Эдуард Багрицкий — Смерть пионерки: Стих

Смерть пионерки

Грозою освеженный,
Подрагивает лист.
Ах, пеночки зеленой
Двухоборотный свист!

Валя, Валентина,
Что с тобой теперь?
Белая палата,
Крашеная дверь.
Тоньше паутины
Из-под кожи щек
Тлеет скарлатины
Смертный огонек.

Говорить не можешь —
Губы горячи.
Над тобой колдуют
Умные врачи.
Гладят бедный ежик
Стриженых волос.
Валя, Валентина,
Что с тобой стряслось?
Воздух воспаленный,
Черная трава.
Почему от зноя
Ноет голова?
Почему теснится
В подъязычье стон?
Почему ресницы
Обдувает сон?

Двери отворяются.
(Спать. Спать. Спать.)
Над тобой склоняется
Плачущая мать:

Валенька, Валюша!
Тягостно в избе.
Я крестильный крестик
Принесла тебе.
Все хозяйство брошено,
Не поправишь враз,
Грязь не по-хорошему
В горницах у нас.
Куры не закрыты,
Свиньи без корыта;
И мычит корова
С голоду сердито.
Не противься ж, Валенька,
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

На щеке помятой
Длинная слеза…
А в больничных окнах
Движется гроза.

Открывает Валя
Смутные глаза.

От морей ревучих
Пасмурной страны
Наплывают тучи,
Ливнями полны.

Над больничным садом,
Вытянувшись в ряд,
За густым отрядом
Движется отряд.
Молнии, как галстуки,
По ветру летят.

В дождевом сиянье
Облачных слоев
Словно очертанье
Тысячи голов.

Рухнула плотина —
И выходят в бой
Блузы из сатина
В синьке грозовой.

Трубы. Трубы. Трубы
Подымают вой.
Над больничным садом,
Над водой озер,
Движутся отряды
На вечерний сбор.

Заслоняют свет они
(Даль черным-черна),
Пионеры Кунцева,
Пионеры Сетуни,
Пионеры фабрики Ногина.

А внизу, склоненная
Изнывает мать:
Детские ладони
Ей не целовать.
Духотой спаленных
Губ не освежить —
Валентине больше
Не придется жить.

— Я ль не собирала
Для тебя добро?
Шелковые платья,
Мех да серебро,
Я ли не копила,
Ночи не спала,
Все коров доила,
Птицу стерегла,-
Чтоб было приданое,
Крепкое, недраное,
Чтоб фата к лицу —
Как пойдешь к венцу!
Не противься ж, Валенька!
Он тебя не съест,
Золоченый, маленький,
Твой крестильный крест.

Пусть звучат постылые,
Скудные слова —
Не погибла молодость,
Молодость жива!

Нас водила молодость
В сабельный поход,
Нас бросала молодость
На кронштадтский лед.

Боевые лошади
Уносили нас,
На широкой площади
Убивали нас.

Но в крови горячечной
Подымались мы,
Но глаза незрячие
Открывали мы.

Возникай содружество
Ворона с бойцом —
Укрепляйся, мужество,
Сталью и свинцом.

Чтоб земля суровая
Кровью истекла,
Чтобы юность новая
Из костей взошла.

Чтобы в этом крохотном
Теле — навсегда
Пела наша молодость,
Как весной вода.

Валя, Валентина,
Видишь — на юру
Базовое знамя
Вьется по шнуру.

Красное полотнище
Вьется над бугром.
«Валя, будь готова!» —
Восклицает гром.

В прозелень лужайки
Капли как польют!
Валя в синей майке
Отдает салют.

Тихо подымается,
Призрачно-легка,
Над больничной койкой
Детская рука.

«Я всегда готова!» —
Слышится окрест.
На плетеный коврик
Упадает крест.
И потом бессильная
Валится рука
В пухлые подушки,
В мякоть тюфяка.

А в больничных окнах
Синее тепло,
От большого солнца
В комнате светло.

И, припав к постели.
Изнывает мать.

За оградой пеночкам
Нынче благодать.

Вот и все!

Но песня
Не согласна ждать.

Возникает песня
В болтовне ребят.

Подымает песню
На голос отряд.

И выходит песня
С топотом шагов

В мир, открытый настежь
Бешенству ветров.

Анализ стихотворения «Смерть пионерки» Багрицкого

Поэма «Смерть пионерки» Эдуарда Георгиевича Багрицкого впервые была опубликована на страницах журнала «Красная новь».

