — цена Победы.
И мы не знаем, была бы она, если бы не пришлось ее заплатить.

Поэт задается вопросом:
«Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? И отвечает от лица полководца: «Я воевал».

То есть он исполнял свой долг, делал то, что и должен делать Воин.

Адская область – это не ад в христианской традиции, а подземное царство Аида в представлении античности, куда попадают все смертные .

Маршал! Поглоти алчная Лета
эти слова и твои прахоря
Все же прими их — жалкая лепта
родину спасшему, вслух говоря.

Критики также привязались к словам:
«вслух говоря».
Чтобы лучше понять смысл замените их расхожим выражением «кстати сказать» или «если признаться» и т.п.
Это стихотворение, увековечившее день памяти Георгия Константиновича Жукова, вызвало и продолжает вызывать массу негативных, оскорбительных комментариев в адрес Бродского, отдавшего дань уважения прославленному герою Великой Отечественной войны — Воину, Маршалу, Жукову.
За что поносите поэта?

Весть о кончине прославленного Советского полководца времен Отечественной войны застала Иосифа Бродского за границей, где в это время проживал поэт, находящейся в вынужденной эмиграции.
Он откликается на смерть Жукова одой, подобно Державину, написавшему оду «Снигирь» на смерть Александра Васильевича Суворова. Тем Бродский ставит в один ряд с Суворовым Жукова, что особенно подчеркивается в последних строках стиха.

«Бей барабан и военная флейта,
громко свисти на манер снегиря».

Жуков также напоминает поэту о военном гении Ганнибала, опальной судьбой Велизария и Помпея.

Он говорит о Жукове как о спасителе России, и хотя его скорбь об утрате ни так явно выражена как в державинском стихе, горечь о ней сквозит в строках Бродского.

,,,Ветер сюда не доносит мне звуков
Русских военных плачущих труб

…К правому делу Жуков десницы
Больше уже не приложит в бою…

.. поглотит алчная Лета…

Здесь и сожаление о тяжкой судьбе полководца,
отстраненного от дел, служения Отечеству, преданного опале.

Третья строфа стихотворения —
внутренний диалог поэта с маршалом, принимавшим бремя ответственности тяжелых решений за судьбу России и сотен тысяч солдат, погибающих на полях сражений.

…Сколько он пролил крови солдатской
в землю чужую! Что ж горевал?…

Конечно, горевал.

,,,Вспомнил ли их умирающи в штатской
белой кровати?

Несомненно.

Из чего это следует?
Из слов:
Полный провал.

Это не оценка Бродского деятельности военноначальника, сколько предположение того, как мог оценивать
маршал, цену выигранных битв.
Цена велика, жертвы многочисленны, но это — цена Победы.
И мы не знаем, была бы она, если бы не пришлось ее заплатить.

Поэт задается вопросом:
«Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? И отвечает от лица полководца: «Я воевал».

То есть он исполнял свой долг, делал то, что и должен делать Воин.

Адская область – это не ад в христианской традиции, а подземное царство Аида в представлении античности, куда попадают все смертные .

Маршал! Поглоти алчная Лета
эти слова и твои прахоря
Все же прими их — жалкая лепта
родину спасшему, вслух говоря.

Критики также привязались к словам:
«вслух говоря».
Чтобы лучше понять смысл замените их расхожим выражением «кстати сказать» или «если признаться» и т.п.
Это стихотворение, увековечившее день памяти Георгия Константиновича Жукова, вызвало и продолжает вызывать массу негативных, оскорбительных комментариев в адрес Бродского, отдавшего дань уважения прославленному герою Великой Отечественной войны — Воину, Маршалу, Жукову.
За что поносите поэта?

Бродский ставит в один ряд с Суворовым Жукова, что особенно подчеркивается в последних строках стиха.

«Бей барабан и военная флейта,
громко свисти на манер снегиря».

Жуков также напоминает поэту о военном гении Ганнибала, опальной судьбой Велизария и Помпея.

