Сергей Есенин – один из самых читаемых и любимых русских поэтов XX века. Его творчество стало отражением судьбы России начала столетия – с её деревенскими истоками, революционными бурями и внутренними противоречиями. Судьба поэта была полна взлётов и падений, встреч и утрат, а его стихи и сегодня звучат свежо и искренне. Ниже – биография Есенина, рассказанная как живая история, чтобы её можно было не только узнать, но и почувствовать.
Детство (1895–1904)
Сергей Есенин появился на свет 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Его отец, Александр Никитич, работал в Москве, поэтому маленького Серёжу воспитывала мать, Татьяна Фёдоровна, вместе с бабушкой и дедом в Константинове. Детство будущего поэта прошло среди бескрайних полей и лесов рязанской земли, под песни и сказания русской деревни. С ранних лет он впитал фольклорные традиции – от бабушки слушал народные сказки и частушки, которые позже пытался воспроизводить в собственных рифмах. Уже в 8–9 лет Есенин начал сочинять простые стихи, подражая народным прибауткам и частушкам, что свидетельствовало о раннем поэтическом даровании.
В 1904 году Сергей поступил в Константиновское земское четырёхклассное училище. Учился он прилежно, хотя и озорничал – известно, что однажды его оставили на второй год из-за шалостей. Тем не менее школу он окончил в 1909 году с похвальным листом. Атмосфера родной деревни оставалась для мальчика главным источником вдохновения: каждое утро по пути в школу – «по заре и звёздам», как он сам образно выражался – перед его глазами расстилались туманные луга, река Ока и белоствольные берёзы родного края. Эти впечатления детства навсегда поселились в душе поэта. Позднее в его известных строках «Гой ты, Русь, моя родная…» и других ранних стихах ясно звучит светлая любовь к крестьянской Руси и природе родного Рязанского края.
Юность и учёба (1904–1912)

Окончив сельское училище, шестнадцатилетний Есенин продолжил образование. В 1909 году его зачислили в Спас-Клепиковскую второклассную церковно-учительскую школу, куда он уехал из родного села. В Спас-Клепиках Сергей прожил три года, именно там обрёл своего первого близкого друга – Григория Панфилова. Их дружба оказалась столь значимой, что Есенин называл Панфилова «светочем своей жизни». В школьные годы он не оставлял поэтических занятий: учитель словесности вспоминал, как юный Сергей поразил его собственным стихотворением «Звёзды», настолько зрелым, что педагог даже предложил отправить его в печать. Творческое дарование Есенина росло, подпитываемое и духовными беседами с другом, и классическими произведениями, которые он жадно читал в библиотеке.
В 1912 году, получив звание «учитель школы грамоты» по окончании учительской школы, Есенин вернулся ненадолго в родные места. Он даже попытался издать в Рязани свой первый поэтический сборник «Больные думы», но местные издатели тогда его не поддержали. Юному поэту стало ясно, что путь к литературе лежит через столицу. В том же 1912 году он решается переехать в Москву – город больших возможностей и литературных кружков.
В Москве жизнь Есенина сначала была непростой: он поселился у отца, который служил приказчиком (продавцом) в мясной лавке купца Крылова, и сам поступил туда же на работу помощником. Но торговое дело не привлекало Сергея – гораздо больше его манила литература. Уже вскоре он ушёл из лавки и устроился корректировщиком в типографию знаменитого издателя И.Д. Сытина. Эта работа дала ему доступ к множеству книг и журналов. Свидетельница тех лет, Анна Изряднова (его первая любовь, с которой он познакомился в типографии), вспоминала: «Он всё свободное время читал, жалованье тратил на книги, журналы». Одновременно Есенин жадно впитывал знания на лекциях Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского, куда был принят вольнослушателем осенью 1913 года. Там он сдружился с начинающими поэтами и писателями, обсуждал новинки литературы. Эти годы в Москве стали для Есенина временем формирования мировоззрения: от сельского юноши он превращался в образованного молодого человека, готового заявить о себе в литературе.
