«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождем…
— Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Анализ стихотворения «Летний дождь» Майкова
Аполлон Николаевич Майков – классик не только отечественной поэзии в целом, но еще и детской в частности.
Стихотворение написано в 1856 году. Его автору в эту пору исполнилось 35 лет, он активно публикуется, служит в цензурном комитете, женат, воспитывает двоих детей. Работой он не тяготился, впоследствии дорос до главы поименованного комитета. События Крымской войны повлияли на мировоззрение поэта, он все больше сближался со славянофилами, людьми государственного склада ума. Литературные критики к его творчеству относились по-разному, демократическая часть их, конечно, бранила за отсутствие политической остроты, отказ отдать свой талант на борьбу с социальными противоречиями, на злобу дня. По жанру – пейзажная миниатюра, по размеру – трехсложник со сложной рифмовкой, образованной по типу опоясывающей. Рифмы открытые и закрытые, деления на строфы нет. Интонация сердечная, ласковая, с двумя восклицаниями и одним многоточием. Стихотворение начинается с восторженного детского крика. В первой же строке – метафора: золото падает с неба. Произведение довольно глагольно. На одно пятистишие приходится несколько лексических (тавтологических) повторов: золото, сберем. «Цвет» дождя легко объясним. Это мог быть так называемый грибной дождик, капли которого падают из низких туч, редкий, освещаемый солнцем. Впервые под него можно попасть уже в мае. Или же слепой дождик, никак не связанный с появлением грибов, зато вполне совпадающий с посевом яровых зерновых культур. Он также идет сквозь солнце. «Дети бегут»: видимо, зона дождя перемещалась вслед за воздушными массами. Именно за ней бежала детвора. Ответом на поднявшуюся кутерьму служит определенно ответ взрослого человека, возможно, умудренного годами. «Полноте»: устаревшее выражение мягкой просьбы о прекращении какого-либо действия. «Его мы»: взрослый подхватывает игру, почти всерьез убеждая детей, что волноваться не стоит, никто не упустит сияющее сокровище. Местоимение «мы» указывает, что трудиться на сборе урожая будут все. Влага напитает поля, и земля уродит хлеб. «Золотистым зерном» вернется «золото» с небес. «Полных амбарах»: житницах для хранения. «Душистого хлеба»: здесь уже идет речь о выпекании хлеба в домашней печи. При таком способе изготовления караваи становились особенно ароматны и воздушны. Чувствуется оптимизм, надежда на сытный год, достаток.
Впервые стихотворение А. Майкова «Летний дождь» было опубликовано в журнале для детей «Подснежник».