Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры…
…Все злей и свирепей дул ветер из степи…
…Все яблоки, все золотые шары.
Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
— Пойдемте со всеми, поклонимся чуду,-
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге, чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
— А кто вы такие? — спросила Мария.
— Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести вам обоим хвалы.
— Всем вместе нельзя. Подождите у входа.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Анализ стихотворения «Рождественская звезда» Пастернака
Стихотворение «Рождественская звезда» написано Пастернаком в 1947 году и входит в цикл «Стихотворения Юрия Живаго». Это произведение описывает событие из библейской истории Нового Завета – рождение Младенца Иисуса.
Идея стихотворения
Важной в стихотворении является тема смерти. Она воплощена образом кладбища («Вдали было поле в снегу и погост»). Усиливает ощущение отсутствия живого дыхания изображение зимы («оглобля в сугробе», «навьюженной снежной гряды»). Однако поэт рисует «небо над кладбищем» и возвышающуюся над этой мертвенной картиной Звезду Рождества, которая воплощает победу Жизни над Смертью. Ведь именно эта мысль проповедуется в Евангелиях, где говорится, что Спаситель своей смертью искупил грехи человечества и даровал нам жизнь вечную.
Образ звезды меняется на протяжении стихотворения от строфы к строфе. Сначала мы наблюдаем, что она «застенчивей плошки в оконце сторожки». Свет, излучаемый Звездой, описан глаголом «мерцала». И уже в следующей строфе про нее же говорится, что она «пламенела, как стог», «как хутор в огне и пожар на гумне». Все говорит о том, что прежний мир погибнет в очищающем огне для рождения нового мира и новой жизни в нем. А исходная точка нового мира – пещера с Младенцем и Звезда над ним.
В стихотворении постоянно проступает контраст между возвышенным (Звезда, младенец) и приземленным: «Топтались погонщики и овцеводы, Ругались со всадниками пешеходы, У выдолбленной водопойной колоды Ревели верблюды, лягались ослы».
Такое соседство торжественности зрелища от пламенеющей Звезды и толпы паломников дается автором намеренно. Пастернак убеждает нас, что чудо происходит среди обыденности. И оно случается каждый день и в наше время, потому что Христос постоянно находится среди людей, как ангелы, которые незримо входят в толпу.
Хронотоп произведения
Поэт смешивает в стихотворении разные времена и локации. В местности, где родился Спаситель, не бывает зим с лютыми морозами и снегом, какую описывает автор. Смешение реальностей наблюдается в видении:
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев…
Здесь аксессуары будущих рождественских праздников соседствуют с упоминанием о будущем искусстве, которое будет вдохновляться образом Христа. И при этом в описание настойчиво врывается фраза, возвращающая нас к началу стихотворения («Все злей и свирепей дул ветер из степи…») и не дающая забывать о том, что события 20-го века оборвут все эти лубочные картины счастливого Рождественского праздника, как когда-то радости от рождения Спасителя пришло на смену известие о его Распятии. Такой прием помогает показать вневременное и внепространственное бытие главных образов произведения – Младенца и Звезды. Таким образом, время стихотворения – это время Вечности. Границы мира тоже расширяются. Весь мир предстает в образе Храма, алтарь которого – пещера с Младенцем.
Заключение
Таким образом, Звезда выступает знаком новой эры христианства, рождения среди холода и снегов Спасителя, который смоет грехи человечества своей кровью.
Тут ее анализировать нужно, а слушать музыку поэтических строк!!
Тем, кому ничего не понятно, а надо все-таки выучить, очень советую найти и посмотреть мультфильм по этому стихотворению. Называется также «Рождественская звезда». Всё поймете, всё запомните.
Большое спасибо
Нету сокращения
Мне не понравилось. Рифма достаточно беглая. Не закончена мысль. Без объяснения бы не поняла. Очень простенько, автор не старался. Таланта точно нет и это видно Ну не знаю, мне не зашло.
это шутка была?
Пастернак не зашел???))) Детка, он имеет право заходить к кому пожелает) видимо, Вам еще рановато) все впереди! Удачи
Мне понравилось как песня какая то
боже такой стих тупой. учить наизусть в 6 классе это что то невозможное. смысл полностью отсутствует было то стало это. вообще не связно. а про рифму я так вообще молчу. нереально учить такие строчки
Читали, многосмысловое, Дети не поймут смысла. До 7 класса.
Согласна, в 6 классе учить, действительно рано. Но, если бы, кто-то взрослый, правильно чувствующий этого поэта, прочел ему стихотворение, то внутренний мир ребенка был бы полон прекрасных эмоций!
Очень крутой
очень длинный стих
очень прикольно
Это лучшее из известных мне стихотворений о Рождестве Христовом! Моё скромное стихотворение вызвано к жизни именно после прочтения Б. Пастернака Рождественская звезда
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ
Рождественская ночь тиха,
Весь мир молчит, как в ожиданье.
И в это время, без греха,
Родился Сын познать страданья.
Вся жизнь земная у Христа,
Для нас пример служенья людям,
Полна тревог и не проста,
Среди трудов и тяжких буден.
Бог без тернового венца,
Его судьбу пока не знают.
А в храмах служба без конца,
Где ризы золотом мерцают.
В цветах прекрасных аналой,
Где Богородица с Младенцем.
Сонливость позднюю долой,
Чтоб освежить удары сердца.
Курится благовонный дым,
И хор на клиросе, как прежде,
Звучат церковные лады,
Как трубы ангелов надежды.
Тиха Рождественская ночь,
Чтоб в мире было всё спокойно,
Беду смогли мы превозмочь,
И навсегда исчезли войны.
Ю. Краснокутский
А нам в 5 классе задали историю создания рассказать, помню это была первая 2-ка за 5 лет
Это стихотворение признано лучшим из написанных в 20м веке
Гениально написано!
Классный стих
Очень красивое и глубокое стихотворение. Рождает Веру в Чудо
Нам его задали учить в 6 классе за два дня.Если честно было очень трудно.
Спасибо,буду готов.Перехожу в сентябре в 6 класс
Да не только что половину выучил за 20 мин
ПастернАк,- сам Звезда Серебрянного вЕка*
ПоЭмлю его ОТдельно и с Ахматовой и с другИМи буду поЭмить*
Как хорошо, что это стихотворение не проходят на школьных уроках литературы. Слишком уж сложное для восприятия, ученики его не поймут
Проходят. 3й класс, задали отзыв писать
Проходят, еще как проходят. мой сын сейчас учится в 6 классе. надо выучить
Пастернак когда-то посещал наши места, этот стих читала очень давно. Но почему-то только сейчас, перечитав, поняла что он хотел донести.
Не знал о существовании этого стихотворения. Не знаю, что стало причиной написания этого стихотворения, но меня оно не убедило в искренности христианских религиозных чувств автора.
Иван, простите, вы — идиот.
Сам такой
Это точно, даже извиняться не стоит