Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества — самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Анализ стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» Пастернака
Творческая судьба Б. Пастернака была очень непростой. Его произведения не укладывались в стандарты советской идеологии. Поэт и писатель постоянно подвергался разгромной критике. Его творчество было под негласным запретом. На родине публиковалась лишь незначительная часть произведений, подвергнутая строжайшим цензурным исправлениям и искажениям.
Несмотря на это Пастернак всегда оставался верен своим убеждениям. Он никогда не подстраивался под официальные требования, считая, что долг и священная обязанность настоящего писателя – оставаться предельно искренним и выражать действительные, а не навязанные кем-то мысли. Лучшие произведения Пастернака нелегально распространялись в списках и публиковались за рубежом.
Немногие литераторы разделяли убеждения Бориса Пастернака. Большинство предпочитало создавать бездарные произведения, главным критерием для которых выступали лояльность к власти и восхваление вождей. Такая макулатура объявлялась «шедеврами» мировой литературы, а ее авторы пользовались искусственным почетом и уважением.
В 1956 г. Пастернак написал стихотворение «Быть знаменитым некрасиво», в котором выразил свое мнение об истинном призвании писателя. Главной целью литератора он считает не достижение славы и успеха, а максимальную самоотдачу и бескорыстное служение искусству. В советское время было очень распространены объемные мемуары, не представляющие никакой художественной ценности. «Культ личности» глубоко укоренился в сознании. В стране, официально провозглашающей всеобщее равенство и братство, были популярны произведения, в которых авторы бесконечно возвеличивали свою роль и заслуги в жизни.
Пастернак резко критикует такую позицию. Он считает, что человек не в состоянии оценить собственное значение. Его оценка всегда будет носить субъективный характер. Поэтому надо не выпячивать свои дела, а наоборот, «окунаться в неизвестность». Только будущее способно вынести окончательный приговор человеку и справедливо рассмотреть его жизненный путь.
В финале произведения Пастернак закрепляет свою мысль. Вместо создания себе ложного ореола славы, способного обмануть современников, но не будущие поколения, писатель должен оставаться живым человеком и признать, что ему присущи человеческие пороки и слабости.
Время доказало правоту писателя. Многие «мастера» советской прозы выброшены на свалку истории. Пастернак же признан величиной мирового масштаба, достойным обладателем Нобелевской премии по литературе.
искренне печалюсь, что в нашем мире нет второго Пастернака.
Максим
07.03.2025 03:48
Согласен с Пастернаком, и я имею право так говорить, что «согласен», потому что я понимаю его мышление.
Nikita
11.01.2025 18:17
Не читайте комментарии, пожалуйста.
Повсюду сплетни, которые оголтело несутся прочь от темы. Как не странно, и не грустно, просто нет у многих знакомства с чувствами за границами финансового. Есть капли, но ни разу не без экстримального переплетения с низким и плоским
Алексей
15.08.2024 04:14
О, как сразу зашевелились комментаторы, потому что тема зацепила. А всё же знаменитым быть хорошо (есть свои минусы), но зато и слава, и деньги, и большие возможности… И как же это опьяняет и тешит самолюбие… А с другой стороны тем же поэтам, чтобы творить нужен стимул: и деньги, и известность в ответ на праздник ими даваем (а не только дипломы и медали). Например, чтобы выпускать и продавать свои книги опять нужна известность. Об этом и сказала директор книжного магазина в передачи Поэта А. Дементьева на Радио России, что мол ваши книги (то есть А. Дементьева) хорошо берут и, что мол не обязательно быть в Российском союзе писателей, а нужно быть известным. И действительно кому нужны книги неизвестного, современного и не раскрученного поэта даже если его стихи красивые и совершенные…
Сашка
06.09.2023 22:51
Мне интересно было бы услышать мнение Тимати по этому стихотворению.
елена
04.09.2023 16:42
хотелось бы к такой популярной форме знакомства с творчеством поэтов и писателей, одновременно узнать и дополнительную информацию, для которой не надо много места — год создания произведения. А то как в безвременьи — в неизвестном пространстве плаваешь. Уж мы-то можем себе сейчас позволить отметить этот факт как то, что вышло к народу и запомнилось.
Это академическое требование в основе своей несет уважение к культурному контексту.
Chubivaka
09.03.2023 23:21
За что тут в комментариях накидали Пастернаку полную панамку? Чё он такого сделал то.
Анатолий
08.05.2022 06:36
По поводу самого стихотворения — о вкусах не спорят, это ещё древние установили.
По поводу комментария — не всё так однозначно. Пастернак был признан государством как один из виднейших поэтов, печатался. Если говорить о «Докторе Живаго» и Нобелевской премии, то это чистая политика. И спецоперация ЦРУ, вследствие которой роман был издан за границей без ведома автора. И тупость тогдашнего руководителя страны Хрущёва.
Не ограничивайтесь этим «анализом», посмотрите, например, ролик Сапëлкина и Фурсова в ютюб.
Анонимно
28.02.2021 02:56
Стихотворение превосходное! А так называемый «анализ» убогий и бездарный. Интересно, кто автор, который пытается объяснять нам, о чем написал Пастернак. При этом сам пишет чушь о том, что «большинство предпочитало создавать бездарные произведения» и какие-то объёмные мемуары, восхваляя культ личности. Но литературный процесс в то время был многогранным, разнообразным с огромным количеством прекрасных авторов.
