Борис Пастернак — Про эти стихи: Стих

На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам,
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.

Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет.

Буран не месяц будет месть,
Концы, начала заметет.
Внезапно вспомню: солнце есть;
Увижу: свет давно не тот.

Галчонком глянет Рождество,
И разгулявшийся денек
Прояснит много из того,
Что мне и милой невдомек.

В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?

Кто тропку к двери проторил,
К дыре, засыпанной крупой,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?

Пока в Дарьял, как к другу, вхож,
Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы в вермут окунал.

Анализ стихотворения «Про эти стихи» Пастернака

«Про эти стихи» написано летом 1917 года. В это время Пастернак осознаёт, что его жизнь будет тесно связана с поэзией. Он уже отказался от карьеры музыканта, профессии юриста и пути философа.

Тема, жанр, композиция, размер

Борис Пастернак в момент написания стихотворения придерживался футуристических взглядов, поэтому отвергал условности искусства. Стихотворение написано в жанре потока сознания, относится к философской лирике, представляет эстетику творчества.

Темой является творческий процесс. Основной мыслью является «штучность» каждого поэтического произведения. В своём творении поэт проживает целую жизнь.

Стихотворение состоит из 7 строф, написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка в стихотворении перекрёстная, рифмы мужские, жёсткие и чёткие.

Средства художественной выразительности

Стихотворение начинается неполным предложением, смысл которого становится ясным только из названия. Его метафора означает, что слова могут сложиться в стихотворные строчки во время ходьбы. Далее читатель понимает, что стих как ребёнок может быть зачат в тёплое время года, а рождён зимой. Всё говорит о длительном процессе творчества. Первые слушатели шедевра — сырые углы и потолок.

Автор играет словом сырой, включая в его прямое значение и несколько переносных, подчёркивающих неустроенность и несовершенство жилья, а вместе с этим и несовершенство его стихов.

Олицетворение, одушевление первого слушателя – дома – продолжается во второй строфе. Образ бурана в третьей строфе имеет символическое значение невзгод.

Стихотворение становится частью вечности и поэзии как таковой, поэтому здесь Рождество – это не только время года, праздник, но и рождение литературного произведения. Сравнение с Рождеством имеет смысл новой жизни.

Образ галчонка, а не, к примеру, голубя, важен не только своей парадоксальностью, но и нужен для аллитерации: повторение перекатывающихся звуков г, л, р. В этой же строфе появляется образ милой, до которой раньше поэту будто не было дела.

Внимание литературного героя ненадолго сосредотачивается на деталях внешнего мира, например, на засыпанном крупой входе в дом.

Пастернак в стихотворении упоминает писателей-романтиков Байрона, Эдгара По. Герой совершенно оторван от мира: не знает, какое нынче тысячелетие. Его страх перед реальностью передаётся в образах того, как он от мира заслоняется: надевает кашне, заслоняется ладонью, кричит через фортку.

В последнем стихе лирический герой сравнивает истинную жизнь творца с дрожью Лермонтова, с погружением губ в вермут.

УжасноПлохоНеплохоХорошоОтлично! (14 оценок, среднее: 2,93 из 5)
Категории стихотворения "Борис Пастернак — Про эти стихи":
Понравилось стихотворение? Поделитесь с друзьями!

Отзывы к стихотворению:

8 комментариев
новее
старее большинство голосов
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Футуризм и бред. Пастернак, как всегда в своём амплуа. У меня конечно есть вопросы по этому произведению: что открою потолку? и, что дам читать сырым углам? и т.д. Но всё же есть в его творчестве, что-то влекущее, что хочется не то, чтобы его переписать и перепастерначить, а написать что-то подобное в его стиле, чтобы оставить и свой след в истории… Алексей Баталов 4. Дом Поэта.

Интересно, если бы сейчас этот стих встретили вы , комментаторы, на сайте молодых современных нераскрученных поэтов , обратили бы внимание?Восхищались бы? Перечитывали?

Скорей всего нет. Многие хорошие стихи современных авторов остаются без лайков или их очень мало. Я уже писал об этом ранее, что сейчас нравятся другие графоманские стихи (главное, чтобы тема цепляла). Такие стишата для завистливых графоманов, как лимонад или шампанское, они уделяют им своё внимание, готовы их читать часами и щедро ставят лайки и отправляют их другим читателям (делятся с ними), а шедевры они либо не понимают, потому что ещё не дозрели, чтобы такое понимать или их это раздражает, потому что они понимают, что он так писать не могут и им никогда не достичь такого уровня. И вообще, когда человек становится великим и известным, то люди их начинают почитать, как богов… У них возникает и зависть, и преклонение и некоторые из них становятся их поклонниками и фанатами им уже не важно какое поведение или кем они были раньше (простое слепое обожание). Им хочется всюду следовать за ними, платить им деньги (даже если они и бездарны), забрасывают их лайками и куча просмотров и подписчиков. А эти так называемые боги такие же люди, но вздорной толпе это всё равно, главное видеть и слышать своих кумиров. Вообщем в основном по всему миру люди больные и полные идиоты. И если бы Пастернак не был бы таким знаменитым вряд ли стали ему писать и восхищаться его творчеством. Возможно он бы и получал отзывы на сайтах, но не в таком количестве. Ему пришлось бы унижаться и писать комментарии другим поэтам в надежде получить отзывы взамен… Алексей Баталов 4. Дом Поэта.

Динамично, ярко, интересно. И очень глубоко. Прочитала несколько раза, сначала просто любовалась мелодией стиха, а потом захотелось прочитать еще и еще, достичь полного понимания произведения. И каждый раз открываются новые впечатления автора, новый смысл, новые грани чувств. Можно перечитывать бесконечно.

Интересно наблюдать за жизнью Бориса, то как он ее описывает в этом стихе. Герой рассказывает о своем рождении создания стихов.

А я , к сожалению, совсем не знакома была раньше с поэзией Пастернака, а ведь он просто гениален.

Увы,так бывает! Написано классно. Браво, Пастернак!

Какое, милые, у нас Тысячелетье на дворе? 3-е,а Пастернак и здесь шалит.

Читать стих поэта Борис Пастернак — Про эти стихи на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.