Первые шаги в литературе (1912–1915)
В шумной дореволюционной Москве Есенин постепенно вошёл в круг литераторов. Он посещал поэтические кружки, в том числе Суриковский литературно-музыкальный кружок, куда пытался вступить в 1914 году. Первые публикации не заставили себя ждать: в январе 1914-го в детском журнале «Мирок» появилось его стихотворение «Берёза» под псевдонимом «Аристон». Вскоре там же были напечатаны и другие нежные лирические миниатюры – «Поет зима — аукает», «Пороша», «С добрым утром!». Эти стихотворения о природе и деревенском быте сразу показали особый талант Есенина – тонкого лирика, певца крестьянской Руси.
Юный поэт искал поддержки у старших коллег. Он писал письма известным писателям, отсылая им свои стихи. В это же время в Москве завязался его гражданский брак с Анной Изрядновой, работавшей в той же типографии; в декабре 1914 года у них родился сын Юрий. Семейные заботы, однако, не остановили Сергея на пути к славе. В начале 1915 года Есенин покидает Москву ради исполнения мечты – отправляется покорять столицу империи, Петроград. Он взял с собой кипы своих стихов и несколько рекомендательных писем.
В марте 1915 года в Петрограде состоялась судьбоносная встреча: 19-летний провинциальный поэт пришёл к самому Александру Блоку. Блок принял Есенина у себя дома, выслушал его стихи и был тронут искренностью этого «золотоволосого паренька из Рязани». Восхищённый талантом юноши, Блок дал ему рекомендательное письмо к поэту Сергею Городецкому. Так началось стремительное вхождение Есенина в петербургские литературные круги. Через Городецкого он познакомился с поэтом-«крестьянским пророком» Николаем Клюевым, чьи деревенские мотивы были близки Сергею. Есенин быстро обзавёлся репутацией самобытного «новокрестьянского» поэта – его простая, певучая лирика о деревне звучала свежо на фоне городской поэзии того времени. В литературных салонах Петрограда он читал свои стихи наравне с маститыми авторами, и публика принимала его тепло. «Гой ты, Русь, моя родная», «Край любимый», «Троицыно утро» – эти строки из его стихов 1915–1916 годов полюбились слушателям и критикам. По воспоминаниям современников, в светлых голубых глазах Есенина горел «огонёк» вдохновения, когда он декламировал про родные поля и берёзки, вызывая у публики то слёзы умиления, то улыбку. Молодой поэт обрёл первых поклонников и меценатов. В конце 1915 года он уже был знаком с такими известными литераторами, как Максим Горький, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Анатолий Мариенгоф – для юноши из рязанской глубинки это означало начало признания.
Петербургский период (1915–1917)
1916 год стал для Есенина временем первых больших успехов и серьёзных испытаний. В начале года вышла его дебютная книга стихов «Радуница». Этот сборник окончательно утвердил молодого автора как яркого поэта. Стихи, вошедшие в книгу («Выткался на озере алый свет зари…», «Сыплет черёмуха снегом», «Заиграй, сыграй, тальяночка» и другие), были проникнуты любовью к крестьянской Руси и тонким чувством природы. Критики отмечали в Есенине «мастера глубоко психологизированного пейзажа», умеющего простыми словами выразить душу народную. Одновременно самобытность его поэзии сочеталась с мотивами из фольклора и древнерусской литературы – например, он написал поэму «Сказание о Евпатии Коловрате» по мотивам легенд о рязанском богатыре. Таким образом, Есенин заявлял о себе как продолжатель традиций народной поэзии, но на новый лад.
Однако в 1916 году реальность ворвалась в жизнь поэта: шла Первая мировая война, и весной Есенина призвали в армию. Благодаря ходатайствам покровителей (упоминается помощь поэта Клюева и даже знаменитого Григория Распутина при дворе) Есенина не отправили на фронт, а определили санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд №143 во дворце императрицы Александры Фёдоровны. Служба проходила неподалёку от столичных кругов, поэтому Сергей продолжал встречаться с поэтами и выступать на литературных вечерах даже в военной форме. Летом 1916 года, во время одного из концертов для раненых в царскосельском госпитале, он читал свои стихи в присутствии самой императрицы и ее дочерей. Говорят, Александра Фёдоровна была тронута его проникновенными строками о Родине и в благодарность подарила Есенину золотые часы с гербом. Это был удивительный момент, когда простой крестьянский сын снискал признание даже при Императорском дворе.