Он говорит о Жукове как о спасителе России, и хотя его скорбь об утрате ни так явно выражена как в державинском стихе, горечь о ней сквозит в строках Бродского.

,,,Ветер сюда не доносит мне звуков
Русских военных плачущих труб

…К правому делу Жуков десницы
Больше уже не приложит в бою…

.. поглотит алчная Лета…

Здесь и сожаление о тяжкой судьбе полководца,
отстраненного от дел, служения Отечеству, преданного опале.

Третья строфа стихотворения —
внутренний диалог поэта с маршалом, принимавшим бремя ответственности тяжелых решений за судьбу России и сотен тысяч солдат, погибающих на полях сражений.

…Сколько он пролил крови солдатской
в землю чужую! Что ж горевал?…

Конечно, горевал.

,,,Вспомнил ли их умирающи в штатской
белой кровати?

Несомненно.

Из чего это следует?
Из слов:
Полный провал.

Это не оценка Бродского деятельности военноначальника, сколько предположение того, как мог оценивать
маршал, цену выигранных битв.
Цена велика, жертвы многочисленны, но это — цена Победы.
И мы не знаем, была бы она, если бы не пришлось ее заплатить.

Поэт задается вопросом:
«Что он ответит, встретившись в адской
области с ними? И отвечает от лица полководца: «Я воевал».

То есть он исполнял свой долг, делал то, что и должен делать Воин.

Адская область – это подземное царство Аида в представлении античности, куда попадают все смертные .

Маршал! Поглотит алчная Лета
эти слова и твои прахоря
Все же прими их — жалкая лепта
родину спасшему, вслух говоря.

Критики также привязались к словам:
«вслух говоря».
Чтобы лучше понять смысл,замените их расхожим выражением «кстати сказать» или «если признаться» и т.п.
Это стихотворение, увековечившее день памяти Георгия Константиновича Жукова, вызвало и продолжает вызывать массу негативных, оскорбительных комментариев в адрес Бродского, отдавшего дань уважения прославленному герою Великой Отечественной войны — Воину, Маршалу, Жукову.
За что поносите поэта?

Прочитайте стих хотя бы чтоб выводы делать какие-то. Написано же: «жалкая лепта спасшему родину». О чем вы вообще все пишете? Стихотворение пропитано честным уважением к умершему

Как можно серьезно относиться к словам комментаров, которые в своих аргументациях ссылаются на национальность (Бродского)? Как вообще можно с ними поддерживать беседу и что-то им объяснять и доказывать?

Товарищи, предлагаю всем вам прочитать книгу Суворова «Маршал Беды». Вам будет сначало больно, потом интересно и наконец наступит облегчение и вы уже не будете осуждать еврея Бродского за его шалость в отношении «великого» полководца. Бродский стихотворением как раз любит Жукова, он не может его не любить, ну подумайте сами. Вот Суворов Жукова точно не любит и вы знаете есть за что.

А что Вы хотите от Бродского, который банально пишет, кто победил возможно может греки»? И дальше банальности «так победить могли бы только греки».

Мерзкое послевкусие от стишка.. это не стихи, а стишки. И по слогу, и по содержанию. Выплеск диссидентской желчи. Низко и подло поливать издалека грязью величайшего человека, спасшего самого Бродского и тысячи евреев. Позорно с его корнями не отдавать дань хотя бы одному этому факту. Жизнь все расставила по местам. Жуков был, есть и останется национальной гордостью и героем. А Бродский кто? Диссидент и предатель. А ещё и поэт, как некоторые считают

Это плевок в лицо Жукову, это плевок в лицо всех кто защищал нашу Родину. Не понимаю тех кто в этом произведении пытается найти двойной смысл. Смысл здесь один. Автор просто обвиняет Жукова в том что он командовал, обвиняет Союз в том что победил эту фашисткую мразь. И искрене сожалеет фашистам «хоть меч был вражьих тупей».
Бродский буржуазная тварь, мразь. Я сожалею, что это преподают в школе.