Стихотворение датируется 1932 годом. Поэту исполнилось 37 лет, еще в одесский период он стал известен своими стихами, в Гражданскую войну был привлечен к созданию агитационных плакатов, в 1925 году перебрался в Москву, где вступил в литературную группу конструктивистов. Поэт с детских лет был болен бронхиальной астмой и умер от ее обострения в 1934 году. В жанровом отношении – поэма, советская мистерия, по размеру – трехстопный хорей. В основе произведения – реальный случай с девочкой-подростком. Только все же не с Валей Дыко (хотя она и умерла от скарлатины), а с Верой Селивановой, деревенской пионеркой. Э. Багрицкому довелось присутствовать при разговоре умирающей Веры и ее матери. Девочке оставалось жить считанные часы, мать просила ее приложиться к семейной иконе – та отказалась. Диссонансом звучит эпиграф в духе классицизма. Впрочем, образ зеленой пеночки (кстати, такую птичку поэт держал в доме) – и образ девочки, и символ вечного обновления, движения, вопреки всему, даже смерти. Несмотря на героическое название стиха, причина смерти здесь самая обыкновенная: скарлатина. Однако под пером поэта она приобретает черты смерти за идеалы, счастье человечества. Словно из другого мира, более призрачного, чем являющиеся ей трубы и бессчетные отряды пионеров, приходит «плачущая мать». Все ей опостылело. Пришла, по сути, проводить дочку в последний путь, принесла с собой ее детский крестильный крестик. А в глубине души надеется и на чудо. Однако перед мысленным взором девочки плывут «тысячи голов» пионеров со всех концов столицы, свежие силы, которые будут брошены вперед за правое дело, как еще недавно «молодость бросила в поход» их отцов. Окропленная кровью земля принесла новые плоды, а сколько еще будет колоссальных перемен. Вале чудится, что сам гром говорит (кстати, библейский образ) ей пионерское приветствие. Она произносит заветный отзыв и салютует слабой рукой. О себе она уже не думает. Впрочем, и о матери тоже. Ей важно умереть пионеркой, стать частью погибших за светлое будущее, а не от скарлатины. Ее завораживает мощь коллективной энергии, разрыв с миром, который она, в общем-то, едва узнала, но считает отжившим, бесперспективным. Вера в себя и преданность идее – вот ее принципы. Потому и простые заботы, и мечты матери – лишь «скудные», пораженческие слова. «Красное полотнище» претендует на победу не только над бытом, обычным укладом жизни, но и над смертностью человека и мира. Под ним Вале и умирать не страшно, и за страну спокойно. «Вот и все!» — строка остается без рифмы, как вызов. Песня пеночки сливается с хором пионеров, готовых к штурму, восхождению и гибели. Эпитеты: смутные, ревучих, призрачно-легка. Инверсия: тлеет огонек, рухнула плотина. Метафоры: открывали незрячие, юность из костей. Сравнения: как галстуки. Каскады лексических повторов. Вопросы и восклицания. Лексика возвышенная и просторечная (в речах матери).

«Смерть пионерки» Э. Багрицкого – призыв к титаническим свершениям, к верности выбору. Движущей силой прогресса в поэме становится бессмертная молодость.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (44 оценок, среднее: 4,64 из 5)
Категории стихотворения "Эдуард Багрицкий — Смерть пионерки":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

87 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Судить поэтов прошлого…?вы кто.. и как вы смеете???

Это стихотворение читал папа, мне было 5 лет, я точно получила психотравму. Было ужасно жалко Валентину, жутко страшно заболеть скарлатиной. Валентина и скарлатина слились в единое целое. У меня была фантазия, что пионеры, как демоны, утянули эту девочку куда-то из жизни в смерть

Не вкоем мерении не не хочу умалять гениальность автора. Но стих депрессивный и последствия для девочек с именем Валентина печальные. Жизненный опыт

слово в устах гениального человека это

Не знаю,что плохого в этом стихотворении.Я когда училась в школе выучила этот стих полностью.

Прочитала отзывы. Они на столько разные, на сколько разные мы. Я сама со сцены когда-то читала это стихотворение. Оно действительно сильное, не убавить ни прибавить. Всё пропитано идеалами о светлом будущем, которое, кстати, так и не наступило. Светлые, прекрасные идеи так и не воплотились в жизнь…. Потому что всё ,что построено на крови и смерти, не может иметь под собой фундамента. Идеи светлые-пути воплощения античеловеческие. В принципе и добавить нечего. Пройдёт всё , а ВОЗЛЮБИ Бога и ближнего как самого себя не пройдёт.