В феврале 1917 года, ещё до бурных революционных событий, Есенин окончательно оставил военную службу – с началом Февральской революции дисциплина в царском поезде ослабла, и поэт фактически самовольно уехал домой в Константиново. Тот период он встретил, по его словам, «сочувственно, но скорее стихийно, чем сознательно». В марте 1917-го Есенин обвенчался с Зинаидой Райх – своей первой официальной женой, которая работала машинисткой в газете. Летом они пожили в деревне на севере, у друга поэта, и Сергей наблюдал перемены, которые несла революция русской глубинке. Его впечатления от 1917 года позднее выльются в творчестве. Сам он спустя несколько лет писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном». Эта фраза точно передаёт двойственное отношение Есенина: он сердцем был с народом и его надеждами, но мыслил категориями крестьянской Руси, а не партийной идеологии.
Послереволюционные годы (1917–1921)
После Октябрьской революции Сергей Есенин перебрался весной 1918 года из Петрограда в Москву. Москва революционная встретила поэта новыми возможностями и вызовами. Есенин активно включился в литературную жизнь молодой Советской Республики. В 1918 году вместе с единомышленниками (поэтами Сергеем Клычковым, Петром Орешиным, Андреем Белым и др.) он организовал в Москве издательство «Московская трудовая артель художников слова (МТАХС)». Это было кооперативное начинание писателей, которые хотели издавать новые книги. В том же году в семье Есенина произошли изменения: его брак с Зинаидой Райх распался, она увлеклась другим (впоследствии стала женой режиссёра В. Мейерхольда), однако у Зинаиды с Сергеем было двое детей – дочь Татьяна и сын Константин (поэт неоднократно их навещал). Есенин тяжело переживал разрыв, но находил утешение в творчестве.
В 1919 году Есенин вместе с группой молодых поэтов объявил о создании нового литературного направления – имаженизма (от слова «imago» – образ). В газетах появилась «Декларация имажинистов», одним из авторов которой он был. Имажинисты провозглашали самоценность поэтического образа, яркую метафорику, смелый разрыв с реализмом. В их круг вошли Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев – творческая богема Москвы. Есенин стал неформальным лидером этого движения, хотя и не разделял некоторых ценностей. «Чувство Родины – основное в моём творчестве», – писал он, оставаясь верен своим крестьянским истокам. Поэтому когда имажинисты слишком увлекались формальными экспериментами, Есенин мог отойти в сторону. Тем не менее, период 1919–1920 годов для него – это бурная литературная и личная жизнь: шумные вечера в кафе «Стойло Пегаса», эпатажная слава поэта-хулигана, о которой гудела вся Москва. Он публикует сборники «Голубень», «Трёхчастная песнь», пишет поэмы и статьи, пробует себя в прозе. Его стихи этого времени – более городские, хулиганские, полные тоски и дерзости («Исповедь хулигана», «Москва кабацкая»). За дерзкое поведение его даже исключали на время из Союза поэтов. Не раз он попадал и в поле зрения новой власти: известно, что в 1920 году Есенина арестовывали органы ВЧК за связи с анархистами и эсеровскими кругами, правда, быстро отпускали.
В эти же годы поэт не забывал родную землю. Он часто навещал Константиново, особенно когда начиналась Гражданская война и вокруг бушевали перемены. Летом 1918-го, а затем и в 1921 году Есенин приезжал в родное село, видел разруху, голодных крестьян, слышал рассказы о братоубийственной войне. Эти впечатления отразились в его творчестве: так, позже, в 1925 году, он напишет поэму «Анна Снегина», где через историю родной деревни покажет драму революции и гражданской смуты. А в 1920–21 годах он создаёт поэму «Пугачёв» – романтическое переложение крестьянского бунта, очевидно навеянное мыслями о судьбах народа в эпоху потрясений. «Коммуной вздыбленную Русь» он стремился понять и принять, но одновременно ощущал себя певцом «Руси уходящей, золотой бревенчатой избы». Это противоречие между новой советской действительностью и уходящим миром стало главной драмой есенинской души в те годы.