как у нас любят ,чтобы по шерстке-наследие большевизма

Как же сложно, неприятно его читать. Будто издевается над языком и читателем, либо просто не хватает скилла.

Во как коммуняк на комментарии прорвало! ) Да, все что было в совке все было идеально, и когда воевали используя солдат как пушечное мясо то этого не было. Где же вас зомбируют то всех или тролли с методичками пишут?
Стих Бродского прекрасно передает образ и отношение поэта к полководцу — благодарность без замалчивания нелицеприятной реальности.

Даже не буду говорить, что подленько писать еврею о полководце, чей труд спас и его от фашизма, впрочем, это не моя мысль. Стих с претензией, автору не хватает русского языка, чувствуется желание диседента написать в угоду новым хозяевам. Я специально сел и весь вечер читал стихи Бродского — очень на любителя, надо сказать. Унылое творчество, как «доктор Живаго (мертвяго)» у Пастернака.

Про «умышленно введённые несуществующие детали». Их тут не так уж и мало, а это вообще-то диверсия в отношении потомков. Жуков умер от инсульта будучи в коме в больнице, а не дома, и много перед этим пострадал от него. Тьфу, гадкий какой пересмешник этот Бродский! Всё исковеркал…

««Все же, прими их»: здесь уже дрогнувшая интонация. «Родину спасшему»: автор вполне искренен» — а я не уверен. Если Бродский и вправду не был шизофреником, то «вслух говоря» звучит как подтверждение негативного отношения к полководцу, ведь «Родину спасшему» говорится вслух, как бы для виду. К тому же было бы неестественно поливать человека грязью, а потом вдруг резко признать его заслуги. А » Он благодарен за оборону Ленинграда (поэт сам с родителями был в городе)» — вовсе и не Жукову он мог быть благодарен, а солдатам, снимавшим блокаду (как оно скорее всего и было, раз такое отношение к маршалу); «за низвержение Л. Берии» — тут ещё больше поводов для сомнений. «…и военная флейта,
громко свисти на манер снегиря» — а вот это мне вообще напоминает тонкую насмешку.
В таком ключе стих становится гораздо понятнее и однозначнее. На мой взгляд.

А в опалу кстати Жуков попал лишь из-за опасений, что будто бы он имеет слишком большое влияние на людей и может захватить власть в СССР. Это человек-то столько лет верой и правдой служивший Родине… И конечно же автор не удосужился об этом узнать, он то лучше знал.

Бродский слишком много на себя взял. Он что, военный гений, чтоб о таком судить? Наверное лучше бы войсками смог управлять? Интересно, он в курсе вообще был, что страна не была готова к войне? Что войн без потерь не бывает? Что без потерь можно было только в рабы записаться? Я уверен, что автор и близко не был знаком с биографией маршала. Жуков был действительно одарённым, он вообще из деревни на такую высоту поднялся благодаря таланту. А про «в белой кровати»? Автор в жизни не ощущал на себе такой обстановки, что была в Ставке, в генштабе вначале войны особенно. При Сталине тем более. Все кто с ним даже просто встречались, ощущали невольный трепет, а Жуков работал на его глазах. И ещё: у маршала болезнь ноги какая уж не помню была до самой смерти, а он и виду старался не подавать, хотя к старости боли адские были. Этот человек и на передовую не смущался выезжать, он не был тем, что думал автор, тем, что мы можем видеть сейчас у нас. Жуков знал, что делает, когда управлял войсками, и по другому было нельзя. А о начале войны Бродский неужели не соизволил знать, что коммуникации между частями армии не было почти совсем, благодаря работе авиации и фашистских диверсантов?
Мой итог: стих действительно к о р я в ы й. У автора что-то либо со знанием дела плохо, либо личное что-то защемило, ну или он сам до конца не определился как-то…