В нас вкладывали презрение к мещанству.Современные люди вряд ли такое слово слышали,хотя являются мещанами в кубе в том значении этого слова.

Всё это было самое настоящее двуличие. С одной стороны в нас вкладывали презрение к мещанству, а с другой — все-таки всем хотелось и одеваться хорошо, и иметь хорошую мебель в доме. Вы что, забыли очередь за «стенками» и прочими польскими гарнитурами? Это базовые потребности.

багрицкому повезло.умер в 34-м.прожил бы еще 3-4 года-или сдох бы в лагерях,или бы прострелили башку на Коммунарке.

Идиот

агитка для швондеров

Как будто Швондер плохой человек

Это замечательное произведение советской эпохи. Отражает дух
времени! Поэзия воспитывала сильных духом,, беззаветно преданных своей стране людей — героев .

Понятно почему победили в войне , пережили блокаду, восстановили разрушенную страну.

а мы победили в войне?…..вы может имеете ввиду войну 1812-го года?….

Я согласна с вами!

Стихи и проза таких революционных поэтов и писателей как Багрицкий, Маяковский, Островский ( все на …ий) и им подобных мы в советское время, будучи пионерами и комсомольцами, воспринимали как должное, соответствующее принятой официальной государственной идеологии. Сегодня с позиций нашего времени читателями эти стихи ,,нового мира» оцениваются и воспринимаются иначе. В сегодняшних школьных программах по литературе ничего этого нет. Хорошо это или плохо??? Не знаю.

Не хочу ни с кем спорить.Восприятие стихов исходит от души,а если этого нет,что же тут поделаешь! Просто слишком многие видят мир из своей подворотни и не знают , что он велик и многообразен.Я с уважением и пониманием отношусь к творчеству Багрицкого и считаю,что таких поэтов нужно включать в школьную программу,а там пусть дети сами разбираются,что им ближе-поп или идеалы равенства и братства.

Ребятки метущие и лаящие побойтесь бога. этак вами наверняка будут сметены в дикой злобе и пушкин и ершов да и все вплоть до высоцкого. а просто подумать о времени багрицкого и о его стихе мозгов не хватает.жалко вас. пусть бог вас простит

Валяживи!
Есть похожие стихи???

Мне понравилось. Техника написания немного примитивная, зато образы жутко-завораживающие, прям как я люблю!

Я тоже когда-то была пионеркой…Но до чего же мерзкое и пафосное стихотворение. Не люблю Багрицкого, Асадова и прочих высокопарных бездарей.

Асадов — высокопарная бездарь? А вы точно его читали?

Они в это верили, жили этим и готовы были за это умереть. Мерзко ведут те, кто на этом воспитывался, пил из этого колодца, а теперь туда плюёт.

А как же бабушки тайком крестили детей коммунистов?

Артём, люди, читающие Багрицкого, помнящие своё прошлое и жившие в то время, по крайней мере, грамотные. Посмотрите здесь — почти все верующие люди — злобные, не принимающие ничего, кроме пустого фанатизма, который они называют верой в Бога. К сожалению, и вера в светлые идеалы коммунизма извращены сейчас, извращена и вера в Бога. И первые, и вторые идеалы извращены жадными разбойниками — а носят они рясу, или из бандитов стали «уважаемыми» дельцами-бизнесменами, неважно. Важно то, что народ сейчас неграмотный, нищий, незащищенный и перспектив у такой страны нет. Идеалы Багрицкого — идеалы нравственные и лишенные поклонения золотому тельцу. Господи, прости заблуждающихся. Дай нам всем немного любви и открой нам глаза.

Разве искренне верующий может ненавидеть ненависть удел религиозных фанатиков

Артем, ненависть это один из смертных грехов. Кстати, фашисты тоже сжигали не удостаивающие их нравственности книги. Так кто же Вы верующий или……?

Дело не в крестике, а в том, что мать говорит у постели дочери. Не о душе она думает, а о материальных вещах. Видимо и дочке тесно было в вечном накопительстве жить. А пионерия давала духовные ценности. Наставничество, помощь друг другу и так далее. А сейчас высоко духовные люди вместо того, чтобы помочь, на сотовый телефон снимают.

А что плохого в приданом, которое мать готовила для Вали? Девочкам испокон веков его собирали с малолетства. Судьба бесприданницы Ларисы, про которую мы учили в 9 классе, была весьма незавидной.