«Имажинизм» и московская жизнь (1920–1923)
К 1920 году Сергей Есенин был уже известной фигурой в Москве – не только как талантливый поэт, но и как легендарный гуляка. Его называли «поэт-хулиган», и он сам иронично принял этот образ, посвятив ему цикл стихов «Исповедь хулигана». Вместе с друзьями-имажинистами Есенин эпатировал публику: они разгуливали по Тверской в ярких шелковых рубашках, декламировали стихи в ресторанах, устраивали литературные вечера, где ломали устоявшиеся нормы. В кафе «Стойло Пегаса» собиралась эта богемная компания – здесь часто можно было увидеть Есенина с бокалом вина, окружённого поклонниками и скандальными слухами. Порой их развлечения заходили слишком далеко: известно «дело четырёх поэтов» в ноябре 1923 года, когда Есенин и товарищи были задержаны милицией за дебош, и их даже обвиняли (необоснованно) в антисемитских высказываниях. Товарищеский суд в Доме печати тогда вынес им лишь порицание за хулиганство, но слава скандалиста за поэтом закрепилась.
Несмотря на внешнюю распущенность, в эти же годы Есенин много и плодотворно пишет. Он окончательно отошёл от раннего «социального романтизма» и пережил мировоззренческий перелом. Исследователи отмечают, что в 1923 году поэт «полностью отошёл от своего социального романтизма и приблизился к неприятию революционных событий 1917 года и советской власти». Заграничные впечатления (о которых ниже) и внутренняя усталость от революционной риторики привели его к переоценке ценностей. В стихах начинают звучать мотивы разочарования и одиночества. Он расстаётся со своими имажинистскими амбициями: в 1924 году группа имажинистов официально объявила о самороспуске, и в этом Есенин сыграл ключевую роль. Сам он писал в газету «Правда» о том, что поэзия не должна замыкаться в узкой школе, что для него теперь главное – правда жизни, а не игра образами. Так завершился этот яркий, но короткий имажинистский период.
Однако московская жизнь продолжала испытывать Есенина. Его здоровье подорвали бесконечные ночные гулянья и алкоголь. В начале 1924 года произошёл драматический эпизод: поэт оказался в больнице с тяжёлой травмой руки – по одной версии, он сам поранился в припадке, по другой – подрался (детали неясны). Состояние было серьёзным, его даже помещали на некоторое время в психиатрическую клинику. Доктора диагностировали у Есенина «тяжёлое психическое расстройство», требующее лечения. Из клиники его довольно скоро выпустили, но стало ясно, что душевный кризис нарастает. Весной 1924-го, чтобы прийти в себя, Сергей уехал на Кавказ – бродил по Тифлису, Баку, искал вдохновения и покоя. На фоне этих потрясений он пишет сильные лирические произведения: цикл «Персидские мотивы» (вдохновлённый Востоком), стихотворения «Письмо к женщине», «Мой путь», прощаясь в них с бурной молодостью. Постепенно он готовился оставить роль скандального хулигана и обрести новое, более спокойное пристанище в жизни.
Заграничные поездки (1922–1923)
Ещё одним переломным моментом для Есенина стали поездки за границу. Осенью 1921 года в Москву на гастроли приехала знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан. Есенин встретил её – женщину старше себя почти на 18 лет – и между ними вспыхнул бурный роман. Весной 1922 года 26-летний поэт женился на 45-летней Дункан. Этот союз был неожиданным: он – русскоязычный поэт из крестьян, она – мировая звезда танца, не говорившая по-русски. Тем не менее, Айседора боготворила «русского гения», а Сергей был очарован её харизмой. Летом 1922 года супруги отправились в заграничное турне: Дункан дала Есенину возможность увидеть мир, сопровождая её выступления. Они побывали в странах Европы – Германия, Бельгия, Франция, Италия – а затем отправились за океан, в Соединённые Штаты. В октябре 1922 года Есенин прибыл в Нью-Йорк и окунулся в шумную американскую жизнь.
