Положим,— гудение улья,
И сад утопает в стряпне,
И спинки соломенных стульев,
И черные зерна слепней.
И вдруг объявляется отдых,
И всюду бросают дела.
Далекая молодость в сотах,
Седая сирень расцвела!
Уж где-то телеги и лето,
И гром отмыкает кусты,
И ливень въезжает в кассеты
Отстроившейся красоты.
И чуть наполняет повозка
Раскатистым воздухом свод,—
Лиловое зданье из воска,
До облака вставши, плывет.
И тучи играют в горелки,
И слышится старшего речь,
Что надо сирени в тарелке
Путем отстояться и стечь.
Анализ стихотворения «Сирень» Пастернака
Стихи «Сирень» Бориса Леонидовича Пастернака созданы в манере импрессионизма, фиксируют буйство, торжество природы.
Стихотворение написано летом 1927 года. Поэт вместе с семьей провел его на деревенской даче у живописного обрыва. Там и был создан цикл пейзажной лирики, в который автор старался вложить и момент, и бурную эпоху. Для него история вершится на фоне вечной природы, а не наоборот. Обычный день становится символом. Непонятность стиха кажущаяся, на самом деле оно переполнено вполне конкретными деталями тех летних месяцев в Мутовках. Уже первая строка подтверждает это: «гудение улья». Хозяин дома держал пару пчелиных ульев. «Ливень въезжает»: в то лето после жары начались грозы, вода почти подступила к дому. Есть версия, что «старшего речь» относится к маленькому сыну автора. В цветущем саду царит жизнь, смешались цветы, насекомые, люди, вещи. Поэт метафорами создает ряд оптических иллюзий. К примеру, в какой-то момент кажется, что природа, как искусный кулинар, готовит невиданное сиреневое угощенье. «До облака вставши»: куст поднимается, как тесто, или взбивается дождем, как крем. И именно этому невиданному гастрономическому изыску, почти пудингу, осталось только «отстояться и стечь». Параллельно идет ряд метафор, в которых природа действует совсем по-человечески: «отмыкает кусты», «въезжает», «зданье плывет», даже красота – и та «отстроилась». Впрочем, к финалу тучи уже старомодно «играют в горелки», а в мокрую тарелку, забытую под дождем, всего лишь осыпались цветы – если и еда, то понарошку, в игре детей. Вообще, начинается стихотворение необычно, с парентезы (вводного слова): положим. Эпитет «седая сирень» — символ как раз «далекой молодости» (хотя поэт вовсе не стар). Сам цвет нетипичен для его палитры, приглушенный, переходный. Россыпь примет уютного быта: соломенные стулья, домашняя стряпня, телеги, посуда. Дождь как образ обновления, вихря, перемены. Лексика нейтральная и вместе с тем яркая, поэтическая, есть и прозаические слова («кассеты»). Рифмовка в стихе перекрестная, единственное восклицание во второй строфе, эпитеты (раскатистым воздухом, лиловое зданье), сравнение (зерна слепней), олицетворение (тучи в горелки), инверсия (бросают дела), перечислительная градация, многосоюзие.
Сирень в поэзии Серебряного века – один из любимых образов, не раз ее аромат возникает и в стихах Б. Пастернака.
Ну кто ещё так мог описать красоту и нежность сирени? Так сухо и косно, конечно же Пастернак. Он в своём стиле. У него она даже седая вышла из под его пера. И речь о ней почти не идёт. Она так для отвлечения глаз. Вот Ахматова наверно и смеялась над его стихами и их образами, потому что он иногда нёс такую околесицу и такой бред как и в последних двух строках этого стихотворения. Хотя оно конечно не лишено смысла и выражения и может вызвать интерес, как проявление его души хоть и не заслужило отзывов. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.