Пронизан солнцем лес насквозь.
Лучи стоят столбами пыли.
Отсюда, уверяют, лось
Выходит на дорог развилье.
В лесу молчанье, тишина,
Как будто жизнь в глухой лощине
Не солнцем заворожена,
А по совсем другой причине.
Действительно, невдалеке
Средь заросли стоит лосиха.
Пред ней деревья в столбняке.
Вот отчего в лесу так тихо.
Лосиха ест лесной подсед,
Хрустя обгладывает молодь.
Задевши за ее хребет,
Болтается на ветке желудь.
Иван-да-марья, зверобой,
Ромашка, иван-чай, татарник,
Опутанные ворожбой,
Глазеют, обступив кустарник.
Во всем лесу один ручей
В овраге, полном благозвучья,
Твердит то тише, то звончей
Про этот небывалый случай.
Звеня на всю лесную падь
И оглашая лесосеку,
Он что-то хочет рассказать
Почти словами человека.
Анализ стихотворения «Тишина» Пастернака
Это лирическое произведение, написанное в 1957 году, вошло в третий, последний сборник стихотворений «Когда разгуляется», публикацию которого поэт планировал в середине 50-х годов, но который так и не вышел в свет при жизни Б.Л.Пастернака. Когда поэту присудили Нобелевскую премию, в стране началось гонение на писателя.
Тема
Стихотворение посвящено природе. Особенность многих поэтических произведений поэта — отождествление природного мира с человеческими эмоциями, чувствами. И «Тишина» не исключение. Стих последовательно раскрывает основную идею: человек счастлив, находясь в гармонии с самим собой, с природой.
Образы
В первой строфе поэт изображает молчаливый лес, который весь в лучах солнечного света. Появляется образ лося – лесного жителя, который вышел на развилку дорог. Во второй строфе передано состояние гармонии в природе: «молчанье, тишина».
Третья строфа знакомит читателя еще с одним образом – это лосиха, которая вышла поесть «лесной подсед». Далее поэт ввел образы различных трав, а также родник, являющиеся свидетелями небывалой картины.
Художественно-выразительные средства
Используя олицетворения, поэт наделяет явления природы свойствами живых существ. «Лучи стоят столбами пыли», «Как будто жизнь заворожена». Создается ощущение того, что читатель попадает в некую сказку, где царят мир и душевный покой.
И среди лесной тишины, вдали от мирской суеты, за лосихой, кроме лося, наблюдают другие зрители: «зверобой, иван-чай, татарник, ромашка, Иван-да-марья». Необычная картина сменяется журчанием одинокого ручейка, который «твердит то тише, то звончей про этот небывалый случай».
Использованный во второй строфе эпитет – «глухая лощина» — это определенный подтекст. Возникает ассоциация с жизнью самого поэта, который во время написания стихотворения жил на даче в Переделкино, куда был вынужден уехать.
Следующий эпитет — «опутанные ворожбой». Травы, кустарник, «наблюдая» за животным, находятся под властью каких-то чар. Так и в жизни писателя: долгое время он был лишен «большого читателя», от него отвернулись многие.
Ритмическая структура
Стихотворение написано традиционным размером – четырехстопный ямб. Поэт использовал двухсложную стопу с ударением на втором слоге.
Почему стихотворение называется «Тишина»? Пастернак считал, что источник жизни, вдохновения – общение человека с животным и растительным миром. А тишина – это гармония, единение с природой.
Категория стихотворения -хорошо . Я полагаю , что и рейтинг у него неплохой . Алексей Баталов 4 . Дом Поэта .
Прочтите и моё
В лесу ( Август )
А что же лес ?
Он пахнет сухостью и зноем …
А полон ли он там видений и чудес ?
Не знаю , что таится там за этим древо строем .
Он так таинственно затих ,
Так солнцем залиты его поляны ,
Что кажется , что пред тобой не лес , а стих
И строк зелёных необъятные романы . )
Мне стихотворение не очень понравилось какое-то не интересное
О, нет! Не тишина! Здесь целый чарующий мир! И целый калейдоскоп прекрасных звуков, которыми тихо говорит природа. Она не с нами говорит, она без нас законченна и совершенна. А так хочется услышать и понять, и стать частью этого чудесного мира!
Спасибо, всё хорошо
В красках описан лес, наверное, осенью. Там особая тишина, да… И звери, и ручеек, это целый свой мир, очень красивый, что и описал автор.
Интересно подана лесная красота. Не со стороны естественной красоты, а как то стандартно, чуть ли не по научному.