Александру Блоку
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
Анализ стихотворения «Я пришла к поэту в гости» Ахматовой
Обмен стихотворениями оставил в истории литературы вещественный след встречи А. Блока и А. Ахматовой.
Стихотворение написано в январе 1914 года. Поэтессе в эту пору 26 лет, она автор дебютной книги стихов, готовит к печати следующую, замужем за Н. Гумилевым, воспитывает сына. Собственно, в стихотворении описан визит поэтессы к мэтру с просьбой об автографе на книгах. Состоялся он в декабре 1913 года. Спустя время она получила книги обратно. Две были с краткой надписью «Ахматовой – Блок», а третья украшена мадригалом «Красота страшна – Вам скажут». Именно на него поэтесса отвечает своим «Я пришла к поэту в гости», написанным, кстати, тем же размером.
Вообще, впервые они увиделись еще в 1911 году, спустя несколько месяцев познакомились. Затем несколько случайных встреч, история с тремя автографами, обмен посвящениями. Она робела, он держал дистанцию и сдержанно оценивал ее стихи. Удивительно, но его мать, наслышанная об А. Ахматовой, даже не прочь была видеть ее своей невесткой, хотя к тому времени А. Блок был давно женат. А. Блок понимал, что она видит в нем вымышленного героя, потому и так сдержан в своем посвящении. Что ж, ответ он получил в сходной манере. Впрочем, нельзя отрицать, что определенная теплота проскальзывает и там, и там.
По жанру – бытовая зарисовка со своеобразным шифрованным подтекстом, по размеру – четырехстопный хорей. Большинство строк без рифмы, однако в некоторых есть подобие смежной рифмовки, 4 строфы. Лирическая героиня – сама автор. Композиция кольцевая, лейтмотив первого четверостишия возобновляется в последнем. Автор не пытается произвести впечатление своим поэтическим мастерством, но также не боится упрека, что стихам не хватает глубины. Уже в 1 строке она обозначает, что всего лишь гостья у известного поэта. Белый день, морозец, воскресенье (название этого дня недели станет неким тайным символом, оно прозвучит в стихотворении дважды, как эпифора). «Ясно смотрит»: здесь единственное восклицание. Третья строфа – посвящена глазам поэта. Она признает, что ей в них лучше «вовсе не глядеть». Была еще и «беседа» с «молчаливым хозяином». Она прислушивается к своим ощущениям. Но этого не высказать словами. Однако друг про друга они нечто поняли, каждый свое. Читателю же остается только то, что на поверхности. Эпитеты: малиновое солнце, дымный полдень, лохматым дымом. Инверсия: запомнится беседа. Дан также беглый, но вполне выразительный портрет города и комнаты.
Произведение «Я пришла к поэту в гости» Анны Андреевны Ахматовой – отклик на адресованное ей Александром Александровичем Блоком посвящение.
Вот пришла, а отзывов-то нет.
Только Блока сей таинственный портрет.
А ко мне никто не ходит,
Хоть я тоже и поэт.
Только скука, гнев и лень
И тоска с хандрою…
Посещают каждый день
С неотвязною тоскою. Алексей Баталов 4. Дом Поэта.