Если внуки веселы,
Бабушка – подавно:
– Ишь, щебечут, как щеглы,
До чего же славно!
Если внуки есть хотят,
Бабушке — отрада:
– Пусть сидят, пусть едят,
Подрастать им надо!
Если внуки вышли в сад,
Бабушка в тревоге:
– Ну как дождь или град –
Ведь промочат ноги!
Если внуки спать легли,
Бабушка не дышит:
– Баю-баю-люли,
Тише, тише, тише!
Чистота, тишина,
Теплота, дремота…
Вот какая она –
Бабушка-забота!
Ну, а вы каковы?
Как там с бабушкою вы?
Анализ стихотворения «Бабушка-забота» Благининой
«Бабушка-забота» Елены Александровны Благининой неоднократно переиздавалась и отдельной книгой, и в составе коллективных сборников. Иллюстрировали историю художники Ф. Лемкуль, Т. Александрова, В. Горбачев.
Стихотворение создано не позднее 1974 года. Поэтессе в эту пору чуть за семьдесят, она классик советской детской литературы, автор множества сборников стихов, в том числе, и для взрослой читающей публики, мемуаристка, хранитель творческого наследия своего мужа поэта Г. Оболдуева, переводчица. В жанровом отношении – ода бабушкам, рифмовка перекрестная, в финале – смежная, 6 строф (последняя – двустишие). Есть открытые и закрытые рифмы. Лексика живая, просторечная. Построено стихотворение на приеме параллелизма. Веселье и хороший аппетит внуков прибавляют радости их бабушке. Большинство строф начинается с анафоры, условия: если. Передается также прямая речь (или внутренний монолог) лирической героини, сдобренная характерными особенностями, словечками, оборотами: ишь, ну как дождь, до чего славно. Ласковое сравнение: как щеглы (певчая птичка, распевает громко, звонко и задорно). Лексические повторы подчеркивают трепетность отношения героини к детям: пусть едят. Однако малейший выход ребятишек из зоны внимания вызывает у нее тревогу. Даже прогулка в саду кажется опасной, ведь могущество бабушки не безгранично. Дождь или град, промокшие ножки, а потом простуда, кашель. Охраняет она и сон умаявшихся внуков. Здесь вступает в свои права колыбельная. Самая настоящая, бабушкина. Конечно, по мотивам устного народного творчества: баю-баю, люли (мягкие звуковые формулы). Простительная гипербола: не дышит (то есть, старается не потревожить детский сон). Трижды повторенное «тише» звучит как заклинание, обращенное чуть ли не ко всему миру – угомониться, помолчать, не будить. Предпоследнее четверостишие открывают слова, которые стойко ассоциируются с жизнью в бабушкином доме: чистота, дремота, теплота. У поэтессы рождается своеобразный неологизм, двойное слово, ставшее названием всего стихотворения. Заключительное двустишие похоже на мораль. Автор задает ребятам резонный вопрос: а вы каковы? (собственно, здесь еще внутренняя рифма, звукопись). Что видит в ответ на свою заботу героиня стихотворения? Помнят ли ее те, кого она помогала растить? Интонация в стихах сердечная, чуть деловитая.
«Бабушка-забота» Е. Благининой – наглядный урок внимания, попечения о близких, пример семейственности, связи поколений.
5 с + нельзя поставить можно поставить 5 но если можно я бы поставила 1000/5 вот
Самые лучшие стихи учите и выступайте
Я бы поставила 5+
вобще сказка крутая
мне очень понравилось
Длинновато 4 звезды
это не длинно ты не знаешь еще повесть Николая Носова «Весёлая семейка» и тогда поймешь что это вообще не длинно
класс!!!
хорошо 5+
мне понравился стих
мне понравился стих.
Очень милый стих)
Спасибо
Очень приятно читать! Теперь хочу Пушкина))))))
очень интересная!
очень интересно и позитивно
Я этот стих читаю своему сыну перед сном, малыш слушает с интересом и легко засыпает, как колыханка
Как же я любил в детстве проводить выходные у бабушки! У нее были самые вкусные пирожки на свете))
Позитивный, добрый стих. Сразу вспомнила своё детство! Наши милые, добрые бабушки… Огромное спасибо им за заботу! И спасибо автору за навеянные добрые воспоминания.
очень интересно