Потрясающее стихотворение. Никакая религиозность даже сравниться не может. Хоть и пожрал ныне народ этот самый душегубский крест. Но память о свободе и совести — не убить, не вытравить.
А умственно неполноценные, которые в своей тупой ненависти к народу все советское ненавидят… Ну, галоперидол им в помощь. Их ненависть убьет их самих.

эдуард багрицкий оскорбил мои чувства а я человек веруоющий я ненавижу багрицкого вот и пишу его имя с маленькой буквы долой оскорбление чувств верющих долой стихи багрицкого в нашей стране

артём, ты и своё имя с маленькой буквы написал. А от Багрицкого не убудёт.

Удивительное совпадение,Галина Польских родилась в тот же год когда книга увидела свет..,1939

Пересматривал «Дикая собака Динго» и как героиня Галины Польских Татьяна вместо басни рассказала этот стих,браво,это великолепно.

Хоррор по-советски. Смертные огоньки под кожей, грозно надвигающиеся демонические пионеры, восставшая из ада юность и говорящий гром. И это детям учить приходилось? Бррр

Не берусь судить,кто прав,кто нет,тоже читала и учила 50 лет назад,да вера и крестики были под запретом,тем более папа был коммунист.Вспомнила про него,когда увидела в инстагр. Отрывок про мальчиша-кибальчиша(очень похоже),но мы тогда про веру не знали(ну кто без бабушек жил),а про коммунизм не думали,просто девочку жалко,не знаю,с каким вообржением в нем можно разгглядеть мистику,заклинания? А то,что мы были пионерами,нас это сплачивало,были какие-то моральные устои,мы боялись,что за плохие поступки могут забрать пионерский галстук,нас учили дружить,помогать пожилым людям,и что в этом плохого? Я не говорю,что надо вернуть пионерию,пусть это по другому называется,лишь бы детей хорошему учили,в семьях некогда,учителям не надо,вот и надо какую то организацию,что бы организовывала! А стихотворение очень проникновенное!

Откуда то из памяти всплыли строки про скарлатину из под кожи щек… Нашел стих здесь, перечитал. Но мне кажется в школьной программе он все таки в сокращении был. А в полном издании, он действительно ужас навевает. Или мне показалось?!? Не имею права судить выше спорящих Сергея и Андрея. Скорее всего у них разница в возрасте. И людям воспитаным на старых жестких идеалах, очень трудно, а порой и невозможно так взять и переобуться в новые. Может и я такой же. Ну а новому поколению совсем не стоит глумиться и называть бесовскими идеи того поколения. Ведь люди того поколения родили и Вас… Не странно ли осуждать своих предков. Кто дал право такое. Какая вера сподвигла на это??? Если конечно есть вера у того, кто предков осудить взялся.

Это стихотворение вызывает какой то мистический ужас!!Прямо хоррор.И образы все жуткие,черные,толпы мрачных фанатичных зомби появляющиеся из ниоткуда и заслоняющие горизонт))все в крови и на костях что то зреет новое))какой кошмар,и это учили дети в школе,их готовили умереть за эту власть

Что я сейчас прочитала? Это же бред бредовый!

Во-во. «Пусть звучат постылые скудные слова». Это чьи слова постылые — матери, что ли? Той, которая надеется на чудо, что дочь выживет и молится за нее? Коротая приготовила ей приданое, ибо лет через 5-7 выдала бы замуж свою Валю? Это каким же циником был Багрицкий, что несчастную мать, потерявшую своего ребенка, оскорблял? А главное, всё это нам, Валиным ровесникам вдалбливали в голову в 80х годах.

Этим стихотворением и ещё многими другими Советская власть просто учила нас маленьких смерти не боятся и если потребуется сдохнуть за неё за эту власть под видом любви к Родине. Смело мы в бой пойдём за власть Советов и как один умрём в борьбе за это.( вариант выжить не рассматривается )

Не хочу полемизировать с Андреем на религиозные темы, да и бесполезно. «Какая мерзость!», «Бесовские идеалы!» Так и вижу, как он брызжет слюной, набивая эти строки. Наверное, недавно крестился; они все такие, новые адепты веры. Один единственный аргумент: это поколение Вали через десять лет примет на себя и вынесет всю тяжесть страшной войны, вынесет, победит и потом отстроит великую страну. Они, живущие в мороке, сделают это. А вы? А мы, не живущие в мороке, смогли бы? А?!

