То ли мы сердцами остываем,
То ль забита прозой голова,
Только мы все реже вспоминаем
Светлые и нежные слова.
Словно в эру плазмы и нейтронов,
В гордый век космических высот
Нежные слова, как граммофоны,
Отжили и списаны в расход.
Только мы здесь, видимо, слукавили
Или что-то около того:
Вот слова же бранные оставили,
Сберегли ведь все до одного!
Впрочем, сколько человек ни бегает
Средь житейских бурь и суеты,
Только сердце все равно потребует
Рано или поздно красоты.
Не зазря ж оно ему дается!
Как ты ни толкай его во мглу,
А оно возьмет и повернется
Вновь, как компас, к ласке и теплу.
Говорят, любовь немногословна:
Пострадай, подумай, раскуси…
Это все, по-моему, условно,
Мы же люди, мы не караси!
И не очень это справедливо —
Верить в молчаливую любовь.
Разве молчуны всегда правдивы?
Лгут ведь часто и без лишних слов!
Чувства могут при словах отсутствовать.
Может быть и все наоборот.
Ну а если говорить и чувствовать?
Разве плохо говорить и чувствовать?
Разве сердце этого не ждет?
Что для нас лимон без аромата?
Витамин, не более того.
Что такое небо без заката?
Что без песен птица? Ничего!
Пусть слова сверкают золотинками,
И не год, не два, а целый век!
Человек не может жить инстинктами,
Человек — на то и человек!
И уж коль действительно хотите,
Чтоб звенела счастьем голова,
Ничего-то в сердце не таите,
Говорите, люди, говорите
Самые хорошие слова!
Анализ стихотворения «Нежные слова» Асадова
В «Нежных словах» Эдуард Аркадьевич Асадов призывает щедрее делиться с близкими душевным теплом.
Стихотворение датируется 1970 годом. Поэту в эту пору исполнилось 47 лет, он уже много лет встречает восторженный прием публики на своих творческих вечерах, выпускает новые сборники лирики, ежегодно бывает на памятных мероприятиях в Севастополе, где во время войны был ранен. Встретил поэт и свою любовь артистку Г. Разумовскую, сопровождавшую его впоследствии в поездках. В жанровом отношении – призыв, напоминание, рифмовка разнообразная: и перекрестная, и монорифмы, и тавтологическая, 11 строф (среди которых есть как четверостишия, так и пятистишия). Лирический герой бросается в бой с прозой. Видимо, именно ею забиты головы тех, кто скупится на «светлые слова» в адрес близких. Вторая строфа – перечень горделивых технических достижений человека образца 1970-го года. Автор нетривиально сравнивает «хорошие слова» с отжившими свой век граммофонами. В следующем четверостишии он замечает, что брань в расход почему-то не пошла, живуча и всегда кстати. «Сердце потребует красоты»: убежден Э. Асадов. Действительно, раз доброе слово и кошке приятно, то что уж говорить о человеке. Поэт напоминает о неисчерпаемых запасах нежности, которые можно разыскать в самом себе. Шутливым сравнением «не караси» герой предостерегает: молчанием можно дойти и до отчуждения. И хоть молчание – золото, однако и оно бывает фальшивым. Дальше идет череда противопоставлений, из которой становится ясно одно: надо и говорить, и чувствовать. Человек должен разбудить в себе лирическую жилку, не измерять все только пользой, комфортом, не принимать чувства других как нечто само собой разумеющееся. Как «лимон без аромата» – отношения без нежности. Сверкание «золотинок слов» за целый век не надоест. Это и залог счастья, и шанс объясниться, спасти то, что еще возможно. Завершается стихотворение на мажорной, гармоничной ноте. Прозаизмы: плазма, нейтроны, в расход. Сравнения: как компас. Привычная для поэта парентеза (вводные конструкции, обращения): говорят, по-моему, люди. Анафора: разве. Множество призывов в повелительном наклонении, повторов: говорите, не таите. Перечислительные градации, россыпь отрицаний. Метафора: толкай во мглу. Град вопросов и восклицаний.
Обращение к современнику, побуждение к действию – один из основных приемов лирики Э. Асадова.