С утра жара. Но отведи
Кусты, и грузный полдень разом
Всей массой хряснет позади,
Обламываясь под алмазом.
Он рухнет в ребрах и лучах,
В разгранке зайчиков дрожащих,
Как наземь с потного плеча
Опущенный стекольный ящик.
Укрывшись ночью навесной,
Здесь белизна сурьмится углем.
Непревзойденной новизной
Весна здесь сказочна, как Углич.
Жары нещадная резня
Сюда не сунется с опушки.
И вот ты входишь в березняк,
Вы всматриваетесь друг в дружку.
Но ты уже предупрежден.
Вас кто-то наблюдает снизу:
Сырой овраг сухим дождем
Росистых ландышей унизан.
Он отделился и привстал,
Кистями капелек повисши,
На палец, на два от листа,
На полтора — от корневища.
Шурша неслышно, как парча,
Льнут лайкою его початки,
Весь сумрак рощи сообща
Их разбирает на перчатки.
Анализ стихотворения «Ландыши» Пастернака
В «Ландышах» Бориса Леонидовича Пастернака описана всегда новая встреча человека и весеннего мира.
Стихотворение написано в 1927 году. Его автору в этот момент исполнилось 37 лет, он переживает непродолжительный период потепления отношения к себе властей, издает сборники стихов, планирует заняться прозой. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмой, 7 строф. Рифмы как закрытые, так и открытые, лирический герой здесь – сам автор, однако всего лишь в роли наблюдателя. Уже с 1 строфы поэт создает у читателя эффект присутствия, он как бы ведет его за собой, прибегая к повелительному наклонению. Вслед за Б. Пастернаком читатель входит в березняк. Жаркий полдень рушится за спиной, распадается на тысячи разбегающихся солнечных зайчиков. В лесу и дышится иначе, весна тут «сказочна, как Углич» (старинный русский город). В 4 строфе экспрессивное сравнение жары с «нещадной резней». Затем «вы всматриваетесь друг в дружку»: момент узнавания, принятия, сродства. Герой словно чувствует на себе чей-то взгляд. Оказывается, это из оврага манят росистые ландыши. Каждый цветок, как фонарик, светит в сумраке рощи, отражаясь эхом в воздухе и на земле. Образы зримые, полнокровные, автор будто делится своим богатством, открытием. Столь привычный для поэзии Б. Пастернака анжамбеман (ритмическая и интонационная пауза) – уже с первых строчек. Обилие эпитетов, олицетворений, густо смешанных с разговорной, живой лексикой: грузный полдень хряснет, жара не сунется. «Всей массой»: типичный для творчества поэта прозаизм. «Обламываясь под алмазом»: резкий перепад температур, освещенности, как дверь в другой мир. Сравнение со стекольным ящиком добавляет воздуху дрожания и звона. «Белизна сурьмится углем»: контрастность, переданная парадоксом, оксюмороном. «Уже предупрежден»: человек должен быть на одной волне с пробудившимся весенним миром, иначе чудо не произойдет. «Кто-то наблюдает»: не только за чужаком, но и за березняком. Вновь одушевление природы. Разумеется, это не «кто-то», а что-то, хотя, как знать!.. В 6 строфе крупными мазками поэт рисует каждый ландыш, смотрит не только глазом художника, но и естествоиспытателя, первооткрывателя. Вновь создается иллюзия, что цветок «отделился, привстал». «Повисши»: усеченная устаревшая форма слова. Несколько математических уточнений: на палец, на два, на полтора. Сравнения: как парча (ткань), кистями капелек, льнут лайкою (звукопись; лайка – тонкая кожа), початки.
Стихотворение «Ландыши» Б. Пастернака стало частью сборника «Поверх барьеров».
А мне этот стих не понравился. по-моему сравнения подобраны неудачные:полдень» всей массой хряснет позади», сухой дождь росистых ландышей» — сочная зелень в росе названа сухой? «початки ландышей»? — ландыши это кисти, соцветия, что то маленькое и гибкое. початок ассоциируется с кукурузой.и «жары нещадная резня»- жара жжет,печет,давит,слепит,что угодно,только не режет. да и не в Египте живем,какая резня в начале лета в средней полосе?
Очень люблю стихи. Особенно Бориса Постернака
«Жары нещадная резня» — точно сказано о жаре.Какие удивительные сравнения он находил.
Его стихи трогают душу, очень трепетные и красивые!
Мария, вы абсолютно правы.