Да, в школе мы читали эти стихи, любили , наизусть заучивали, а вот своей внучке я не стала их читать, православная девочка очень трепетно относится к своему крестику и не поняла бы значение и смысл этих стихов. Наверное, всему свое время…

Все это стихотворение учили в школе. Мне оно очень нравится.

До сих пор знаю все наизусть, часто перечитываю, всему свое время правильно, но я считаю это даже историческое стихотворение, пронимает дрожь. Мне иногда кажется, что поэты прошлого времени знали какой-то стихотворный секрет, ничего подобного за 40 лет своей жизни я так и не слышу, все повтор того, что было когда-то у кого то, да и то это в лучшем случае. Склоняю голову перед классикой.

Стало что-то скучно,
Сил уж больше нет.
Мы решили дружно выйти в интернет: Много очень сайтов — Новостей букет, но достал нас стремный фееричный бред!

Секрет? Может быть, он в страдании? В том, что тогда действительно была тяжёлая жизнь, полная лишений. Так можно писать, только, когда сам выстрадал всё это, когда пишешь как будто кровью из своих жил. А сейчас… зажрались, зубы под анестезией сверлим. Тогда, блин, ноги без наркоза отпиливали, в туалет ходили на улицу, купались раз в неделю. Если сейчас такую жизнь устроить, тоже стихи польются.

А подумайте только, кто то до сих пор такой жизнью живет, и в туалет на улицу ходит, и зубы лечит без анестезии, и не потому, что он очень храбрый, а потому что условия дер…овые, и ему вряд ли придет в голову таким гордиться, есть реальный героизм, а есть показуха

Учили мы, начиная со строфы: «Нас водила молодость в сабельный поход» до
«Чтоб земля суровая
кровью изошла». Это самое лучшее в стихе. Всему своё время.

Да уж, одни войнушки на уме у советских и постсоветских людей. Лишь бы воевать непонятно с кем и плевать на родственные отношения ))). Одно лишь Валю извиняет — то, что она отдавала салют в бреду о сабельном походе и не отдавала себе отчета.

На уроках литературы эти стихи читали в усеченном виде. Потом на эти сокращенные стихи наложили музыку и получился ремикс (в интернете роликов до кучи)

А говорили его нельзя читать, потому что написан в виде заклятия)

Случайно вспомнились строки этого стихотворения, в свое время учили в школе,захотела перечитать, удивилась тому, что кто то тоже ностальгирует по прошлому!

Она маленькая была, прости ее Господи…

Сатанинские образы, а ведь в школе учили этот бред. Слава Богу, скоро им конец.

Да, точно. Мне вот только часть про молодость нравится. А вот когда в школе заставляли его учить, у меня эффект прямо противоположный был.

Отказалась от Бога, и умерла. Вот так.

А мне жаль мать Вали. Валя, упорная в своей вере, принимает испытание, не сдаётся. А остающаяся над холодеющим трупом дочки мать? Валя не думает о матери. Ей важно сохранить свои идеалы. Но это так по-детски эгоистично! Разве не правильнее было бы даже с точки зрения принятой тогда морали протянуть руку помощи своей страдающей матери, которая, да, может, верит в бога, а ты не веришь. Тем более, что ты не веришь. Не всё ли равно? Идеалы на одной чаше весов и страдания живого близкого человека — на другой. И самой было бы легче умирать, зная, что позволила матери испытать последнее средство. Может быть, мать бы, после смерти Вали и сама отреклась от веры, разочаровалась бы в ней. Так что, нет, поступок Вали не геройство, а детский показушный идеализм. Оправдывает её лишь то, что она всего лишь ребёнок и ей этот идеализм и должен быть свойственен. Думаю, что люди, включившие в программу это произведение, думали о таких вещах.

Нам этот стих задавали учить наизусть в 6 классе и отвечать на вопроосы, среди которых был «Какой подвиг совершила Валя?» А мы недоумевали: она же вроде скарлатиной болела, а не ходила строем с другими пионерами. Или она в прошлом это делала? И тут нам наша литераторша подсказала, что она-де умерла пионеркой, а не боговеркой, боролась за светлые идеалы. А потом училка раскритиковала мать Вали: и мещанка она, и кулачка )). Мол, и куры у нее, и свиньи, и корова — раскулачивать, мол, надо ее. А одно только упоминание о приданом и о фате, в которой Валя должна была пойти под венец, а не в загс )))

Ну, допустим, Валя в бреду видела все эти войнушки и салют отдала тоже в том же состоянии, а крестик упал на пол, и Валя тотчас же умерла. А вот мать ее по-человечески было жаль. Во-первых, не приведи бог терять своих детей, во-вторых, что плохого в приданом и фате? Она же заботилась о будущем дочери.

