Мы в дальней разлуке. Сейчас между нами
Узоры созвездий и посвист ветров,
Дороги с бегущими вдаль поездами
Да скучная цепь телеграфных столбов.
Как будто бы чувствуя нашу разлуку,
Раскидистый тополь, вздохнув горячо,
К окну потянувшись, зеленую руку
По-дружески мне положил на плечо.
Душа хоть какой-нибудь весточки просит,
Мы ждем, загораемся каждой строкой.
Но вести не только в конвертах приносят,
Они к нам сквозь стены проходят порой.
Представь, что услышишь ты вести о том,
Что был я обманут в пути подлецом,
Что руку, как другу, врагу протянул,
А он меня в спину с откоса толкнул…
Все тело в ушибах, разбита губа…
Что делать? Превратна порою судьба!
И пусть тебе станет обидно, тревожно,
Но верить ты можешь. Такое — возможно!
А если вдруг весть, как метельная мгла,
Ворвется и скажет, словами глухими,
Что смерть недопетую песнь прервала
И черной каймой обвела мое имя.
Веселые губы сомкнулись навек…
Утрата, ее не понять, не измерить!
Нелепо! И все-таки можешь поверить:
Бессмертны лишь скалы, а я — человек!
Но если услышишь, что вешней порой
За новым, за призрачным счастьем в погоне
Я сердце своё не тебе, а другой
Взволнованно вдруг протянул на ладони,
Пусть слёзы не брызнут, не дрогнут ресницы,
Колючею стужей не стиснет беда!
Не верь! Вот такого не может случиться!
Ты слышишь? Такому не быть никогда!
Анализ стихотворения «Письмо любимой» Асадова
Стихи «Письмо любимой» Эдуарда Аркадьевича Асадова – исповедь терзающегося сердца, клятва в вечной любви.
Стихотворение датируется 1962 годом. Поэту в тот момент исполнилось 39 лет, его популярность в читательской среде растет в геометрической прогрессии, по всей стране проходят творческие встречи. Он член Союза писателей, фронтовик. В жанровом отношении – элегия, любовная лирика, рифмовка трех видов: перекрестная, смежная и охватная, 9 строф. Поэт начинает с местоимения «мы», которым очень дорожит. Лирическим героем может быть и сам автор. Не только расстояния, но и жизненные обстоятельства разлучают эту пару. Образ дороги здесь еще и метафора. Невысказанную тайну сердца узнали не люди, а «раскидистый тополь». Любящие ждут письма, хоть короткой весточки. Между тем, за пределами их любви бушует мир, готовый вмешаться, запутать, разделить. В четвертой строфе поэт перечисляет, когда можно верить чужим словам о нем: «обманут подлецом». Вполне автобиографическая деталь. Поэт столкнулся и с предательством мнимых друзей, и с недоброжелательностью критиков, более того – и с изменой в личных отношениях. «Такое – возможно!»: даже черной вести о смерти – и то можно верить, ведь всякий человек действительно внезапно смертен. В заключительных строфах – почти заклинание: «вот такого не может случиться!» Слухам, что он предал любимую, что весна вскружила ему голову, верить нельзя. Герой клятвенно обещает и утешает свою возлюбленную. Он боится ее потерять, ранить, чувствует их общую уязвимость перед превратностями судьбы. Сам Э. Асадов – известный певец верности в чувствах. Ряд энергичных отрицаний, в том числе, двойных. Множество взволнованных восклицаний, несколько горьких многоточий, есть и риторические вопросы. Вторая строфа – сплошное олицетворение. «В конвертах»: тогда еще была эпоха переписки с помощью обычной почты. Парентеза (вводное слово): представь. Сравнения: как другу, как метельная мгла. Красивая метафора: сердце протянул на ладони. Амплификация: не брызнут, не дрогнут, не стиснет. Анафора, повторы. Перифраз: веселые губы сомкнулись навек. Эпитеты: словами глухими (еще и инверсия), недопетую песнь, колючей стужей. Глагольность, динамизм. Лексика живая, разговорная, местами возвышенная.
В «Письме любимой» Э. Асадова современный сюжет о двух влюбленных становится вневременным, романтическим.