За границей Сергей увидел контраст с родиной: роскошные города, иные обычаи, капиталистическое общество – всё это вызывало у него смешанные чувства. Современники утверждали, что за границей он много пил и скандалил, скучая по дому. Газеты писали о выходках «дикого русских поэта» – так, в США он мог на банкете внезапно начать громко читать стихи по-русски или выплеснуть вино на стену в порыве тоски. Тем не менее, есть свидетельства, что эмигранты в Европе сумели донести до Есенина происходящее в России, и это привело его к переоценке взглядов. Именно в эмиграции Сергей окончательно понял, что романтика революции умерла в его душе, а родная крестьянская Русь уходит безвозвратно. Он остро тосковал по Родине – эту тоску он вымещал в новых произведениях, над которыми работал вдали от дома. В Берлине в 1922 году Есенин издал первый том своего сборника сочинений, куда вошла лучшая часть его поэзии. Там же начал писать поэму «Страна негодяев», полемически осмысляя советскую действительность, и задумал философскую поэму «Чёрный человек» – о мрачной стороне собственной души.
В феврале 1923 года Айседора Дункан и Сергей Есенин вернулись в Россию. Почти сразу их пути разошлись: культурные и языковые различия, вспыльчивый нрав Есенина и их неустроенный быт привели к тому, что брак фактически распался. Официально они не оформляли развод, но в 1923 году пара разъехалась и больше вместе не жила. Есенин позже довольно сурово отзывался об Америке и Европе, называя Запад «страной негодяев» в одноимённой поэме. Но бесценный опыт путешествий сказался на его мировоззрении: он вернулся другим человеком – трезвее, взрослее и в чём-то разочарованным. В это время в его творчестве все явственнее звучат ноты трагического надлома.
Примечательно, что пока Сергей гастролировал, на Родине случилось несчастье: в Константинове сгорел дом его родителей. Узнав об этом, Есенин, находясь за границей, писал письма с просьбами о помощи, стремился восстановить родное гнездо. Он даже предлагал местным властям устроить платный вечер своих стихов и отдать выручку семье. Это трогательное старание говорит о том, что несмотря на заморские поездки, сердцем поэт навсегда оставался в своей рязанской деревне.

Последние годы (1924–1925)
Возвратившись из-за границы, Есенин попытался начать новую жизнь. В 1924–1925 годах он много путешествовал по России, как будто искал себе место. Чаще всего поэт приезжал в родное Константиново – словно черпая там силы. В эти поездки он написал целый ряд замечательных стихотворений, проникнутых светлой грустью и ностальгией: «Возвращение на Родину», «Отговорила роща золотая…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». В них он прощается с отчим домом, с юностью. Он чувствовал, что «Русь уходящая» – старая деревенская Россия – навсегда остаётся позади, и пытался примириться с новой «Русью советской», возрождающейся после потрясений. Так появилась поэма «Русь советская» (1925), где Есенин старается понять, что несёт крестьянам новая власть, хотя и пишет с болью расставания с прежним укладом. Одновременно поэт создал цикл нежных лирических стихов о любви и природе – «Персидские мотивы» (1924), вдохновлённых поездкой на Кавказ. Казалось, его муза вновь обрела чистоту и простоту.
Личная жизнь Есенина в последние годы была беспокойной. В 1924 году у него завязался роман с актрисой Августой Миклашевской, которой он посвятил цикл стихов «Любовь хулигана». Но эта связь была недолгой. В 1925 году Сергей неожиданно встретил Софью Толстую – внучку Льва Толстого. Молодая образованная женщина захотела спасти поэта от губительного образа жизни. В сентябре 1925 года Есенин женился на Софье, надеясь обрести семейный уют. Однако и этот брак длился всего несколько месяцев: слишком поздно поэт пытался «устроить» судьбу. Душевный надлом не исчез. Сестра Есенина вспоминала, что в 1925-м «Сергея тяготила семейная неустроенность, отсутствие своего угла». Он метался между Москвой и Ленинградом, пытался много работать: подготовил трёхтомное собрание своих стихотворений (томики с берёзками на обложке, вышли уже после его смерти, в 1926 г.). Осенью 1925-го Есенин всё чаще говорил о желании уехать в Ленинград и начать там новую страницу жизни – выпускать свой литературный журнал, например.