В общем, коммуняки извратили действительность: думай-де сначала о какой-то идеологии, а потом уж о матери, а всякое приданое — это-де пережиток мещанства. Тьфу!

больше 50 лет прошло, у нас в школе очень проникновенно читала девочка из параллельного класса,до сих пор помню.

Это стихотворение учила моя мама в школе. И помнит она его до сих пор. Задело за душу.

Моей маме тоже нравится этот стих, нам его с детства рассказывала

Грустно, раньше были идеалы, верность, честность, а сейчас в наших детях воспитывают извращенность и прочую гадость. Стих из моего детства. До сих пор он мне нравится.

мне было лет 10 когда я его прочитала.оно мне так понравилось что я выучила 3 столбика из литературы моего брата за 8 класс..я с нетерпением ждала когда я буду учить это произведение.именно когда я перешла в 8.литру нам поменяли и выдали новые книги.было обидно.но я так и не забывала про него.сейчас вспомнив нашла прочитала.еле слёз сдержала.

Какая мерзость. Стихотворение про человека, который вырос в мороке и умер в нем, отвергнув Бога ради бесовских идеалов. Последние две строки прямое указание на авторство этого морока, на мир как совокупность живущих по страстям и на его управителей, на демонов злобы поднебесной. По крайней мере честно написано. Можно жить в банановой республике или варварском капитализме, но невозможно жить человеку в богопротивной атеистической стране, в том уродливом зоопарке, который благополучно издох в 91 году. И Слава Богу!

А. сам родом откуда? Из СССР поди? Да, союз развалили. Так это история НАША — гордиться нужно а не грязью поливать. Этак мы недалеко уйдём. Коммунисты на корню всё поменяли захотели новый мир построить… И почти получилось. А чем вы лучше? Ничем, батенька. Такой же рьяный фанатик, готовый рвать и уродовать собственную историю, за светлый идеал Веры, за Христа.
Учитывая, что Русь была крещена насильно…
Грош вам цена…
с ув.

Давно, учась в школе, это стихотворение читала на конкурсе чтецов моя школьная подруга — Ирина. Пронизывало до слез!

Вот тоже вспомнил несколько строк из этого стихотворения моего детства и решил прочитать.
ПЛАМЕННЫЙ СТИХ!!! Таких сейчас никто не пишет. Да и не для кого писать …

Не знаю, что сказать. Слов не хватает, почему-то…

Мне это стихотворение понравилось. Хотя читать его действительно немного страшно

Стих из детства. Очень длинный и очень грустный. Жалко Валю.

а я боялась в детстве этот стих читать)

Это всё ужасно. Я впервые прочитала данное стихотворение в 9 лет. Теперь мне почти 46. Как всё меняется. Коммунисты сгинули, сгинули пионеры, комсомольцы сгинули. А Вера осталась. И КАК была Права мама Валюши — крестик не съест!!!

Стихотворение «Смерть пионерки» содержит текст заклинания. Не стоит читать его вслух целиком.

100 процентов православных текстов (молитвы, псалмы и т.д.) содержат заклинания.. их.. тоже не читать вслух??

Раньше задавалась вопросом, почему нельзя читать стих «Смерть пионерки» вслух. Но в то, что там заклинания, люди, вы серьезно?)

Да, лучше не стоит, у меня сейчас сердце сильно колит.. Хотя прочла я не полностью… Не знаю, что будет…

Мне нормально. Я прочитала и ничего не случилось ‍♀

Года два назад я так смеялась с этого стиха…
Сейчас — просто трогательно. Но не до слёз, потому что я против коммунизма.

Дарья , коммунизм утопия. Но вера в светлые идеалы , вера в торжество справедливости всегда будет жить в умах людей.

Ужас, ведь этот бред нас заставляли учить, ставили оценки.

это не бред! а хороший жизненный стих. просто вникнуть надо.

Это оно тогда бредом казалось, а сейчас понимаешь, что это — шедевр.

Пронзительные строки..,без слёз не читаются….

А мне не только Валю. Сильнее жаль ее мать.

Когда мне было 9 лет, я читала этот стих со сцены плакали все в зале, и я тоже
СЕЙЧАС МНЕ 70 ЛЕТ, Я НЕ МОГУ СЕБЯ СДЕРЖАТЬ ОТ СЛЕЗ

Читать стих поэта Эдуард Багрицкий — Смерть пионерки на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.