Эти бедные селенья,
Эта скудная природа —
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной.
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде царь небесный
Исходил, благословляя.
Анализ стихотворения «Эти бедные селенья» Тютчева
Фёдор Иванович Тютчев — известный русский писатель и лирик, заслуженно признанный классиком. Его поэзия отличается единством тем и образов, а его стихотворения некоторые называют «фрагментами», как будто они — части одного большого целого — вся поэзия Тютчева.
Стихотворение «Эти бедные селенья» относится к политической лирике. Оно написано 13 августа 1855 года и отражает взгляд поэта на состояние страны. На момент написания произведения крепостное право в России ещё не было отменено, что отразилось на творчестве. Тютчев в завуалированной форме говорит о смиренной терпимости русского народа и о неспособности противостоять власти. Русский народ беден и несвободен, а страна истощена.
Несмотря на политическую тему стихотворения, Тютчев использует христианские мотивы и образ Христа, называя его «царём небесным». Он говорит этим, что у России есть свой неповторимый путь, а русский народ озарён «тайным» светом, который представляет собой глубокое религиозное чувство, веру, патриархальность, что свойственно русским людям. Одна из главных мыслей Тютчева в этом произведении заключается в том, что русских людей, кротких и смиренных по своей природе, спасает их терпение, их надежда и вера в свет.
Стихотворение написано четырёхстопным хореем, а рифма здесь перекрёстная и в основном женская. Всё произведение строится на иносказаниях («в рабском виде царь небесный»). В качестве выразительных средств используются метафоры, эпитеты («край долготерпенья», «наготе смиренной», «взор иноплеменный» ) и перифразы («крестная ноша», «царь небесный»), а также ярко просматривается противопоставление «родного» и «инороднего».
С первых строк поэт призывает увидеть окружающую людей действительность. Селенья в глазах лирического героя, который отражает взгляд самого Тютчева, «бедные», природа — «скудная». Однако восклицание «Край ты русского народа!» явно даёт понять, что герой любит свою страну и свой народ и даже восхищается ими. Во второй строфе автор завуалированно сравнивает «смиренную наготу» нашей страны с «гордым взором иноплеменным».
Лирическое произведение Фёдора Тютчева «Эти бедные селенья» раскрывает поэта с неожиданной стороны. Здесь мы видим классика не как исследователя внутреннего мира человека, мира чувств, но как художника-гуманиста, который изучает и рисует разные аспекты человеческой жизни, и в этом стихотворении ярко отражено гнетущее чувство несправедливости.
Стихотворение хорошее и позитивное. И мысль мне понравилась. Многострадальная Россия. Только, что изменилось с тех пор в этих селениях, сёлах, деревнях и посёлках??? Почти что ничего. До сих пор не во всех деревнях есть газ, свет… Старые ветхие дома, плохие дороги, колодцы отравлены, закрывают последние школы и больницы, работы нет и люди либо спиваются, либо у кого есть возможность уезжают жить в города. Сколько брошенных деревень по России. Можно конечно не замечать весь этот негатив и говорить, что у нас всё хорошо. Но факты упрямая вещь. И я, как поэт не мог не откликнуться. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.
Алексей Баталов 4.
И невольно давит душу
Бесконечная печаль.
К. Бальмонт
В какую б сторону вам не пришлось бы ехать:
Хоть ближе к Северу, хоть в дальний Южный край
Везде одну придётся зреть картину
И ты её как хочешь называй.
Везде леса куда ни взглянешь оком,
Везде поля, так бесконечна Русь…
И в этом небе чистом и широком
В нём затаилась дремлющая грусть.
И деревнях такие же людишки,
Всё тот же склад, бескрайняя тоска…
и вдоль дорог убогие домишки
Те, что остались, стоят ещё пока.
Как будто прошлое вернулось к нам обратно.
Как будто вновь примчалась к нам война.
Но, что ушло казалось безвозвратно
Ты вновь узришь, как в прежние года.
Очень хорошее стихотворение! Мне очень понравилось! Прямо вообще класс!
мне казалось, что век махрового материализма уже канул в лету. Ан нет. Такой коммунистический разбор стихотворенья верующего христианина Федора Тютчева. Его поэзия-переживания верующего человека.
ну хоть кто-то понял, уже радует.
Фёдор Иванович был в первую очередь дипломат, чиновник и тайный советник. Как и все в то время он естественно верующий христианин, но не фанатик. Больше даже склонялся к атеизму и религиозные течения он рассматривал скорее в философском контексте.
+100500.
Именно о таких «анализах» стихотворений и были Тютчевым написаны строчки:
Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный
Слава Богу, что среди нас кто-то ещё понимает и замечает.
вау .очень понравилось
Класс это класс
Видел фотографии Поволжья во время голода 20-е годы 20в. Полуразваленные дома с полусгнившими соломенными крышами и люди ,главное люди и их глаза .Возможно ,Федор Тютчев был в подобных местах ,не в лучшие времена.
А вы всё о природе,стадо…Ничего не изменилось,всё осталось на месте.Такие же бедные селенья,да и царь как к рабам относится.Россию умом не понять-это уж точно,актуально как и 200 лет назад
дураки как были, так и будут трактовать так, как им хочется видеть. Здесь православный мотив, а не материалистический. Чтобы знать такое раб и небесный царь и почему все мирское для христиан бедное и скупое по определению надо читать священное писание.
необычно
Со смыслом
Таких красивых мест в природе, как в России, нужно еще поискать. В корне не согласна с формулировкой — «скудная». Интересно, где он находился, когда ваял эти строки? В каком бедном селении?
Действительно, всё так и есть по сей день во многих деревнях. Немного не соглашусь, что природа скудная, но видимо был под впечатлением от каких-то мест Тютчев.
Наша природа действительно поцелованная Богом, столько красоты, абсолютно разной и все равно родной!