К середине 1925 года у поэта обострилась депрессия. Его творчество, правда, переживало всплеск – написаны одни из лучших лирических шедевров: «Письмо матери», «Не жалею, не зову, не плачу», «Мне осталась одна забава…». Но внутренне Есенин чувствовал себя опустошённым. Он проходил курс лечения от невроза в московской клинике профессора Ганнушкина. В декабре 1925 года, не долечившись, поэт внезапно решил уехать в Ленинград – видимо, в надежде убежать от прошлого и от своего болезненного состояния. 21 декабря он выписался из клиники, собрал вещи и отправился на поезде в Ленинград. Там его приютил давний друг, поэт Вольф Эрлих. Есенин планировал обосноваться в Ленинграде, снять жильё, однако судьба распорядилась иначе.
28 декабря 1925 года Сергей Есенин трагически скончался в ленинградской гостинице «Англетер». Согласно официальному заключению, он покончил с собой, повесившись в своем номере, находясь в состоянии тяжёлой депрессии. Эта новость потрясла всю страну – поэту было всего 30 лет. Тем не менее, обстоятельства смерти Есенина до сих пор вызывают споры. Сразу после трагедии появились версии, что поэта могли убить по чьему-то злому умыслу. Некоторые современники подозревали вмешательство тайной полиции или чью-то месть – указывали, например, на странные ушибы на теле, на поспешность закрытия дела. В советское время официальная версия о самоубийстве не подвергалась сомнению, однако впоследствии исследователи и журналисты выдвигали альтернативные гипотезы. По одной из них, Есенин якобы был убит агентами, инсценировавшими смерть; по другой – доведён до самоубийства провокациями. Окончательных доказательств нет, и гибель поэта остаётся окутанной тайной. Как бы то ни было, 31 декабря 1925 года в Москве прошли его похороны: проститься с Есениным пришли тысячи людей, его похоронили на Ваганьковском кладбище. Так завершилась короткая и яркая жизнь народного поэта России.
Заключение
Сергей Есенин оставил неизгладимый след в русской поэзии XX века и занял особое место в мировой культуре. Его называли «Пушкиным XX века», и не случайно – по общенародной любви и узнаваемости строк Есенин действительно сравним с Пушкиным. Он сумел соединить в своих стихах красоту народного языка, искренность крестьянской души и новаторский поэтический образ. Есенинское новаторство проявилось в создании той самой «новокрестьянской» лирики – голоса деревенской России, прозвучавшего на всю страну. Кроме того, на короткое время он стал лидером имажинизма, попробовал себя в авангарде, расширив выразительные возможности поэзии образами и метафорами. Его опыт – личные переживания, драматические взлёты и падения – питал творчество, делая каждое стихотворение исповедью. Современники отмечали необычайную эмоциональную силу его выступлений: слушая Есенина, люди смеялись и плакали. Он писал о том, что было близко миллионам – о родной земле, о любви, о тоске по утраченной идиллии, о поиске смысла в бурном новом мире. При жизни его слава была противоречивой: официальная критика порой обвиняла поэта в «кулацкой» идеализации деревни или хулиганстве, но народ обожал его стихи, распевая их как песни. После смерти Есенина его репутация только росла. Сегодня его творения переведены на десятки языков, имя известно во всём мире, а строки «До свиданья, друг мой, до свиданья…» и «Ты жива ещё, моя старушка?» трогают сердца новых поколений.
В истории русской литературы Сергей Есенин остаётся одним из самых любимых и ярких лириков. Его жизнь, полная контрастов – от сельской тишины до столичных скандалов, от народного признания до личных драм – сама стала легендой. И легенда эта живёт: в родном Константинове действует музей-заповедник Есенина, в городах России и за рубежом ему поставлены памятники, его стихами называют корабли, рестораны, улицы. Поэт, чья звезда зажглась над рязанскими полями, сумел своим словом осветить путь многим читателям. Значение Есенина для русской культуры огромно: он вернул поэзии голос простого народа и доказал, что народная душа достойна стать главной темой высокой литературы. Потомки ценят и помнят Есенина – поэта, который прожил всего три десятилетия, но успел сказать слово, отозвавшееся в вечности.