Амелия
01.05.2020 15:08
Лучшее стихотворение этого писателя!
Валерий
11.04.2020 18:23
спесь и те же претензии на гениальность… стих — вообще никакой…
Пастернак — приспособленец, сдал Сталину Мандельштама, жил с Ольгой Ивинской при своей жене, смотрел своими бычьими глазами на мир, негодуя, что ему, гению, почести не отдают… написал около 500 стихов за свою жизнь, из которых вы вспомните «Свеча горела…», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», и может — Гамлета… штамповал в 1920-1930 свои символические стишки, заодно — о Сталине и Ленине, о войне, бездарно и штампованно…
Виталий
31.03.2020 08:43
А кто сказал что Пастернак был русский?
Это кощунство ….это полная ложь!
Пастернак был врагом русского народа.
Глеб
31.03.2020 08:41
Интересное, но слабенькое стихотворение!
У поэта и художника Скнарина А. Л. стихи намного ярче, сюжетней и сильнее !!!
Анонимно
16.02.2020 08:41
Дорогой ценой заплатили за свои убеждения великие поэты России, кого ни возьми. Но и стоит её литература, культура в целом и знают её во всем мире именно из-за таких самодостаточных гениальных людей, как Пастернак. Мне всегда хочется кланяться таким людям и просить прощение…
Марго
12.02.2020 23:46
Тащусь от этого стихотворения, вдохновляет каждая строчка!
искренне печалюсь, что в нашем мире нет второго Пастернака.
Согласен с Пастернаком, и я имею право так говорить, что «согласен», потому что я понимаю его мышление.
Не читайте комментарии, пожалуйста.
Повсюду сплетни, которые оголтело несутся прочь от темы. Как не странно, и не грустно, просто нет у многих знакомства с чувствами за границами финансового. Есть капли, но ни разу не без экстримального переплетения с низким и плоским
О, как сразу зашевелились комментаторы, потому что тема зацепила. А всё же знаменитым быть хорошо (есть свои минусы), но зато и слава, и деньги, и большие возможности… И как же это опьяняет и тешит самолюбие… А с другой стороны тем же поэтам, чтобы творить нужен стимул: и деньги, и известность в ответ на праздник ими даваем (а не только дипломы и медали). Например, чтобы выпускать и продавать свои книги опять нужна известность. Об этом и сказала директор книжного магазина в передачи Поэта А. Дементьева на Радио России, что мол ваши книги (то есть А. Дементьева) хорошо берут и, что мол не обязательно быть в Российском союзе писателей, а нужно быть известным. И действительно кому нужны книги неизвестного, современного и не раскрученного поэта даже если его стихи красивые и совершенные…
Мне интересно было бы услышать мнение Тимати по этому стихотворению.
хотелось бы к такой популярной форме знакомства с творчеством поэтов и писателей, одновременно узнать и дополнительную информацию, для которой не надо много места — год создания произведения. А то как в безвременьи — в неизвестном пространстве плаваешь. Уж мы-то можем себе сейчас позволить отметить этот факт как то, что вышло к народу и запомнилось.
Это академическое требование в основе своей несет уважение к культурному контексту.
За что тут в комментариях накидали Пастернаку полную панамку? Чё он такого сделал то.
По поводу самого стихотворения — о вкусах не спорят, это ещё древние установили.
По поводу комментария — не всё так однозначно. Пастернак был признан государством как один из виднейших поэтов, печатался. Если говорить о «Докторе Живаго» и Нобелевской премии, то это чистая политика. И спецоперация ЦРУ, вследствие которой роман был издан за границей без ведома автора. И тупость тогдашнего руководителя страны Хрущёва.
Не ограничивайтесь этим «анализом», посмотрите, например, ролик Сапëлкина и Фурсова в ютюб.
Стихотворение превосходное! А так называемый «анализ» убогий и бездарный. Интересно, кто автор, который пытается объяснять нам, о чем написал Пастернак. При этом сам пишет чушь о том, что «большинство предпочитало создавать бездарные произведения» и какие-то объёмные мемуары, восхваляя культ личности. Но литературный процесс в то время был многогранным, разнообразным с огромным количеством прекрасных авторов.
Лучшее стихотворение этого писателя!
спесь и те же претензии на гениальность… стих — вообще никакой…
Пастернак — приспособленец, сдал Сталину Мандельштама, жил с Ольгой Ивинской при своей жене, смотрел своими бычьими глазами на мир, негодуя, что ему, гению, почести не отдают… написал около 500 стихов за свою жизнь, из которых вы вспомните «Свеча горела…», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», и может — Гамлета… штамповал в 1920-1930 свои символические стишки, заодно — о Сталине и Ленине, о войне, бездарно и штампованно…
А кто сказал что Пастернак был русский?
Это кощунство ….это полная ложь!
Пастернак был врагом русского народа.
Интересное, но слабенькое стихотворение!
У поэта и художника Скнарина А. Л. стихи намного ярче, сюжетней и сильнее !!!
Дорогой ценой заплатили за свои убеждения великие поэты России, кого ни возьми. Но и стоит её литература, культура в целом и знают её во всем мире именно из-за таких самодостаточных гениальных людей, как Пастернак. Мне всегда хочется кланяться таким людям и просить прощение…
Тащусь от этого стихотворения, вдохновляет каждая строчка!